Конспект урока по обучению грамоте по УМК Планета Знаний на тему: Буквы Ч, ч

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Тема урока: " БУКВЫ Ч, ч. СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч']. Класс: 1 Б УМК «Планета Знаний» Букварь Андриановой Т.М. Дата: 4.02.2015


Провела : Грачёва Е.С.

Проверила: методист Карпова Е.В.




Обучающие цели:

1.Формирование умения правильно обозначать звук [ч'] буквами «Ч,ч»

2.Формирование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения слов и предложений.

3.Создание условий по организации деятельность учащихся, направленных на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности; на умение разрешать поставленные проблемы.

4. Расширение активного и пассивного словаря детей.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Создание условий для развития фантазии, воображения, наблюдательность, фонематического слуха, умения давать полный, связный ответ, умения найти информацию, выполнять знаков-символьные действия.

Логические УУД:

умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать развитию умения анализировать звуки, развитию фонематического слуха.

Регулятивные УУД: рефлексия границы знания и незнания, контроль

Коммуникативные УУД:

-Создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

развития умения кратко излагать свои мысли.

- Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.

Воспитательные цели:

1.Раскрытие для детей красоты и богатства родного языка.







Энциклопедическая справка Самовар- устройство для кипячения воды и приготовления чая. Чайник- небольшой закрытый сосуд с носиком и ручкой для подогревания и кипячения воды. Обычно чайники изготавливаются из металла. Чаёвничать - проводить время за чаем. Чаёвник - любитель пить чай. Алтан - хан - титул, которым монголы называли императоров чжурчжэньской империи Цзинь



















Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

формированиеУУД

1.Организационный момент (2 мин)


Здравствуйте, ребята. Готовы ли вы к новым открытиям? Вспомним правила взаимодействия и пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам и себе с интересом и удовольствием провести этот урок, узнать много нового и полезного.

- На Руси русские люди любили приглашать гостей..


звучит песня в исполнении Леонида Утёсова «У самовара я и моя Маша»


2. Мотивация учебной деятельности (4 мин)

-Что обязательно находилось в центре стола?

- Что такое самовар?

- Каким предметом мы заменили самовар?

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово чайник?

- Определим значение этого слова (многозначность)

- Что называем чаем?

- Подберём ещё несколько родственных слов.

(учитель записывает на доске)

( чаёк,чайная, чаёвничать,чаёвник)

- Что обозначают слова?

-Значение какого слова вам не совсем понятно?

- Кто объяснит значение слова?

Этот предмет - самовар (устройство для кипячения воды и приготовления чая.) Чаще в быту мы используем чайник.

Это слово произошло от слова чай.

(напиток, лист, куст)

познавательные УУД

3. Целеполагание(2 мин)

Посмотрите на изображения героев? Из каких они произведений?-

Какой звук мы слышим в начале слов?

- Кто объявит тему урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

-Какую работу мы должны выполнить, чтобы достичь поставленных целей?

Чиполлино и Чебурашка

Мы слышим звук [ч]

Тема урока: " звук [ч'].

БУКВЫ Ч, ч"

-познакомиться с новым

-согласным звуком [ч'], обозначающим букву ч;

-учиться отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков;

-учиться читать слова с новым звуком.

Будем по учебнику, с таблицей звуков, используем ранее полученные знания

регулятивные УУД

4. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

Постановка проблемы.

Составим звуковую схему слова чай

Почему мы не сможем это сделать?

Работа над звуко - буквенной характеристикой слова чай.

(работают в паре по рядам)

Задания на карточках

1 - парный - непарный (записать парные согласные)

2 - звонкий - глухой (определить по чтению слогов)

3 - твёрдый - мягкий (определить по чтению слогов)

Вывод звук [ ч] - непарный согласный, звонкий и всегда мягкий

- Какой буквой обозначаем звук? (Ч ч)


Физминутка

Устал - пей чай, жарко - пей чай,

хочешь согреться - пей чай.

Не знаем характеристику звука

работа в паре (исследовательская работа)

Ответы по вариантам

1 -непарный

2 - звонкий

3 - мягкий

Самопроверка

звук [ ч] - непарный согласный, звонкий и всегда мягкий

коммуникативные УУД


регулятивные УУД

5.Этап первичного закрепления (9мин)

Работа по учебнику. стр. 96

-Чем отличаются слова в 1 столбике?

Слова во 2 столбике?

Слова в 3 столбике?

Обратите внимание, что тут необычно?

Для чего обычно используется мягкий знак в слове после согласного?

Нужен ли Ь знак после Ч для смягчения звука?

Так чем же ещё отличаются слова в этом столбике, почему в одном слове есть ь знак, а в другом нет?

Если сочетается со словом Он?

А если с Она?

- Какое место занимает новый звук в словах?

Работа над текстом.

Жужжащее чтение вслух.

Бобик в гостях у Барбоса.

- Произведение какого жанра вы прочитали?

Что необычного заметили в тексте?

Работа над содержанием.

Почему Бобик удивился?

Почему Бобик не понимал слова Барбоса?

У всех слов есть своё значение.

В прямом значении и переносном.

Словосочетания: часы ходят, бьют, стучат в каком значении?

Послушайте стихотворение Орлова «Часы», и назовите слова в переносном значении.

Говорят «часы стоят».

Говорят «часы спешат».

Говорят «часы идут»,

Но немного отстают».

Мы смотрели с Мишкой

вместе,

Но часы стоят на месте.

Работа с иллюстрациями с.96

О каких предметах можно сказать, что они идут?

О каких предметах можно сказать, что они плывут?

О каких предметах можно сказать, что они ползут?

В каких случаях слова использовались в прямом смысле?

Когда в переносном?

Чтение слов

Ударением

Часики ласковое название часов, маленькие часы

Показатель мягкости согласного.

Нет, звук [ч'] всегда мягкий.

Сочетание со словами ОН и ОНА

Не пишется

Пишется

Звук может быть в начале слова и в конце слова

Читают хорошо читающие дети вслух.

Сказка.

Ведут диалог

Что часы ходят.

Слова не в своём значении.

В переносном значении

Часы стоят, спешат, идут, отстают

О поезде, человеке, дожде, дыме

О корабле, облаке

О туче, улитке

О человеке, корабле, улитке

О дожде, облаке, туче, дыме

познавательные УУД



познаватель

ные УУД


личностные УУД

Этап включения в систему знаний и повторения ( 7 мин)

Работа над пословицей (Чужим умом долго не проживёшь)

Работа над фразеологизмами.

- Если вы будете обладать хорошими манерами вас непременно часто будут «звать на чай».

- Предположите когда на Руси стали «чаи гонять»?

Исторические данные (рассказ учителя)

В 1638 году царь Михаил Романов направил послов в Сибирь к монгольскому правителю Алтан - хану. Во время обеда гостей поили горьковатым напитком и дали в подарок царю 200 пакетов с чаем. Так впервые на Руси узнали об этом напитке, который стоил очень дорого и позволить купить его могли только богатые люди, а бедные даже и не знали, что с ним делать.

Послушайте шуточное стихотворение о таком бедняке.

Прослушав его, ответьте на вопрос, без чего нельзя приготовить чай?




Работа в тетради с.45

1) подчеркни в тексте слова с противоположном значении

2) дописать слоги, получаем слова.

3) Вычеркни «лишние» слова

Чай на Руси стали пить очень давно.


(читает ученик)

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить

А я отроду не знаю, как же этот чай варить

Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудил его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом-то догадался, что забыл я посолить

Ответы учеников.

Чай нельзя приготовить без

Чая- водички

Задача, чучело, начало, чудеса

Меч, чайки, овечка

коммуникативные УУД

Рефлексия (3 мин)

Где в слове может стоять буква ч?

- Какой звук имеет буква?

Удалось ли нам выполнить цели, которые мы поставили перед собой на уроке?

- Чему мы научились на уроке?

- Что мы узнали на уроке?


Как ты оцениваешь себя на уроке?

Каждый ученик приклеивают свой чайный листочек

  • золотой, если все понял на уроке, выполнял задания без ошибок, доволен собой;

  • серебряный, если допустил неточность в работе;

  • розовый - "ещё надо постараться, и придет успех"

Может стоять в начале, середине и в конце слова.

звук [ ч] - непарный согласный, звонкий и всегда мягкий

Да, мы достигли выполнения всех целей.

познакомились с новым

-согласным звуком [ч'], обозначающим букву ч;

-научились отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков;

-научились читать слова с новым звуком.

Узнали много интересного о чае, истории возникновения традиции чаепития на Руси.

Дети приклеивают на лист свои листочки


регулятив ные УУД



© 2010-2022