Согласные звуки [м] и [м] 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

литературного чтения

(обучение грамоте)

Тема урока:

Согласные звуки [м] и [м']

Конспект урока Тема: Согласные звуки [м] и [м'] Цели урока: создание условий для формирования умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; воспитывать культуру учебного труда. Тип урока: урок освоения нового материала. Вид урока: урок решения познавательных задач. Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы: словесный; наглядный; практический.

Планируемые результаты:

Предметные: дифференцировать звонкие звуки [м] и [м'] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов, текстов;

Личностные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке? выполненное задание совместно с учителем, самостоятельно оценивать выполненное задание.

Познавательные УУД: сравнение предметов, нахождение общего и различия; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: соблюдение простейших норм речевого этикета, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя,

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности Слайд 2. Создание благоприятной рабочей обстановки Прозвенел звонок, начинается урок. Чтобы урок пошёл каждому впрок, Активней в работу включайся, дружок! - С каким настроением пришли вы на урок поднимите руку, у кого оно хорошее, а у кого - не очень хорошее? А есть ли ребята с плохим настроением? - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Актуализация знаний учащихся Слайд 3. Фонетическая разминка Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мо - мо - мо - мы едим эскимо. Мы - мы - мы - прочитали мы. Ми - ми - ми - поём ноту ми. Слайд 4. Гусь гогочет [га - га - га] Коза мекает [ме - ме - ме] Волк воет [у - у - у] Осёл говорит [иа - иа - иа] Слайд 5. Скороговорки с выделением звуков Мыла Мила мишку мылом, Мыло Мила уронила, Уронила Мила мыло - Мишку мылом не домыла
Мышки сушек насушили, мышки кошек пригласили
Зачем мы проводим речевую разминку? Что нам помогает общаться? (Речь.) -Из чего состоит наша речь? (Из предложений.) - Из чего состоят предложения? ( Из слов.) - Из чего состоят слова? (Из звуков.) - Расскажите по опорной схеме о звуках речи. - Чем отличаются согласные от гласных? - Чем отличаются ударные гласные от безударных? - При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв) 3.Открытие новых знаний Вы верите в чудеса? (Ответы детей.) - И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.

Слайд № 6

- Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались? (в лесу)

- Отгадайте загадку

Ходит Дед, трещат деревья

Птицы снялись на кочевья.

Звери в шубы прячут нос.

Грозен Дедушка (Мороз.)

Открытие нового знания

- И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? (зимнем)

-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.

Слайд 7.

И вдруг мы видим большой сугроб. Из него идёт дымок

-Отгадайте загадку

-Загадка

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Мороз и медведь принесли с собой незнакомые звуки. Вы догадались какие?

- А что мы с этими звуками будем делать?

- Мы их будем исследовать, заменим их буквой, читать слоги, слова, предложения.

- Ребята, назовите первые звуки в словах и скажите, какая тема сегодняшнего урока.

- Слайд № 8. В слове мороз первый звук [м], в слове медведь первый звук [м'], значит, тема сегодняшнего урока « Звуки [м] и [м'] и буква М».

- Итак, сегодня на уроке познакомимся со звуками [м] и [ м'], узнаем. какие они, научимся различать их друг от друга и от других звуков, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой.

Давайте поближе познакомимся со звуками [м] и [м'], узнаем, какие они.

Что мы для этого будем делать?

Слайд 9.

Составляем план работы на уроке.

1. Составим характеристику звуков.

2. Познакомимся с новой буквой

3.Будем читать слоги.

4. Будем читать слова и предложения.

Слайд 10.

- В гости к зиме пришли и другие животные. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.

Очень любит есть бананы.

Это точно …(Обезьяна)

- Сегодня я познакомлю вас с необычной обезьяной мирикой, которая живёт в Бразилии. Длина тела представителей - 35-60 см (без учёта хвоста), весит - 4-10 кг. Мех окрашен в коричневых и чёрных тонах. Цепкий хвост. На его кончике снизу имеется лишённый меха участок, позволяющий прочнее держаться за ветви деревьев.

- Произнесите слово мирика, выделяя первый звук.

([М'] - мирика)

- Назовите выделенный звук..(Это [м'])

- Произнесите хором звук [м'] и скажите, какой он: гласный или согласный?

Звук [м'] - согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы.

- Послушайте внимательно, как звучит звук [м'], и скажите, он мягкий или твёрдый.

Звук [м'] звучит мягко, значит он мягкий.

- Проверьте, звук [м'] глухой или звонкий.

(Звук [м'] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)

- Итак, скажите, что узнали о звуке [м']?

( Мы узнали, что звук [м'] согласный, мягкий, звонкий)

б) Скажите, ребята, где живёт мирика?

(Мирика живёт в Бразилии.)

А сейчас мы встретимся со зверьком, который живёт везде.

Слайд 11.

Живёт в норке,

Грызёт корки,

Короткие ножки,

Боится кошки. (Мышка)

- Произнесите слово мышка, выделяя первый звук.

[м] -мышка

- Назовите выделенный звук.

(Это [м])

- Произнесите звук [м] и скажите, он гласный или согласный.

(Звук [м] согласный, потому что при произнесении звука [м] воздух встречает препятствие)

- Послушайте, как звучит звук [м]: твёрдо или мягко?

Звук [м] звучит твердо, значит он твёрдый

- Проверьте, звук [м] звонкий или глухой?

( Звук [м] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)

- Итак, что узнали о звуке [м]?

Мы узнали о звуке [м], что он согласный, твёрдый, звонкий.

- Итак, мы познакомились со звуками [м] и [м'], узнали какие они.

4.Первичное закрепление

г) - Проверим, как вы умеете различать звуки [м] и [ м'].

- Вот и все гости собрались. Зимушка решила разместить их в две комнаты: в синюю и зелёную, но не знает, как правильно это сделать.

- Давайте поможем зиме разобраться в звуках.

- Я буду называть животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [м], если в слове услышите мягкий звук [м'], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения животных)

Слайды № 12 - 21

- Муравьед, хамелеон, мартышка, лемур пума, росомаха, хомяк, шимпанзе.

- Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [м] и [м']; не путаете их.

Знакомство с буквой м.

- Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [м] и [м'].

- Кто из вас сможет показать в алфавите и назвать эту букву?

- Буква М бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.

- На что похожа буква м?

Слайд 22.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- Итак, что узнали про букву М?

(Мы узнали, что буква м обозначает два звука: [м] - согласный, твердый, звонкий и звук [м'] - согласный, мягкий, звонкий)

Слайд 23. Физкультминутка.

Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. Дети выполняют
Он суровый и могучий. круговые движения руками.

Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий
Даже хитрая лиса присед, потом встают.
Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.

Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания

Скачет по полю лиса. Прыжки.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся

6.Включение в систему знаний

Чтение слогов и слов (стр. 28)

а) - Потренируемся в чтении слогов.

- Прочитайте слоги со звуком [м].

- Прочитайте слоги со звуком [м'].

б) - Будем читать слова на стр. 28.

Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.

Слайд 24.

Фамилия: Согласный
Имя: [ м ]
Отчество: Звонкий
Характер: Твердый
Родители: Голос, шум

Фамилия: Согласный
Имя: [ м']
Отчество: Звонкий
Характер: Мягкий
Родители: Голос, шум

Слайд 25

Работа в парах уч. С. 30

Назови клички собак, а твой друг назовёт клички кошек

Мурка, Томас, Тимофей, Бим, Мухтар, Атаман

Слайд 26

- Найдите на картинке слова, начинающиеся на звуками [м] и [м'].

Проверяем Слайд 27

7. Слайд 28

Рефлексия

С какими звуками познакомились на уроке?

- Что узнали о звуке [м], о звуке [м']?

- Что узнали о букве м?

- Наш урок заканчивается. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.

- Зима хочет узнать, кому было интересно, легко, уютно у неё в гостях. Поднимите руки, кто был внимательным, кому хорошо работалось на уроке.

- Поднимите руки те, кто считает, что ему нужно быть ещё внимательнее, активнее на уроках.

Какое задание вам больше всего понравилось?

О чем расскажете своим близким?

© 2010-2022