- Преподавателю
- Начальные классы
- Согласные звуки [м] и [м] 1 класс
Согласные звуки [м] и [м] 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тузова М.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок
литературного чтения
(обучение грамоте)
Тема урока:
Согласные звуки [м] и [м']
Конспект урока Тема: Согласные звуки [м] и [м'] Цели урока: создание условий для формирования умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; воспитывать культуру учебного труда. Тип урока: урок освоения нового материала. Вид урока: урок решения познавательных задач. Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы: словесный; наглядный; практический.
Планируемые результаты:
Предметные: дифференцировать звонкие звуки [м] и [м'] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов, текстов;
Личностные УУД: совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.
Регулятивные УУД: определять цель выполнения заданий на уроке? выполненное задание совместно с учителем, самостоятельно оценивать выполненное задание.
Познавательные УУД: сравнение предметов, нахождение общего и различия; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: соблюдение простейших норм речевого этикета, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы, уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя,
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Мотивация познавательной деятельности Слайд 2. Создание благоприятной рабочей обстановки Прозвенел звонок, начинается урок. Чтобы урок пошёл каждому впрок, Активней в работу включайся, дружок! - С каким настроением пришли вы на урок поднимите руку, у кого оно хорошее, а у кого - не очень хорошее? А есть ли ребята с плохим настроением? - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2.Актуализация знаний учащихся Слайд 3. Фонетическая разминка Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мо - мо - мо - мы едим эскимо. Мы - мы - мы - прочитали мы. Ми - ми - ми - поём ноту ми. Слайд 4. Гусь гогочет [га - га - га] Коза мекает [ме - ме - ме] Волк воет [у - у - у] Осёл говорит [иа - иа - иа] Слайд 5. Скороговорки с выделением звуков Мыла Мила мишку мылом, Мыло Мила уронила, Уронила Мила мыло - Мишку мылом не домыла
Мышки сушек насушили, мышки кошек пригласили
Зачем мы проводим речевую разминку? Что нам помогает общаться? (Речь.) -Из чего состоит наша речь? (Из предложений.) - Из чего состоят предложения? ( Из слов.) - Из чего состоят слова? (Из звуков.) - Расскажите по опорной схеме о звуках речи. - Чем отличаются согласные от гласных? - Чем отличаются ударные гласные от безударных? - При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв) 3.Открытие новых знаний Вы верите в чудеса? (Ответы детей.) - И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.
Слайд № 6
- Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались? (в лесу)
- Отгадайте загадку
Ходит Дед, трещат деревья
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка (Мороз.)
Открытие нового знания
- И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? (зимнем)
-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.
Слайд 7.
И вдруг мы видим большой сугроб. Из него идёт дымок
-Отгадайте загадку
-Загадка
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
-Мороз и медведь принесли с собой незнакомые звуки. Вы догадались какие?
- А что мы с этими звуками будем делать?
- Мы их будем исследовать, заменим их буквой, читать слоги, слова, предложения.
- Ребята, назовите первые звуки в словах и скажите, какая тема сегодняшнего урока.
- Слайд № 8. В слове мороз первый звук [м], в слове медведь первый звук [м'], значит, тема сегодняшнего урока « Звуки [м] и [м'] и буква М».
- Итак, сегодня на уроке познакомимся со звуками [м] и [ м'], узнаем. какие они, научимся различать их друг от друга и от других звуков, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой.
Давайте поближе познакомимся со звуками [м] и [м'], узнаем, какие они.
Что мы для этого будем делать?
Слайд 9.
Составляем план работы на уроке.
1. Составим характеристику звуков.
2. Познакомимся с новой буквой
3.Будем читать слоги.
4. Будем читать слова и предложения.
Слайд 10.
- В гости к зиме пришли и другие животные. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл.
Очень любит есть бананы.
Это точно …(Обезьяна)
- Сегодня я познакомлю вас с необычной обезьяной мирикой, которая живёт в Бразилии. Длина тела представителей - 35-60 см (без учёта хвоста), весит - 4-10 кг. Мех окрашен в коричневых и чёрных тонах. Цепкий хвост. На его кончике снизу имеется лишённый меха участок, позволяющий прочнее держаться за ветви деревьев.
- Произнесите слово мирика, выделяя первый звук.
([М'] - мирика)
- Назовите выделенный звук..(Это [м'])
- Произнесите хором звук [м'] и скажите, какой он: гласный или согласный?
Звук [м'] - согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы.
- Послушайте внимательно, как звучит звук [м'], и скажите, он мягкий или твёрдый.
Звук [м'] звучит мягко, значит он мягкий.
- Проверьте, звук [м'] глухой или звонкий.
(Звук [м'] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко)
- Итак, скажите, что узнали о звуке [м']?
( Мы узнали, что звук [м'] согласный, мягкий, звонкий)
б) Скажите, ребята, где живёт мирика?
(Мирика живёт в Бразилии.)
А сейчас мы встретимся со зверьком, который живёт везде.
Слайд 11.
Живёт в норке,
Грызёт корки,
Короткие ножки,
Боится кошки. (Мышка)
- Произнесите слово мышка, выделяя первый звук.
[м] -мышка
- Назовите выделенный звук.
(Это [м])
- Произнесите звук [м] и скажите, он гласный или согласный.
(Звук [м] согласный, потому что при произнесении звука [м] воздух встречает препятствие)
- Послушайте, как звучит звук [м]: твёрдо или мягко?
Звук [м] звучит твердо, значит он твёрдый
- Проверьте, звук [м] звонкий или глухой?
( Звук [м] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит)
- Итак, что узнали о звуке [м]?
Мы узнали о звуке [м], что он согласный, твёрдый, звонкий.
- Итак, мы познакомились со звуками [м] и [м'], узнали какие они.
4.Первичное закрепление
г) - Проверим, как вы умеете различать звуки [м] и [ м'].
- Вот и все гости собрались. Зимушка решила разместить их в две комнаты: в синюю и зелёную, но не знает, как правильно это сделать.
- Давайте поможем зиме разобраться в звуках.
- Я буду называть животных. Вы поднимете синюю карточку, если в слове услышите твердый звук [м], если в слове услышите мягкий звук [м'], то покажете зелёную карточку. (Показываются изображения животных)
Слайды № 12 - 21
- Муравьед, хамелеон, мартышка, лемур пума, росомаха, хомяк, шимпанзе.
- Итак, я вижу, что вы хорошо различаете звуки [м] и [м']; не путаете их.
Знакомство с буквой м.
- Зима просит вас показать букву, которая обозначает звуки [м] и [м'].
- Кто из вас сможет показать в алфавите и назвать эту букву?
- Буква М бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.
- На что похожа буква м?
Слайд 22.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- Итак, что узнали про букву М?
(Мы узнали, что буква м обозначает два звука: [м] - согласный, твердый, звонкий и звук [м'] - согласный, мягкий, звонкий)
Слайд 23. Физкультминутка.
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют
Он суровый и могучий. круговые движения руками.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий
Даже хитрая лиса присед, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся
6.Включение в систему знаний
Чтение слогов и слов (стр. 28)
а) - Потренируемся в чтении слогов.
- Прочитайте слоги со звуком [м].
- Прочитайте слоги со звуком [м'].
б) - Будем читать слова на стр. 28.
Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.
Слайд 24.
Фамилия: Согласный
Имя: [ м ]
Отчество: Звонкий
Характер: Твердый
Родители: Голос, шум
Фамилия: Согласный
Имя: [ м']
Отчество: Звонкий
Характер: Мягкий
Родители: Голос, шум
Слайд 25
Работа в парах уч. С. 30
Назови клички собак, а твой друг назовёт клички кошек
Мурка, Томас, Тимофей, Бим, Мухтар, Атаман
Слайд 26
- Найдите на картинке слова, начинающиеся на звуками [м] и [м'].
Проверяем Слайд 27
7. Слайд 28
Рефлексия
С какими звуками познакомились на уроке?
- Что узнали о звуке [м], о звуке [м']?
- Что узнали о букве м?
- Наш урок заканчивается. Пришло время прощаться с гостеприимной зимой.
- Зима хочет узнать, кому было интересно, легко, уютно у неё в гостях. Поднимите руки, кто был внимательным, кому хорошо работалось на уроке.
- Поднимите руки те, кто считает, что ему нужно быть ещё внимательнее, активнее на уроках.
Какое задание вам больше всего понравилось?
О чем расскажете своим близким?