Рефлексивный отчёт о выполнении плана развития начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчет о выполнении плана развития начальной школы. Эффективный процесс планирования развития является важным элементом любой успешной организации или предприятия. В отношении организации общего среднего образования процесс развития предполагает:

  • Определения целей развития школы
  • Оценку текущего состояния школы, выявление сильных и слабых сторон и аспектов преподавания и обучения, требующих повышения качества, определения факторов, влияющих на развитие школы
  • Определение необходимых ресурсов и стратегий
  • Определения перспектив, которые школа стремится достичь в течение определённого временного периода, выраженных в количественной величине эффекта для реального их достижения в будущем
  • Отражение методов и подходов для достижения намеченных перспектив
  • Указание периодов и способов измерения динамики достижения.
План развития школы является рабочим документом для практического использования школой и основан на анализе текущего уровня результативности школы, оценки степени воздействия текущих и перспективных тенденций и факторов на школу, на установление приоритетов и задач по усовершенствованию школьной практики на предстоящий период. (Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. АОО «НИШ» 2014, с. 178-179). Изучение стартовых возможностей начальной школы происходило в период 2-го этапа практики в школе. Был проведён анализ и выявлены слабые и сильные стороны в работе педагогов начальной школы. Этот период пришёлся на апрель-май 2014 года, то есть фактически на конец года. Результаты этого исследования были представлены в отчётах B, C, D, E. Если подытожить всё сделанное ранее, то можно сделать вывод, что общая обстановка в начальной школе не была критической либо неудовлетворительной. В ходе анализа ситуации с использованием интервью, анкетирования учащихся, родителей, педагогов; анализа школьной документации; неформальных бесед с коллегами была выявлена тенденция, что качество знаний в начальной школе оставалось в течение 3-ёх последних лет примерно на одном уровне, изменяясь в ту или другую сторону незначительно, на 2 -6%. Динамики роста качества знаний в начальной школе не наблюдалось, участие в конкурсах проектов было минимальным, участие и результативность учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, марафонах не значительно, почти не повышалось от года к году. В этой связи была определена проблема исследования в действии: Как овладение навыками критического мышления и групповой работы влияет на повышение качества знаний и технику чтения. Тема исследования: Развитие критического мышления через групповую работу в начальной школе. Цель исследования в действии: Формирование навыков критического мышления через групповую работу у учащихся начальной школы. Концепция исследования: Повышение качества знаний у учащихся начальной школы на уроках литературы через развитие критического мышления в групповой работе. Приоритетом развития школы было: Изменения подходов в обучении через совершенствование практики педагогов. Критерии успешности развития школы: - учителя стремятся совершенствовать педагогическую практику; - учителя понимают необходимость изменения преподавания и обучения; - учителя готовы к внедрению новых подходов преподавания и обучения; - ученики позитивно принимают внедрение новых подходов обучения; Ожидаемый результат: - создание фокус-группы; Увеличение % участия учащихся в творческих, интеллектуальных конкурсах,олимпиадах, марафонах и др. -применение групповой работы в классах учителей-единомышленников; - внедрение стратегий критического мышление на уроках в классе менти и сертифицированных учителей; - повышение качества проведения и эффективности уроков;что приведёт к повышению качества знаний в начальной шкорле на 6-8%, повысит технику чтения на 6-8%. - повышение интереса учащихся к урокам нового формата; - корректировка плана развития школы на следующий год. Работа по осуществлению плана развития школы была начата ещё в летний период. Как и в случае с развитием профессионального сетевого сообщества, я решила начать с публикации в СМИ. Мною была написана статья «Приоритеты меняются» (районная газета «Сельский труженик» от 2.08.2014 № 31(7411), в которой были в общих чертах освещены вопросы преобразования школьной практики через участие педагогов, прошедших уровневые курсы нового формата. В статье было отмечено, что необходимо, чтобы ученик владел навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Таким образом я стремилась привлечь внимание педагогов, родителей к работе сертифицированных учителей, обратить внимание на то, какие навыки будут востребованы у будущего выпускника; дала краткую информацию об учителях начальных классов нашей школы, прошедших уровневые курсы. Затем в газете «Iзденiс» Учебно-методического центра развития образования Карагандинской области от 14.08.2014 г. № 15(37) была опубликована статья «Профессиональное развитие педагогов». В данной статье я осветила вопросы развития профессионального сетевого сообщества учителей нашей школы, отметила актуальность курсов повышения квалификации нового формата. Разработала и опубликовала статью «Формативное оценивание учебных достижений младших школьников» в Республиканском научно-методическом журнале «Начальная школа Казахстана» № 7-8 2014 г. (153-154). В данной статье были освещены отрицательные факторы современной оценочной системы, подробно рассмотрен новый подход к вопросу оценивания учащихся - формативное оценивание. Были проанализированы различные техники формативного оценивания, представлены примеры из опыта работы, озвучены первые положительные результаты использования техник формативного оценивания. Проблема оценивания очень заинтересовала меня, и поэтому я попыталась осветить этот вопрос подробнее и для себя в качестве промежуточного мониторинга, и для заинтересованных учителей. К началу учебного года в нашей школе №26, которая была определена как ведущая для магнитных школ, был назначен координатор из числа учителей первого уровня, прошедших курсы в 2013 году Раменская Н.А. После этого под руководством координатора Раменской Н.А. стала проводиться вся последующая работа, поэтому собственный план развития начальной школы тоже был скорректирован. Формы работы, методы и походы остались прежними: это проведение коучингов, мастер-классов, обучающих семинаров, менторинг, участие в конференциях и др. Данные формы работы апробированы во многих образовательных учреждениях, так как позволяют охватить достаточно ольшое количество участников, организовать практическую деятельность учителей. Результативность проделанной работы отслеживалась при получении обратной связи от учителей , при посещении уроков и совместном планировании уроков с коллегами, где учителя наглядно демонстрировали, что они используют в своей работе, с чем познакомились на коучингах, мастер-классах. Однако теперь вся работа координировалась в соответствии с годовым планом работы уровневых учителей и ежемесячных циклограмм. Первым коучигом «Организация групповой работы», который был выездным и проводился в СШ №20 с. Мирное. Тема коучига согласуется с моим планом развития школы, поэтому мой выбор остановился на этой проблеме. Подробный рефлексивный отчёт по проведённому коучингу имеется в портфолио. Могу сделать вывод, что тема коучинга оказалась актуальной не только для меня, но и коллег из СШ №20. Следующий коучинг «Активные методы обучения» был проведён в своей школе. Выбор темы также согласовывался с моей темой исследования в действии, ведь активные методы обучения развивают навыки критического мышления. Эта тема была очень полезна нашим педагогам, даже тем, кто прошёл курсы III базового уровня. Отчёт о проведении данного коучинга также представлен в портфолио. В декабре в рамках районного семинара «Новые подходы в преподавании и обучении: опыт внедрения», мною был проведён мастер-класс «Как мы можем использовать стратегии развития критического мышления в работе с художественным текстом». И данный мастер- класс напрямую был связан с темой моего исследования, то есть все мероприятия я стремилась проводить не беспорядочно, а с определённой тематикой, в едином направлении, что, конечно, помогало мне нарабатывать материал по теме развития школы. Исходя из общего плана работы сертифицированных учителей, мною были проведены: мастер-класс «Работа с талантливыми и одарёнными детьми», коучинг «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Использование подхода Lesson Study в практике преподавания и обучения». 1 раз в месяц проводилось мероприятие для всей школы или школ региона. Помимо этого проводилась работа в классе в рамках исследования в действии, которая была связана со среднесрочным, краткосрочным планированием, внеклассной работой с учащимися по теме исследования, работой с родителями, с подопечными учителями (Чижикова О.А., учитель начальных классов, Алдажарова З.И., учитель казахского языка в начальных классах). С данными учителями проводились планирование и разработка уроков с применением стратегий развития критического мышления, групповой работы, ИКТ и других модулей Программы. В результате открытые уроки подопечного учителя начальных классов Чижиковой О.А. включали все 7 модулей Программы, были использованы техники развития критического мышления на уроке литературы в 4 классе М.Пришвин. Старый гриб. Последующие уроки литературы и познания мира подопечного учителя проходили с использованием форм групповой работы и с использованием стратегий развития критического мышления. Создана инициативная группа по внедрению новых подходов в образование - по убеждениям и по желанию, есть поддержка со стороны директора школы, который отмечает положительные и качественные изменения в учебном процессе учителей, внедряющих новые подходы в преподавании и обучении, учитывая положительные изменения в учебном процессе, что очень важно, отметив развитие интереса и активность учеников, их ответственность и стремление к самореализации. Работа по внедрению новых подходов преподавания и обучения велась в тесном содружестве с учителями начальных классов, прошедших курсы 2 уровня (1 учитель) и 3 уровня (2 учителя). На сегодняшний день они входят в состав инициативной группы и участвуют в осуществлении плана развития школы. Они тоже прошли курсы в 2014 году, поэтому начали работать практически одновременно, поэтому в первую очередь, поддержку и ответную реакцию я получила именно от них. «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» может мне помочь выбрать правильное направление, важно знать, что побуждает к принятию новшеств и что движет этими мотивами, насколько серьезно и осознанно учитель готов принять и в будущем стать не только инициатором преобразований, но и действенно участвовать во внедрении новых подходов. Большинство учителей приветствуют новые формы преобразования школьной практики, считая, что такие знания дают толчок и продвижение, что это и есть стремление к профессиональному рост, ведь стремящийся к развитию учитель способен учитывать происходящие в мире перемены и перед таким учителем пример того, к чему стремиться. Подводя первые итоги, можно отметить, что ожидаемые результаты получены, отмечено повышение качества знаний в начальной школе на 4,3%. Работа инициативной группы стала носить более целенаправленный и систематический характер. Регулярно ведётся работа по совместному краткосрочному и среднесрочному планированию уроков с использованием новых подходов в преподавании и обучении. На сегодняшний день такое планирование осуществляют 4 учителя, прошедших уровневые курсы и 3 подопечных учителя. Техника чтения в начальной школе повысилась на 7%, в 1 классе на 16 %. Участие учащихся в интеллектуальных конкурсах, марафонах, творческих и других возросло по начальной школе на 28%, в 1 классе на 32%. Работа по проведению мониторинга и корректировке плана развития начальной школы ещё предстоит по завершении учебного года, но уже сейчас однозначный вывод о том, что преобразования школы возможно провести только, работая в команде. Важно скоординировать свою деятельность так, чтобы быстрее пошел процесс внедрения преобразований в образование через обученных учителей 2-го и 3 - го уровня, через деятельность коучей и ментори, чтобы расширять более действенно и привлекать к процессу внедрения новых подходов всех, кто намерен профессионально расти и совершенствовать учебный процесс. Благодаря этим важным достижениям, мы приближаем наших учеников к категории не только принимающего ученика, но и к категории воздействующего.

© 2010-2022