Статья Социализация младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Участие общественности в организации исследовательской и проектной работы в начальной школе

Социализация - это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры ,присущих данному обществу, социальной общности, поведения, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

«Словарь по социальной педагогике»

Л.В.Мардакаев

В последние годы педагоги - теоретики и педагоги - практики всё больше внимания стали уделять социализации учащихся. Вот и наша школьная воспитательная программа названа «Программа

воспитания и социализации учащихся 1 - 4 классов «Ступени совершенства».

В условиях ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребёнка: меняется ведущий род деятельности, социальная группа, сущность позиции, которую занимает ребёнок в глазах окружающих и самого себя. Постепенно поведение ребёнка перестаёт быть наивным и непосредственным. Социализация младших школьников протекает спокойнее и легче, если учитель, используя развивающую среду школы, привлекает других педагогов, школьные секции, кружки и т.д.

Ориентироваться в новой социальной среде в нашей школе помогает школьное научное общество, проектная и исследовательская работа в целом.

Одним из первых социальных коллективных проектов в нашем классе был проект «Старость в радость». Ребята взяли под свою опеку жителей городского Дома Ветеранов. Ученики приходили с концертами по праздникам (8 Марта, 9 Мая). Заранее готовили поздравительные открытки, стенгазеты и т.д. Младшие школьники своими руками готовили сладкие подарки для пожилых людей: поровну раскладывая в пакеты конфеты и печенья. Человек становится человеком социальным лишь тогда, когда частью своего поделится с нуждающимся, с обездоленными людьми.

Благодарные жильцы Дома Ветеранов приглашали ребят в свои комнаты побеседовать, попить чай.

Этот наш коллективный социальный проект заметила городская администрация и отметила благодарностью на городском празднике.

Другой социальный проект «Витамины - больным». Ребята на школьном участке вырастили свёклу и безвозмездно сдали её в городскую больницу. Дети на летних каникулах приходили в школу поливать и рыхлить грядку.

В связи с этим проектом учащиеся обращались за фенологической экспертизой в Управление сельского хозяйства района. В.Л.Горчаков дал подробную справку о неблагоприятной среде по выращиванию красной свёклы в этом году.

Также учащиеся подсчитали экономический эффект выращивания свёклы - 1050 рублей.

На школьном автобусе ребята увезли урожай, получили документ от завскладом о приёме овощей в больничное овощехранилище. В школу возвращались дети в полной уверенности, что больные теперь будут поправляться гораздо скорее.

Другой значимый проект - экологический, «Добрая зима». Здесь главными партнёрами первоклассников стали родители, которые помогали создавать замечательные кормушки для зимующих птиц. Источниками информации стали библиотеки, интернет, бабушки и дедушки.

Районная газета «Змеиногорский вестник «освещала ход нашего проекта.

В прошлом году 4 А класс реализовывал творческий проект «Тебе, мамочка, посвящается!» Ребята написали книгу - признание в любви своим мамам и подарили её на 8 Марта.


Связь с общественностью при выполнении исследовательских работ.

Дети, выполняя исследовательские работы, также обращаются в различные организации, к специалистам в разных областях, учатся нормам общения, формам общения и т.д.

Например, Ергина Анна, выполняя работу «История Храма Преображения Господня», обращалась в архив, музей, беседовала со старожилами, служителями церкви, историками города.

Шатеев Игнат, работая над исследованием «Мои прадеды - участники Великой Отечественной войны»,неоднократно бывал в архиве, музее, бесед овал с родственниками , обращался с письменными запросами в различные инстанции.

Экскурсии на производство - важная составная часть социализации. Одни из последних экскурсий - на метеостанцию и в пожарную часть.

Уже в текущем учебном году ребята начальной школы поздравляли ветеранов педагогического труда с их профессиональным праздником. Дети серьёзно отнеслись к заданию: готовили пригласительные билеты на торжественное собрание, учили стихи. Заслуженные пенсионеры остались довольны визитами маленьких, но внимательных учеников.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что вся работа по социализации поможет ребенку:

  • Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

  • Научаться чувствовать и понимать других людей;

  • Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;

  • Увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Кречетова Т.И., учитель начальных классов высшей квалификационной категории

© 2010-2022