КТП по окружающему миру 3 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 с. Мраково муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан основная общеобразовательная школа с. Новопетровское

Рассмотрено на МО Согласовано Утверждаю

Протокол №_______ Заместитель директора по УВР Зав. филиалом

От «___________2015г _____________ Р.Р. Кузнецова __________В.А. Кулагин

Рабочая программа

по истории и культуре Башкортостана




Составила учитель начальных классов Кузнецова Р.Р.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета представляет собой пропедевтический курс по истории и культуре Башкортостана для 3 класса. Основной целью данного курса является воспитание гармонично развитой личности, знающей историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям и занимающей активную гражданскую позицию. Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета по 1 часу в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебного пособия для четырехлетней начальной школы: Живые родники (История, литература и культура Башкортостана). - Уфа: Китап, 2006.
Программа рассчитана: количество часов в год - 34; количество часов в неделю - 1.
В III классе продолжается закрепление навыков по восприятию, усвоению, запоминанию информации из книги или со слов учителя и пересказа их содержания, вместе с тем ведется целенаправленная работа по углублению знаний о родном крае и ее истории. Учащиеся получают более широкую, в сравнении с 1-П классами, информацию о творчестве писателей, композиторов, художников, деятелей культуры Республики Башкортостан.

Уроки типа «Башкирские писатели - детям» или об отдельных личностях (к примеру: «А.Лутфуллин - народный художник СССР») полностью посвящаются ознакомлению с произведениями одного автора. В течение учебного года дети получают представления о жизни и творчестве писателей Г.Саляма, А.Карная, З.Биишевой,

Р.Гарипова, композиторов Х.Ахметова, Р.Габитова, М.Валиева, художников А.Лутфуллина, Р.Нурмухаметова, В.Дианова и др.


история и культура башкортостана. 3 класс

Тематическое планирование (34 часа)

урока

Дата

проведения

Тема урока

Содержание урока

страницы учебника

Форма занятия

Кол.

час.

Дом

задание

1


С новым учебным годом!

Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.

Чтение произведений башкирских авторов, посвященных новому учебному году. Г. Юнусова. «Перемена».Г. Давлетов «Отличник Юмагул".

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С.Алибаева «Мы-третьеклассники».


4-6

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

2,3


В мире сказок

Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличиях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персонажей к родной земле.



6-22

Комбинированный

2

Нарисо

вать иллюстрации к содержа

нию сказки

4

Детский фольклор

Игра - «Перстень - бычок»

Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют какой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.) Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента.

22

Комбинированный

1

Повто

рить условия игры

5




С.Т.Аксаков - наш земляк

Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уроженца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведениях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.

Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».

23-27

Комбинированный

1

Выразительное чтение стихов

6



Символика Республики Башкортстан

Ознакомить учащихся с символикой РБ, дать сведения о дате образования, авторах.

Комбинированный

1

Нарисо

вать флаг РБ

7

Композиторы Башкортостана для детей

Краткие сведения учителя о композиторах Р.Габитове, М.Валиеве, Р.Сальманове. Прослушивание их песен «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди».

Обмен впечатлениями по прослушанным мелодиям.

27-29

Комбинированный

1

Чтение

текста

о композиторах

8


Наш земляк - художник А. Нестеров

Сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Беседа по его картинам (по выбору учителя).

30-33

Комбинированный

1

чтение

9

Поэт Г. Салям.

Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта.

33-42

Комбинированный

1

Выразительное чтение стихов

10


Славные сыны Башкортостана. Ахметзаки Валиди.

Рассказ учителя о жизни и деятельности Ахметзаки Валиди, о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Используются портрет А.Валиди, иллюстративные материалы о нем, организуется выставка его книг.

42-45

Комбинированный

1

чтение

11


Города Башкортостана

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.

45-47

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

12

Народный художник

А. Лутфуллин

Ознакомление с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказ о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведениями. Беседа по картине А. Лутфуллина «Ожидание».

47,48

Комбинированный

1

чтение

13


Башкирские легенды

и предания

Понятие о жанрах «Легенды и предания», об их основных мотивах. Объясняет, чем отличаются легенды и предания от сказок и других прозаических жанров фольклора.

Чтение легенд и преданий «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил». Комментарий учителя.

48-52

Комбинированный

1

Чтение, пересказ

14,

15


С. Злобин и Салават Юлаев

Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павловича Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых изданиях, адресованных детям.

Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Салават» (Уфа, 1977, 1998)

53-58

Комбинированный

2

чтение

16

17



Башкирские писатели детям

Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, обитающих в наших краях.

Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка»

58-67

Комбинированный

2

Чтение, пересказ

18



Уральская зима

Рассказ учителя об особенностях уральской зимы.

Х.Габитов. Зима.А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.

Н.Наджми. Зима.М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Первый снег».

67-76

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть


19

По музеям Уфы

Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном городе Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экскурсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном музее им.Нестерова,

76-78

Комбинированный

1

чтение


20

21


Сказки

3. Биишевой

Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошедших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.

78-88

Комбинированный

2

Чтение, пересказ

22


Композитор Хусаин Ахметов

Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композитора Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр полей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями.

88-93

Комбинированный

1

чтение

23

Сэсэны - народные предсказатели

Доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал

94-97

Комбинированный

1

чтение

24


Шежере - моя родословная

Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письменных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и племен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его существования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений.

97-100

Комбинированный

1

чтение

25

Поэт

Р. Гарипов

Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.

Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».

Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».

100-105

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

26


Театр и дети

Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Башкортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским Используются альбомы, открытки, фотоснимки.

105-113

Комбинированный

1

чтение

27

Мой родной Башкортостан

Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.М.Карим. Березовый лист.К.Киньябулатова. Чай.

113-115

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

28

Памятные уголки родного края

Сведения учителя о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромышленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках природы, краткая информация о них. До или после уроков можно совершить экскурсию на один из таких объектов.

116-118

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

29

30

Любимые поэты детворы

Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Краткие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.

118-122

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

31

Тукай и Башкортостан

Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Родной язык» на слова Г.Тукая.



122-126

Комбинированный

1

Выучить одно стихотво

рение наизусть

32

Никто не забыт

Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Союза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.

126-129

Комбинированный

1

чтение

33

Предания

и сказы

Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жанра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содержанию.

129-132

Урок-экскурсия

1

чтение

34

Урок-обобщение

Обобщающая беседа по предмету.

Комбинированный

1



© 2010-2022