Рабочая программа по предмету ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, 2 класс (VIII вид)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Согласовано» «Согласовано» «Согласовано»

Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы

_______________ ___________________ _________________

Протокол №___от «____»__________2012 г. Приказ № ____ от

«___»___________2012 г. «____»_________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Лаишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат III-IV вида

Кузовова Татьяна Михайловна,

учитель первой квалификационной категории

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, 2 класс (VIII вид)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___ от

«___»__________ 2012 г.

2012 - 2013 учебный год.

Рабочая программа по курсу « Ориентировка в пространстве» в классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по предмету « Ориентировка в пространстве» 2 класс, УШ вид составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного и среднего(полного) общего образования

(Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида. Коррекционная работа в начальной школе. Под редакцией Л.И.Плаксиной.- М.,Экзамен, 2003 г.

Обучение незрячих ориентировке в пространстве является одной из важнейших условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.

От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, доме, на рабочем месте, на улицах своего города, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция выпускников школ для слепых и слабовидящих детей с нарушением интеллекта в современное общество.

Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у школьников с нарушением зрения - важная задача, решение которой поможет подготовке детей к дальнейшей жизни.

Способность человека с нарушением зрения самостоятельно ориентироваться дома, на улицах города, в различных общественных местах во многом определяет успешность его социальной адаптации и интеграции.

Компенсация и коррекция недостатков в развитии пространственной ориентировки у школьников с нарушением зрения не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы.

Коррекционные задачи:

- формировать представление об окружающем пространстве;

- формировать реальные представления о предметах, наполняющих окружающее пространство;

- развивать пространственное воображение детей.

Цель курса: компенсация и коррекция недостатков в развитии пространственной ориентировке.

По учебному плану на данный предмет отведен 1 час в неделю для 2 всп.класса, для 10 класс- 4 часа в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по предмету «Ориентировка в пространстве»,

2 класс (УШ вид)

Учащиеся должны уметь:

- совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в учебной деятельности и быту;

- различать с помощью осязания различные свойства окружающих предметов;

- узнавать и локализировать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;

- узнавать с помощью остаточного зрения цвета, контуры, силуэты изображений окружающих предметов;

- узнавать предметы, наполняющих окружающее пространство;

- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;

- выполнять задания учителя, связанные с размещением на парте дидактического материала; сохранять порядок расположения на парте, в парте и в портфеле учебных принадлежностей;

- самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;

- представлять и отражать в макетах и планах пространственные отражения предметов в знакомом замкнутом пространстве;

- передвигаться в пространстве со зрячими сверстниками и взрослыми;

- обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.

10 класс

Учащиеся должны знать:

- развивать умение детей выделять и объединять пространственные признаки и их отношения в окружающем пространстве;

- выделять, анализировать и синтезировать информацию об окружающем, получаемую с помощью всей сенсорной сферы;

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве школы, на школьной территории, ближайших улицах, опираясь на информацию, поступающую через все анализаторы;

- развивать умение составлять схему смоделированного пространства;

- словесно описывать расположение предметов в различных помещениях школы по предъявленной схеме, по памяти;

- совершенствовать активное использование пространственной терминологии.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой рабочей программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Класс: 2 всп.

Учитель: Кузовова Т.М.

Количество часов:

Всего: 34 часа, в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:

Закон « Об образовании», Программа специальных (коррекционных) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И.

М., Экзамен, 2003 г.

Дополнительная литература:

Методические рекомендации к программе обучения пространственной ориентировки слепых младших школьников. Автор Е.А.Кульбаш. Ленинград. Пед.институт им.А.И.Герцена, 2000 г.



Учебно - тематическое планирование по предмету «Ориентировка в пространстве», 2 класс (УШ вид)

№№

п.п.

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Дата

1 четверть.

1.

Развитие мелкой моторики рук: захватывающие движения ладонью и т.д.

1

5сент

2.

Упражнения на развитие точных координированных движений кисти рук и пальцев.

1

12

3.

Воспроизведение предметов различной конфигурации различными способами.

1

19

4.

«Чтение» рельефных рисунков.

1

26

5.

Упражнения прослеживающие функции руки.

1

3 окт.

6.

Распознавание подошвами ног различных поверхностей земли.

1

10

7.

Развитие умения различать и сопоставлять различные свойства предметов.

1

17

8.

Локализация неподвижного и перемещающегося источника звука в замкнутом пространстве.

1

24

9.

Узнавание и различие по голосам окружающих людей.

1

31

2 четверть.

1.

Определение по голосу эмоционального состояния людей.

1

14нояб

2.

Узнавание и локализация звуков окружающего пространства.

1

21

3.

Развитие зрительного восприятия пространства.

1

28

4.

Представления о предметах, наполняющих знакомое пространство.

1

5дек

5.

Использование представлений в практической деятельности и при ориентировании.

1

12

6.

Соотнесение разных предметов с их моделями и рельефными изображениями.

1

19

7.

Представления о предметах, находящихся на пришкольном участке.

1

26

3 четверть.

1.

Представление предметов, находящихся в игровой школы.

1

26янв

2.

Обучение ориентировке на рабочем месте, за столом.

1

23

3.

Обучение ориентировке в учебнике, в тетради, на доске.

1

30

4.

Правильное понимание и использование в речи пространственных понятий:

- слева, справа, над, под;

1

6 фев

5.

- впереди, сзади, между, рядом.

1

13

6.

Обучение ориентировке в замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия:

- класс, спальня;

1

20

7.

- столовая, групповая;

1

2 7

8.

- коридоры, учебные кабинеты.

1

6 марта

9.

Изучение маршрутов в школе.

2

13,20

4 четверть.

1.

Изучение маршрутов на пришкольном участке.

1

3апреля

2.

Осанка школьника.

1

10

3.

Формирование правильного жеста, указывающего направление.

1

17

4.

Положение незрячего и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым.

1

24

5.

Совместная ориентировка детей в учебной, игровой и трудовой деятельности.

1

8мая

6.

Моделирование ситуации из жизни школьника. Игры.

1

15

7.

Игры на свежем воздухе.

1

22

8.

Обобщающий урок.

1

29




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Класс: 10

Учитель: Кузовова Т.М.

Количество часов:

Всего: 136 часа; в неделю 4 часа

Планирование составлено на основе:

Закон «ОБ образовании», Программа специальных (коррекционных) учреждений под редакцией Плаксиной Л.И.

М.,Экзамен,2003 г.

Дополнительная литература:

Организация и методика обучения слепых ориентировки в пространстве, Петров Ю.И., Владос, 2005 г.;

Обучение ориентировки в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы Ш-1У вида, М., 2007 г.


Учебно - тематическое планирование по предмету

«Ориентировка в пространстве», 10 класс

№№

П.П.

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Дата

1 четверть.

1.

Значение навыков самостоятельной пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих и слабовидящих людей.

2

3,3 сен.

2.

Системы ориентировки и мобильности инвалидов по зрению.

2

6,6

3.

Диагностика практических умений и навыков учащихся по ориентировке в пространстве.

2

10,10

4.

Ориентировка в поликлинике.

2

13,13

5.

Ориентировка в больнице.

2

17,17

6.

Ориентировка на автовокзале.

2

20,20

7.

Пространственная ориентировка в быту.

2

24,24

8.

Ориентировка при использовании бытовых приборов.

2

27,27

9.

Ориентировка в незнакомых помещениях.

2

1,1 окт.

10.

Закрепление пройденного материала.

2

4,4

11.

Формирование представлений о городе в целом.

2

8,8

12.

Особенности рельефа местности.

2

11,11

13.

Особенности реки.

2

15,15

14.

Связь города с отдельными населенными пунктами.

2

18,18

15.

Дороги, улицы.

2

22,22

16.

Обнаружение и преодоление препятствий.

2

29,29

17.

Комплексное использование

сохранных анализаторов.

2

1,1 нояб.

18.

Развитие мышечно - двигательной памяти на маршруте следования.

2

12,12 ноя

19.

Правила дорожного движения с учетом специфики ориентировки слепых и слабовидящих.

2

15,15

20.

Переходы.

2

19,19

21.

Светофоры. Зебра. Мосты.

2

22,22

22.

Формирование образа наземного пространства.

2

26,26

23.

Особенности ориентировки в подземных переходах.

2

29,29

24.

Приемы работы с тростью.

2

3,3 дек.

25.

Закрепление пройденного материала.

2

6,6

26.

Изучение маршрутов городского транспорта.

2

10,10

27.

Ориентировка на начальной и конечной остановках различного вида общественного транспорта.

2

13,13

28.

Остановки пересечения основных маршрутов.

2

17,17

29.

Особенности ориентировки в метро.

2

20,20

30.

Использование дефекта зрения при ориентировке в метро.

2

24,24

31.

Работа с тростью.

2

27,27

32.

Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.

2

14,14 янв.

33.

Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.

2

17,17

34.

Особенности ориентировки учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.

2

21,21

35.

Закрепление изученного материала.

2

24,24

36.

Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта- обозрение»

- магазин;

2

28,28

37.

- почта;

2

31,31

38.

- аптека;

2

4,4 фев.

39.

- автовокзал;

2

7,7

40.

- больница.

2

11,11

41.

Ориентировка в определении своего местонахождения в городе.

2

14,14

42.

Самостоятельный возврат в школу.

2

18,18

43.

Комплексное использование сохранных анализаторов.

2

21,21

44.

Развитие мышечно- двигательной чувствительности на маршруте.

2

25,25

45.

Обследование маршрута на предмет его безопасности.

28,28

46.

Изучение сложных маршрутов.

4,4 марта

47.

Изучение сложных маршрутов.

7,7

48.

Особенности пространственной ориентировки при походе в музей.

11,11

49.

Особенности пространственной ориентировки при походе в парк.

14,14

50.

Пространственная ориентировка в быту. Расстановка мебели в жилых помещениях.

18,18

51.

Пространственная ориентировка в ремонтных мастерских.

21,21

52.

Ориентировка в универсаме.

1,1 апр.

53.

Обследование зданий на предмет доступности инвалидов по зрению.

4,4

54.

Особенности пространственной ориентировки

- в лесу;

15,15

55.

- в поле;

18,18

56.

- у реки.

22,22

57.

Правила поведения у воды и в воде.

25,25

58.

Закрепление изученного материала.

29,29

59.

Ориентировка в школьном дворе.

2,2 мая

60.

Ориентировка в бане, прачечной.

6,6

61.

Передвижение по нескольким улицам с переходом через дороги.

13,13

62.

Упражнения в ходьбе по прилегающим к школе улицам.

16,16

63.

Поиск объекта по заданному адресу.

20,20

64.

Формирование представлений о центральных площадях города.

23,23

65.

Диагностика умений и навыков ориентировки на конец учебного года.

27,27

66.

Подведение итога за год.

30,30


© 2010-2022