Современные интерактивные технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные интерактивные технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников.

Автор:

Яковлева Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МОУ Лицея №15 Заводского района г.Саратова.


Современные требования к выпускнику начальной школы качественно отличаются от прежних. Но как воспитать выпускника, имеющего твердую нравственную позицию, умеющего аргументировать и доказывать, решать проблемы творческого и поискового характера? Что формирует картину мира современного ребёнка? Среда, социальная ситуация, телевидение, компьютерные игры. К сожалению, воспитательная ценность перечисленных средств познания мира в лучшем случае невысока. Как и в прежние времена мы обращаемся к литературе, как к источнику нравственных ценностей. Еще на международных педагогических конференциях 2000-2003 года социологи били тревогу по поводу «кризиса чтения», развивающегося в России. Результаты анкетирований обучающихся начальной школы , которые мы проводили в лицее, показывают, что проблема эта по-прежнему остро стоит и сейчас. Родители отмечают, что комиксы и компьютерные игры привлекают детей гораздо больше, чем общение с книгой. Возможно, это происходит еще и потому, что родители сами поощряют общение своих малышей с телевизором и компьютером. А поступают они так, иногда искренне не понимая вреда подобных действий. Может ли книга конкурировать с интернетом и телевидением? Наверное, вряд ли. Поэтому мы стараемся использовать в работе такие формы и методы, которые превращают интернет в союзника и помощника, стимулирующего интерес к работе с «живой» книгой, а не наоборот. Цель моей работы - изучить возможности современных интерактивных форм работы с детьми для формирования и развития познавательных интересов и интереса к чтению. В современной школе интернет, компьютер, теперь и мультимедийная доска есть практически в каждом классе. Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова? В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, «разнообразие организационных форм, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Всё это можно реализовать в Сети. Как же совместить «живое чтение» и возможности Интернета? Приведу примеры о некоторых формах работы, которые мы используем для достижения этой цели. В сети сегодня можно найти большое количество разнообразных сервисов, которые просты в использовании, доступны, надёжны. Необходимо только выбрать то, что актуально и целесообразно использовать на определённом этапе.

Google-диск. Вариативность использования этого сервиса, на наш взгляд, безгранична. Google -документы мы используем при коллективном создании сказок, работе с деформированным упражнением. Например: создание гипертекстов. Текст находится в свободном доступе, ребенок или команда выполняя задание, создает гиперссылки, пройдя по которым мы видим иллюстрацию или читаем объяснение из словаря. Учитель имеет возможность корректировать работу в режиме он-лайн, оставляя комментарии. Google - таблицы хороши для учебных проектов и для обобщения пройденного. Подобная таблица продвижения ребят в проекте, конкурсе и т.д. заполняется по мере выполнения заданий, в ней есть возможность для взаимооценки команд или учеников, комментариев учителя, самооценки. Лист самоконтроля развивает регулятивные навыки, иногда заставляет вернуться к произведению и перечитать некоторые строки. Один из сложных для детей видов работы- сжатый пересказ и создание картинного плана. Эта работа становится заметно интереснее и быстрее осваивается с помощью презентаций. Для создания диафильмов по прочитанной книге и при изучении биографии авторов мы часто используем Google -презентации.

Интерактивные стенгазеты - один из вариантов-это завершающий этап любого проекта. Наши ребята c удовольствием составляли интерактивные стенгазеты, участвуя в проектах «Готовимся к празднику», «В лесу родилась ёлочка», «Путешествие в страну Безопасности». Дети индивидуально или группами размещали свои работы, подбирали стихотворные отрывки, подходящие к теме.

Блог Это та среда, которая с одной стороны отвечает современным требованиям, предъявляемым к образованию с точки зрения ФГОС НОО, а с другой предоставляет нам безграничные возможности для достижения различных образовательных задач. Приведу пример использования блога для занятий по внеклассному чтению. Вариант 1. Учитель создает страницу «Что читать в каникулы?», дает ссылку на список рекомендуемой литературы. Детям предоставляется выбор: принести в класс после каникул читательский дневник или оставлять комментарии и принять участие в обсуждении книг в блоге. Наши ученики с удовольствием участвуют в подобных обсуждениях. Некоторые ребята, найдя интересную книгу, советуют ее своим друзьям, создавая собственную страницу. Вариант 2. На каникулы каждый ребенок получает записку с вопросом по книге, которую нужно прочитать. Задания разноуровневые. Ответ ученик может принести в класс, а может разместить в блоге, участвуя в коллективном обсуждении.
Сетевая проектная деятельность Особое место занимает сетевая проектная деятельность. Мы на опыте убедились, что благодаря сетевым проектам, появилась возможность интеграции многих предметов образовательного цикла. Изучение истории и литературы, основ программирования тесно взаимосвязаны. Проекты учителям начальной школы предоставляет сайт « Началка» (nachalka.com). В процессе работы над проектом просто необходимыми становятся работа с книгой, поиск дополнительной информации разными способами, анализ качеств и поступков литературных героев. Например: проект «Недаром помнит вся Россия»для 4 класса был один из первых, в которых мы принимали участие. Он начался со знакомства с одноименным произведением М.Ю.Лермонтова. И с каждым этапом возрастала степень самостоятельности в поиске решений и техническом выполнении заданий. Развивалась информационная культура: выполняя задания поискового характера, участники активно обменивались сведениями в социальной сети, посетили архив краеведческого музея, вступили в переписку с краеведами. В ходе работы над проектом был создан картинный словарь архаизмов , встречающихся в произведении Лермонтова, ментальная карта с крылатыми выражениями автора, лента времени, отражающая ключевые моменты исторического события. В результате работа над достаточно сложным для современных детей произведением оказалась увлекательной. Дети не раз перечитывали текст, анализируя его с разных позиций. И делали это не по заданию учителя. Уверены, что и само историческое событие, и произведение, ему посвященное, заняли особое место в сознании всех участников проекта. Проект «По дорогам добрых сказок» был посвящен творчеству К.И.Чуковского. Уже на первом этапе, когда ребята проводили опрос учеников из других классов, многие первоклашки решили перечитать некоторые произведения. А составляя синквейн и акроним, мы учились анализировать черты характера и поступки героев. С огромным удовольствием создавали ребята облака слов, перечисляя качества любимых персонажей. Для записи аудиосказки пришлось не раз перечитать строки. Когда ребята впервые услышали свое чтение в записи, многие поняли, что читают не так хорошо, как им казалось. Но зато конечный продукт понравился всем. Каждый почувствовал себя настоящим актером. Ещё были проекты «Карусель сказок», «Путешествие с ленинградским почтальоном», «В мире прекрасного», которые способствовали формированию читательского интереса наших учеников. Теперь синквейны, акронимы и облака слов мы с удовольствием составляем не только на уроках литературного чтения. Широкая вовлеченность участников из разных регионов создает дополнительный фактор, стимулирующий активность. Необходимо не только выполнять задания, но и оценивать работу других команд, оставляя комментарии на их страничках. В процессе такой переписки дети осваивают правила корректного и грамотного общения, учатся пользоваться инструментами формирующего оценивания. Я рассказала лишь о некоторых возможностях использования интернет-ресурсов. Оперативность, возможность совместного редактирования в режиме онлайн, занимательность и сравнительная простота работы, думаем, скоро сделают эти сервисы незаменимыми. Они способствуют организации активного общения участников, стимулируют потребность в саморазвитии. У кого-то может возникнуть вопрос, не вытесняет ли интерактивное обучение живого общения с книгами и работы с тетрадью и ручкой. Сейчас уже с уверенностью отвечаем, что нет. Учитель и родители имеют возможность и должны отслеживать дозировку работы с компьютером. Здесь хочется отметить еще один важный момент, несомненно стимулирующий и интерес и активность. Мы получаем возможность охватить весь класс, никто из учеников не остаётся без внимания. Не всё и не всегда получается гладко. Безусловно, что процесс «Сеть и дети» должен быть продуманным, тщательно подготовленным.
Список использованной литературы: «Читатели о чтении- мир субъективных представлений» Автор: Стефановская Н.А. - кандидат социологических наук, доцент Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина «Для чего учитель ведет учеников в Сеть?» Е. А. Разживина nachalka.com/node/3146 Блог класса как развивающая образовательная среда в условиях реализации ФГОС.М. А. Смирнова nachalka.com/node/4997 «Чтение на рубеже веков: кто, что и сколько читает». И. А.Бутенко

© 2010-2022