Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение - это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Изучив содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок - мастерская; урок - консультация; урок - презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Так, обучение целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создание проблемной ситуации для определения учащимися границ знания - незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагается учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Просмотрев записи в тетрадях, выписываются на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения написанного, задаются вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Учащиеся приходят к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знают, и далее - не всё знают о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель работы на уроке?» («Узнать больше о мягком знаке»). «Для чего это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока. Технология ведения проблемного урока, разработанная Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.

Обучение планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Так, на уроках математики работа организовывается с помощью интерактивного плаката (в программе Power Point). По теме «Переместительный закон сложения» в начале урока рассматривается интерактивный плакат, материал учебника и рабочей тетради и определяется последовательность работы. Обучение учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Начертите схему. Подберите числа и решите задачу» предполагает организацию работы в парах. Работа в парах - форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Перед введением в урок этой формы организации деятельности, в первом классе проводятся несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно», в ходе которых формулируются основные правила работы в паре. Правила дружной работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять. Используются при этом рекомендации психологов-практиков Пилипко Н.В., Громовой М.Ю., Чибисовой М.Ю. по созданию благоприятных условий для адаптации первоклассников из книги «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками». Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой учащимся предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика в кошельке настоящие монеты достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько учащихся выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав числа 7, сложение и вычитание в пределах 10). Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями. Обучение самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса. Методика безотметочного обучения, предложенная Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), вводится в работу уже на одиннадцатом уроке математики в первом классе с помощью сказки про лесную школу и её учеников - Лисёнка и Зайчика. К концу учебного года практически все ребята научатся давать объективную оценку своим письменным работам. А во втором классе, после объяснения критериев к оцениванию письменных работ выставление отметок по пятибалльной шкале, переход к отметочной системе у ребят проходит без каких-либо стрессов. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Учащимся предлагается высказывать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко - тихо, с запинками - без запинок, выразительно - нет, понравилось - нет). Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных и устных работ. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке Зелёный цвет - «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет - «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет - «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!». Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её. Также в листах обратной связи учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до и после уроков. Это помогает учителю в начале рабочего дня заметить ребят, которые не могут сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с ними, при негативном настроении (плохом самочувствии) ребёнка по окончании уроков разобраться, что могло стать причиной, оказать ему поддержку. Листы обратной связи видят и родители. Они, получая консультацию у учителя, могут также вовремя оказать своему ребёнку помощь и поддержку. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.



















Литература: 1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2006. 2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(3). - С. 46-54. 4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. - М.: Академкнига, 2010. 5. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2010. 7. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. 8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm



© 2010-2022