ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

М.Н. Рахманова

ЛПИ - филиал СФУ

г. Лесосибирск Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы сопровождения одаренных детей. Методы: анализ, сравнение, сопоставление, противопоставление, анкетирование. Сегодня, в образовательных учреждениях возникает ряд проблем, связанных с психолого- педагогическим сопровождением одаренных детей. К исследованию проблем сопровождения одаренных детей обращались С.В. Рыженькова, А.В. Яковина, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Н.И. Ильичева и др. В психолого- педагогической литературе выделяются следующие виды одаренности: Интеллектуальный тип одаренности - это такой тип, коэффициент интеллекта которой малополезен в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Высокий интеллект, развитый ум позволяют учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет. Лидерская (социальная) одаренность - такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Но, к сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Такие ученики рассматриваются учителями как хулиганы, что вызывает с их стороны негативное отношение. Академический тип одаренности - это такая одаренность, которая имеет такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. В этом и состоит проблема, так как один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. «Антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях обнаруживается и замедленное развитие. Так, Альберт Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии и даже был изгнан из нее за неуспеваемость. Заметить одаренность такого ребенка трудно, еще труднее поверить в то, что именно такие дети могут вырасти в гения [3]. Рыженькова С.В. пишет, что работа учителей в данном направлении, привела к возникновению проблем выявления, поддержки и развития потенциально одаренных детей. Их решение должна обеспечить программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки этих детей, обеспечения всестороннего развития и образования, реализации их потенциальных возможностей. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности. Кроме того, она выделяет кадровую проблему, которая связана с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми [1]. К. К. Платонов считает, что одаренность - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии [4]. Б.М. Теплов определил одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большого или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности[5]. При этом одаренность понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Н.С. Лейтес выделяет 3 категории детей, которых принято называть одаренными: - дети с высоким «IQ»; - дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; - дети с высокой креативностью (способностью к творчеству). Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают трудности на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Еще одну немаловажную проблему выделяет Яковина А.В. - это не созданная модель готовности учителя к работе с одаренными детьми. Подготовка учителей к работе с такими учащимися имеет ряд нерешенных задач: отсутствие в науке единого подхода к пониманию феномена одаренности; отсутствие единых требований к личности учителя для работы с одаренным ребенком; отсутствие системы подготовки учителей в направлении формирования теоретических знаний; выработка соответствующих практических навыков и формирование личностных признаков, обеспечивающих успешное сотрудничество с одаренными индивидами. Проекция готовности педагогического работника к обучению одаренного индивида отражается через системное профессиональное качество учителя, которое определяется способностью к эффективной реализации профессиональной деятельности по созданию комфортных условий для всестороннего, гармоничного развития одаренного ребенка [2]. В рамках проблемы сопровождения одаренных детей было проведено анкетирование среди 20 опрошенных студентов 2 курса Лесосибирского педагогического института, обучающихся по направлению «начальное образование», состоящее из следующих вопросов:

  1. Как вы понимаете термин «одаренные дети»?
Были получены ответы: «Это дети, которые превосходят по уровню интеллектуального развития других детей»; «Это умные дети»; «Это дети, которые выделяются своими способностями, достижениями в определенной деятельности».
  1. Какие общие условия должны быть созданы для развития способностей таких детей?
Полученные ответы: «Условия должны быть такие, при которых определенные способности детей будут развиваться»; «Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки».
  1. Какие занятия должны проводиться по адаптации одаренных детей?
Ответы респондентов: «Учебные индивидуальные планы, углубленное изучение предметов, творческие занятия, занятия точным наукам»; «Занятия, например: «мозговой штурм», дискуссии».
  1. Какие методы обучения и воспитания одаренных детей вы знаете?
Полученные ответы: «Никакие, нас этому не обучают»; «Не знаю»; только 3 человека ответили: «Проблемное и ускоренное обучение».
  1. Как вы думаете, оказывает ли влияние семья на развитие личности одаренного ребенка? (ответ аргументируйте).
Полученные ответы: «Оказывает, так как семья - это первичный элемент воспитания, социализации и обучения ребенка, которая может выявить способности ребенка и направить его в лучшую сторону для качественного развития даровитости»; «Конечно, если в семье нет дела до ребенка и никто с ним не занимается, то его способности останутся не развитыми, и родители даже могут не знать, что у их ребенка есть, например, интерес к математике».
  1. Нужны ли для данной группы детей особые программы обучения? (ответ аргументируйте).
Полученные ответы: «Да, нужны, потому что стандартные программы обучения могут быть «скучными» и не интересными таким детям»; «Думаю, нет. Они должны учиться вместе со всеми. Им просто нужно давать дополнительные задания, либо более сложные в отличии от обычных».
  1. Какими положительными и отрицательными качествами обладает данная категория детей?
Полученные ответы: «Положительные: целеустремленность, ответственность, интерес к знаниям, нестандартное мышление, любознательность. Отрицательные: самолюбие, неприязнь к школе, погружение в философские проблемы, потребность во внимании взрослых»
  1. Какие проблемы возникают у одаренных детей?
Полученные ответы: «У одаренных детей преувеличенные страхи, потому что они придумывают много опасных последствий»; «Одаренные дети очень нетерпеливы».
  1. Ваши рекомендации по работе с одаренными детьми?
Полученные ответы: «Никаких, так как я не знаю, как проходит их обучение»; «Создать благоприятную атмосферу в работе с такими детьми, быть доброжелательным»; «Нужно вовремя увидеть способность и не запустить её». Исследование показало, что 78% из 20 опрошенных могут сказать, что одаренные дети - это дети, с высоким уровнем интеллекта или особенными творческими способностями. Тот же процент анкетируемых знают, какими качествами обладает данная категория детей и какие факторы влияют на развитие личности одаренного ребенка. О методах обучения и воспитания студенты практически ничего не знают. Ответ одного из будущих учителей начальных классов был таковым: «Я не знаю, так как нас этому не обучают». Это говорит о том, что студенты еще не выходили на педагогическую практику и поэтому не имеют представления о методах и формах работы с данной категорией детей, но они понимают, что для работы с ними, педагогам необходимы специальные программы, учебные индивидуальные планы, творческие занятия, обучение точным наукам, тренинги, дискуссии. Проведенное констатирующее исследование будет продолжено на 3 и 4 курсах с целью выявления динамики готовности студентов к работе с одаренными детьми. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при сопровождении одаренных детей возникает ряд проблем. С одной стороны, это построение эффективной системы обучения; с другой - проблемы выявления, поддержки и развития потенциально одаренных детей; с третьей- целенаправленная подготовка студентов к работе с такими детьми в период обучения в вузе.

Список используемых источников 1. Рыженькова С.В. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы //Вестник Новосибирского государственного университета. 2012. №4. 2. Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4. С. 20-28. 3. Виды (типы) одаренности // koipkro.kostroma.ru 4. Одаренные дети. Как лучше организовать их обучение? //Воспитание и обучение 2010. №6. С.19-21. 5. Одарённость //ru.wikipedia.org/wiki/

© 2010-2022