Проект на тему Готовимся к Масленице (печатный вариант)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»



информационно-исследовательский проект

с практической направленностью.





«Готовимся к Масленице»



Проект на тему Готовимся к Масленице (печатный вариант)

Разработала учитель начальных классов

Больших Ирина Витальевна





Новокузнецк

2016

Во второй четверти у нас проходил классный час на тему «Народные праздники».Ребят заинтересовал праздник «Масленица» ,и мы решили узнать об этом празднике подробнее. Мы выбрали тему для коллективного проекта «Готовимся к масленице». Слайд 1,2

Цель работы: Узнать историю возникновения праздника Масленица на Руси. Собрать материал и рассказать своим одноклассникам о празднике.

Задачи: Собрать материал о празднике (исторические факты, песни, игры, частушки и т.д.). Узнать, этапы проведения праздника на Руси. Обосновать необходимость сохранения русских традиций, культуры в современной жизни и проведений таких праздников. Заинтересовать других изучением древней жизни, культуры и быта на Руси.

Тип проекта : информационно-исследовательский с практической направленностью.

На классном часе было решено выяснить:

1. Когда отмечают этот праздник?
2. Чему он посвящён?
3. Почему так называется?
4. Чем интересен этот праздник?

Обсудив, где можно найти ответы на данные вопросы, класс разделился на группы. Часть детей решила искать материал при помощи Интернета, другие - в печатных источниках, в том числе в школьной и библиотеке. Необходимые сведения мы нашли на различных сайтах Интернета и в книгах:

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.

М.: Книга Принтшоп, 1989;
История России: Энциклопедия для детей. М.: Аванта, 2004;
Путешествие с севера на юг. СПб.: Парштет, 2006;
Энциклопедия зимних праздников. СПб.: Респекс, 1995;.
Энциклопедия праздников. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

После того как систематизировали и обобщили собранный материал, мы получили ответы на поставленные вопросы: слайд 3

1. Масленица - последний зимний праздник.
2. Посвящён прощанию с зимой и встрече весны.
3. Праздник назван так потому, что всю неделю пекут блины на масле.
4. Масленицу празднуют всю неделю, причём каждый день имеет своё название, которое говорит, что в этот день полагается делать.

Слайд 4
Понедельник - «Встреча»: устраивают горки из снега, качели, ставят столы с едой, мастерят куклу Масленицу из соломы и наряжают её.
Вторник - «Заигрыш»: устраивают весёлые игры, пляски, поют песни.
Среда - «Лакомка»: угощают друг друга, в том числе блинами.
Четверг - «Разгуляй»: катание на лошадях, взятие снежного городка.
Пятница - «Тёщины вечера»: тёща угощает зятя блинами.
Суббота - «Золовкины посиделки»: ходят в гости на блины.
Воскресение - «Прощёный день»: все просят друг у друга прощение, поют, пляшут, сжигают Масленицу, а пепел рассеивают по полю, чтобы придать силы будущему урожаю.
Саша и Илья нашли в Интернете картину Б.М. Кустодиева «Масленица»,Слайд 5 скопировали ее и показали товарищам при помощи компьютера. Ребята обсудили, какой момент праздничной недели запечатлел автор. Потом мы посмотрели отрывок из художественного фильма «Снегурочка» (по пьесе А.Н. Островского), посвящённый празднованию Масленицы. Выяснив, что представляет собой этот праздник, стали обсуждать, как мы можем подготовиться к нему.
Блины решили не печь, так как дети самостоятельно не справились бы с этой задачей.

Игры, песни, хороводы ребята разучили во внеурочной деятельности «Подвижные игры». Слайд,6,7

Осталось смастерить куклу Масленицу. В старину их делали из соломы, это хорошо видно в фильме «Снегурочка». А как выглядят современные Масленицы? Слайд 8
Опять обратились к Интернету и обнаружили, что сегодня кукол Маслениц делают из самых разных материалов: соломы, ткани, ниток и даже бумаги. Вика рассказала ребятам, как делать куклу из соломы. Лиза показала куклу-закрутку, которую она сделала на занятиях рукоделия .Лера показала куклу, которую она смастерила летом у бабушки. Свою поделку она украсила разноцветными ленточками, которые привязала к рукам куклы. Каждая ленточка, в зависимости от цвета, имела своё значение. Например, жёлтая должна была привлечь к хозяину куклы богатство. Зелёная ленточка - мир и покой, красная - любовь и дружбу. В учебнике «Технология. Ручное творчество. 4 класс» (авторы Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова, О.И. Нагель, Г.Э. Цирулик) мы нашли сведения из истории кукол, узнали, что их делают из соломы, ниток, ткани. Соломы у нас не оказалось, поэтому решили использовать другие материалы. Больше других на роль Масленицы подходила кукла-крестовец (с. 80). Она делается из природных материалов, сохраняет вертикальное положение, внешне напоминает Масленицу. Идея оформления куклы ленточками очень понравилась ребятам. Лиза предложила привязать к рукам Масленицы ленточки. Последовав ее совету, мы решили, что, прощаясь с Масленицей и с зимой, также символично можем попрощаться с невзгодами, накопившимися за год.
Мы рассмотрели куклу, изображенную на страницах 80-81 учебника, подробно ознакомились с технологией её изготовления и составили план дальнейшей работы по подготовке к празднику:


1. Освоить технологию выполнения куклы- крестовец. Для этого принести необходимые материалы, ткань, которую не жалко испортить

2. Выполнить окончательный вариант Масленицы.
3. Провести защиту своей работы, где каждый расскажет о своей кукле и о тех невзгодах, с которыми желал бы проститься.
4. Вспомнить песни, пляски, хороводы.
На уроке технологии мы дружно делали Масленицу. Слайд 9.


Её невозможно было сделать без помощи товарищей: надо было постоянно держать куклу, помогать завязывать нитки и ленточки. Поэтому в конце урока ребята вспомнили пословицы, посвящённые дружбе и взаимовыручке: «Один - за всех, и все - за одного», «Чужому горю не смейся», «Дерево держится корнями, а человек - друзьями».Слайд 10.
Слайд 11.На защите своей работы учащиеся рассказывали, как они делали куклу, с чем хотели бы расстаться в новом году. Например, Саша, его кукла понравилась, только плохо набитая голова выглядела некрасиво. Своей Масленице он отдал драки и плохое поведение. Таня сделала куклу с учётом всех предыдущих недостатков. Её работу одноклассники похвалили. Масленице , Мира, оставила плохие оценки. Рома был доволен своей поделкой. Хорошо подобранная ткань сделала куклу нарядной, симпатичной. Ей ученик отдал болезни . Слайд 12.


Ребятам так понравились куклы, что они уже не хотели сжигать их на костре. Илья, готовя доклад по данной теме, узнал, что, по поверьям, чтобы избавиться от злых духов, нужно поместить вещь в тёмное место. Дети решили спрятать Масленицу - кто в тёмный шкаф, кто в диван, чтобы неприятности, от которых они хотели избавиться, исчезли.
Дома дети рассказали родителям о том, что обозначают их куклы. Те, в свою очередь, похвалили их за работу и оставили Масленицу на долгую память.

Итог .Мы ответили на поставленные вопросы и с уверенностью можем сказать, что теперь об это празднике мы знаем все.

© 2010-2022