Урок по ОРКСЭ «Дружба»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ОРКСЭ

Тема: Дружба.

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности человечества. Задачи:

  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь и дорожить дружбой, общаться в коллективе сверстников.
  • Определить роль друга в жизни каждого.
  • Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
  • Воспитание доброжелательности, уважения и бережного отношения друг к другу, толерантности.

Планируемый результат: обучающиеся сформулируют понятия «друг», «дружба», разработают правила дружбы; будут практиковать навыки взаимопомощи при решении проблемных ситуаций; умение работать в паре, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Добрый день! Сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Каждый из нас может ответить на вопрос: «А сколько у тебя друзей?». Но никто не задумывается: «Сколько их должно быть?» Один, два, десять и что объединяет друзей?

II.Актуализация знаний

На доске таблички со словами «друг», «приятель», «товарищ».

- Прочитайте слова.

- Чем они отличаются друг от друга?

-. Что в значении этих слов общее? (дружба)

III. Сообщение темы урока

- Молодцы! Итак вы абсолютно правы общее у этих слов «Дружба».

Тема нашего урока «Дружба».

Мы сегодня в ходе урока ответим на главный вопрос: «Что такое дружба?»

- Как вы думаете, на какие еще вопросы мы с вами должны будем ответить? (ответы и предложения обучающихся записываются на доске)

- Сегодня мы с вами мы выясним:

  • Что такое дружба?

  • Кто такой настоящий друг?

  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?

  • Что значит дружелюбно относиться друг к другу?

  • Дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

IV. Работа над понятием «дружба».

Дружба в нашей жизни встречается постоянно:

-названия населенных пунктов - поселок «Дружба» Кошехабльского района РА;

- лагерей отдыха «Дружба» Майкопского района РА;

- стадион «Дружба» город Майкоп РА.

есть даже орден Дружбы народов. Орден Дружбы народов был учрежден Президиумом Верховного Совета Советского Союза и был предназначен для награждения отдельных лиц, а также предприятий и учреждений, за особые заслуги в деле укрепления дружбы и сотрудничества между социалистическими нациями. Орден был изготовлен из серебра и представлял собой позолоченную звезду, покрытую темно-красной эмалью. В центре звезды располагался накладной герб СССР.

Урок по ОРКСЭ «Дружба»

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

- Что значит «дружба» дайте определение одним словом. (ответы детей: Дружба-это доверие, добродетель, любовь и т.д.)

-Зачем «дружба» нужна людям? (ответы детей: Дружба нужна людям для понимания и взаимопомощи, чтобы не было войны )

- Ребята, у меня толковый словарь Ожегова, давайте обратимся к нему.

Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

- Найдите определение понятия дружбы в учебнике ОРКСЭ. Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе.

работа в парах

- Разбить слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность

- Допишите по два слова в каждый столбик.

работа с учебником

- Что дружеские отношения отличает от отношений приятельских и товарищеских?

- Прочитайте ответ на страницах учебника и сравните со своим ответом.

V. Работа над понятием «друг».

беседа

- Кто такой друг?

-Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

- Для чего нужны друзья?

- Каждый ли человек может быть другом?

- А может ли дружба распасться и по каким причинам?

-Почему говорят: «Скажи, кто твой друг и я расскажу о тебе»?

В фольклоре разных народов есть пословицы и поговорки о дружбе. Вот некоторые из них:

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. (русская пословица)

Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)

С иным водиться - что в крапиву садиться. (русская пословица)

В дружбе нужна честность. (лезгинская пословица)

Мы живем на земле адыгов, вот что они говорят о друзьях:

Друг - твое зеркало.

Дружбу поддерживать - что семена проса беречь.

Дружных и шкура ягненка укроет, а недружных не скроет и воловья.

работа в группах

- Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

- Каким не должен быть настоящий друг?

- Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? День 9 июня - Международный день друзей- как нельзя лучше подходит для того, чтобы вопреки нашей постоянной занятости и вне зависимости от обстоятельств, мы вспомнили и навестили своих друзей, выразив им наши чувства, ведь они так важны для нас. Во всем мире праздник Международный день друзей имеет огромную популярность, постепенно этот праздник приходит и в Россию.

- Послушайте стихотворение «А разве друга надо звать» Виктории Ватулко и «Мой друг» Агнии Барто

и подумайте - Каким не должен быть настоящий друг?

- Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

«А разве друга надо звать» Виктория Ватулко

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце - ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но… если друга надо звать -

То вряд ли это друг…

Мой друг. Агния Барто

У него вагон достоинств,

Недостатков нет почти,

Ничего ему не стоит

Вам улыбку принести.

Давать он хочет, а не брать,

Он сильный, а не слабый,

О нём я толстую тетрадь

Всю исписать могла бы!

Он выигрывать умеет,

Не боится проиграть,

«Очень быстро он умнеет!» -

Записала я в тетрадь.

Починил он клетку птице,

Дал котёнку молоко.

Он умеет извиниться,

Это тоже нелегко!

- Ребята послушайте рассказ В. Осеева «До первого дождя».

- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Подумайте и создайте свои правила дружбы, которым вы следуете.


Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали. - Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня. - Я не могу, я промокну! - нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В детском саду воспитательница сказала: - Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? - У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня. - Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

(обучающиеся озвучивают правила дружбы)

Прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского из мультипликационного фильма «Тимка и Димка»)

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

- Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?

Настоящий друг - кто он?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?

Что такое дружба?

Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

Многие мыслители древности говорили о дружбе следующее:

Друг всем - ничей друг. (Аристотель)

Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, своим испытанным товарищам, так изменят и новым. (Эзоп)

Единомыслие создает дружбу. (Демокрит)

Друг - это одна душа, живущая в двух телах. (Аристотель)

VII. Домашнее задание.

К следующему уроку можно написать сочинение-рассказ о своем друге или подобрать считалки-мирилки.

- Урок мне хотелось бы закончить словами стихотворения Юлии Белоусовой «Дружба-это дар»

Дружба - это дар. Юлия Белоусова

Дружба - это дар нам свыше,

Дружба - это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано

Знать, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал

По дороге жизни этой,

Тот не жил - существовал.

Дружба - это мир планеты.

7

© 2010-2022