- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальных классов Думай о мире
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальных классов Думай о мире
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Видякова Ю.Ю. |
Дата | 10.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
- образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
-
Общая характеристика предмета
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
- появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
-
Описание места предмета в учебном плане
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность осуществлять информационный поиск;
- способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его;
- основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- ценностное отношение к своей семье и еѐ родословной, толерантность
- любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
- приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о
- у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество»,
- ребята за год учебы подружатся, научатся проявлять активность в
- появится положительная мотивация, интерес к учебе.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Предметные результаты:
- овладение первоначальными представлениями о моральных нормах и правилах этикета;
- умение ориентироваться в в жизненных ситуациях и условиях общения, выбирать адекватные способы решения конфликтов;
- осознавать разнообразие моделей поведения и характеров других людей, уважать чужое мнение, быть толерантным и терпимым к другим;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
анализировать тактичность поведения в семье;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению учебных предметов методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды, толерантности по отношению к окружающим людям, заботы о животных, бережного отношения к своей Родине, своему городу;
- формирование мотивации дальнейшего саморазвития и самовоспитания.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об обществе как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, человеком и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; взаимоотношений между людьми;
- формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения этических и моральных норм и правил безопасного поведения;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
-
ценностно-смысловая ориентация учащихся;
-
нравственно-этическое оценивание.
4 класс. Личностные результаты:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами, нравственными неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к; человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
-
Содержание учебного предмета
1 класс.
Думай о мире (66ч) Дом, в котором я живу (3ч) Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Игра « Кто, где живёт?».
Я и моя семья (10ч)
Может ли человек прожить один? Кто меня окружает. Для чего человек создает семью. Что сделать, чтобы семья была счастлива. Рассказ о своей семье по рисунку. Моя родословная. «Генеалогическое дерево». «Почему я горжусь своей семьей». Составление фотоколлажа. Самое удивительное чудо на свете(2ч) Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку. Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) (8ч) Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения). Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться? Ответственность и я (10ч) Чтение и анализ пословиц об ответственности. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Что такое «ответственность»? Чтение и анализ художественного произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (отрывки) Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям? Правда и ложь (5ч) Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Когда человек прибегает ко лжи? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!». Добро и зло (3ч) Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся - добрые или злые? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра - сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо - плохо». Какими в жизни следует быть?(3ч)
Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.
Я и культура. (5ч)
Что такое культура. Культура поведения в общественных местах, дома, культура речи. Доброе слово, что ясный день. Обсуждение рассказа В.Осеевой «Синие листья». Проигрывание ролевых ситуаций. Доброта спасет мир. «Школа вежливых наук».
Я и моя Родина (10ч)
Россия - Родина моя. Игра - путешествие. Виртуальное путешествие по карте России. Просмотр презентации о природе и крупных городах нашей страны. Коллективное составление рассказа «Почему я горжусь своей страной»Все мы разные, но все мы равные. Поисковая работа. Сбор информации о народах Республики Башкортостан, об их вероисповедании и традициях. Что значит быть полезным людям. Город мой любимый. Конкурс рисунков «Мой город самый лучший». Я - гражданин России. Викторина.
Я и планета. (7ч)
Культура мира. Человек среди людей. Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Для чего нужна религия.
2 класс.
Думай о мире (68ч)
Старость надо уважать (3ч) Что такое старость. Бабушки и дедушки. Как помочь пожилому человеку. Почему старики одиноки. Почему говорят, что бабушки «вечны» ? Мама- лучший друг (2ч) Ангел - хранитель каждого ребенка. Моя мама - лучшая на свете. Конкурс рисунков «Мамочка». Понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Обсуждение необходимости обращать внимание на настроение мамы.
Я и моя семья (6ч) Счастье - это когда тебя понимают. Просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше…» по произведению Астрид Лингрен. Моя семья. Уважай старших. Я - сын. Я - дочь. Жизнь дана на добрые дела (5ч) Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? Групповая работа.
Здоровье значит счастье (5ч) Понятия вредные и нужные привычки. Обсуждение проблемных ситуаций. Выработка общих правил сохранения здоровья. Составление лозунгов, кричалок. Агитация здорового образа жизни своих сверстников. Я среди людей (15ч) Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Викторина «Скажи кто твой друг…» Взаимовыручка и взаимопомощь. Понятия «верность слову», «честь». Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Как вести себя в храме. Понятие «поступок», роль поступков в формировании характера. Подвиг во имя Родины. Война - проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране.
Поговорим о трудолюбии (5ч) Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Конкурс сочинений «Я- мамин помощник». Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться.
Я и моя планета (10ч) Бездомные животные. Будем друзьями птиц. Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Д. Н. Мамина Сибиряка. Я - гражданин большой страны. Викторина «Моя Россия». Планета на которой я живу. Что угрожает Земле? Неизвестный космос. Игра - путешествие «Мы все хотим побывать на Луне». Конкурс рисунков «Галактика фантазии». О братьях наших меньших (7ч) Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные помогают сохранить здоровье. История домашней кошки. Что помогает подружиться с кошкой. Корма и правила кормления птиц.
Духовный мир (10ч)
Что такое душа? Красота души. Характер человека. Герой для меня это…что такое мораль и нравственность? Заповеди. Я- человек.
3 класс.
Думай о мире (68ч)
Я и моя семья. (10ч)
Все профессии нужны, все профессии важны. Профессии моих родителей. Беседы с родителями об особенностях их професий. Кем быть? Просмотр фильмов о разных профессиях.
Я и общество. (15ч)
Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. Расскажи о своем герое.
Я выбираю жизнь. (5ч)
Вредные привычки. Разговор о правильном питании. Витамины. Сон лучшее лекарство. Спорт. Герои большого спорта.
О братьях наших меньших. (12ч) Почему не стоит ловить птиц в природе. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября - Всемирный день животных. Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным. Познай себя (10ч) Что в имени тебе моем? Мой характер. Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность. Поможет ли нам обман. Если кому - нибудь нужна твоя помощь. Чувства и поступки. Я отвечаю за свое решение. Будем делать хорошо и не будем плохо. Я и культура (16ч) Конкурс рисунков «Некультурный». Викторина «Что я знаю о правилах поведения?» Из истории правил этикета. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Обсуждение рассказа В.Осеевой «Долг». Повседневный этикет. О дружбе мальчиков и девочек. Культура приветствия, обращения и знакомства. Вежливость. Правила вежливости. Твой внешний вид. О культуре общения. Семейные правила общения. Учителя и ученики. Правила общения в школе. Правила общения с незнакомыми людьми. Что такое обещание и как его сдержать. Как правильно есть. 4 класс. Думай о мире (68ч). Моя семья (7ч) Моя родословная. Дом в котором я живу. Дом моей мечты. Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Как доставить родителям радость. Уважай отца и мать - будет в жизни благодать. Моя жизнь в моих руках (12ч) Правила безопасности: Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице. Вода - наш друг. Чтобы огонь не причинил вреда. Чем опасен электрический ток. Травмы. Как уберечься от мороза. Правила оказания первой помощи. Не оставляй в беде. Я выбираю движение.
Если в мир нести добро. (10ч) Доброе дело делай смело. Где добрые люди - там беды не будет. Доброжелательность и равнодушие. Не торопись забрать птенца - обдумай помощь до конца. Мир мудрых мыслей. Знакомство с афоризмами. Люди с добрым сердцем (на материале различных художественных произведений). Красота души важнее красоты тела. Об источниках наших нравственных знаний. Я и природа (10ч) Красная книга. Почему нужно беречь растения? Что будет, если в мире исчезнут растения. Просмотр социального мультфильма «Будущее без растений». Жизнь планеты. Глобальная угроза. Кто виноват в гибели всего живого? Жестокость. Почему человек жесток? Как защитить природу? Викторина «В мире диких». Просмотр фильма «Жизнь без людей». Конкурс «Я сберегу планету». Я и нравственность (29ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Конкурс сочинений «Нравственность это…» Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? «Как сердцу высказать себя?» «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Викторина. Конкурс рисунков «Как я вижу добро». О терпимости к ближним. Как я работаю над собой. Совесть - основа нравственности. «Досадно мне, что слово честь забыто». Заветы предков. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. «Зло, как и добро, имеет своих героев».
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2011
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. Воспитание школьников.- 2010. - № 7.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2011.
- nsc.1september.ru Начальная школа
- uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
- Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2012.
- Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. - М. : Худож. лит, 2011.
- Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М., 2010. - 130 с.
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог».
- Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 2010;
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.