Конспект занятия по внеурочной деятельности Пословицы и поговорки

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему:

«Пословицы и поговорки».

Подготовила и провела: Чащина Ю.В. Название объединения: «Страна книг»,

Цели: Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа. Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам) Развивающие: развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Здоровьесберегающая - снять усталость, театральная физкультминутка.

Время: 45 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии объединения «Страна книг».

Настроение, каково? Во!

-Все такого мнения? Все без исключения!

-Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

-Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём!

А) Споем нашу внеурочную песню. 3 мин

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись поскорей.

Поприветствуем гостей. Здравствуйте. -Я надеюсь, что: Мы работать будем дружно,

С делом справимся в пути!

Чтобы, гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово.5 мин

  1. Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок,

Голос тонок, звонок,

Кто же это? Угадай!

Это (поросенок) слайд 1


  1. Стройный, быстрый, рога.

Ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это? (олень) слайд 2

  1. Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Ты узнал кто это? (слон) слайд 3

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост - краса. Кто это? (лиса) слайд 4

  1. Летом в огороде, свежие, зеленые.

А зимою в бочке: желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5

  1. Не ботинки. Не сапожки.

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегать можем только зимой,

Утром в школу, а потом - домой. (валенки) слайд 6

  1. В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла она за капитаном прытко,

Шьет, зашивает и колется колко.

А зовут капитана (иголка) слайд 7

  1. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8

  1. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

И однажды из болота вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9

Учитель: какое слово у вас получилось?

Пословица. Слайд 10.

Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова.

-А зачем надо изучать пословицы?

Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин

- А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. (слайд 11 - 12)

Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор.

В народе говорят, что маленькая капелька знаний -это к мудрости маленькая ступенька . Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее.

Учитель: - первое задание «Доскажи пословицу» Устно.

Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 3-4 мин.

  1. Был бы обед,… а ложка сыщется.

  2. Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.

  3. Кто любит лгать, …того нельзя в друзья брать.

  4. Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.

  5. За много дел не берись, … а в одном отличись.

  6. Не нужен клад, … если в семье лад.

  7. Не говори - не умею, … а говори - научусь.

  8. Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.

  9. Глупая голова … ногам покою не дает.

  10. Без дела жить … только небо коптить.

  11. Готовь сани летом, … а телегу зимой.

  12. Где родился, … там и пригодился.

Учитель: вот и второе задание.

Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах.

Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов. (работа на листочках) 5-6 мин

  • Два сапога - тара.

  • Ус хорошо, а два - лучше.

  • Один в золе не воин.

  • Трус своей лени боится.

  • Толочь в ступе соду.

  • Полк в овечьей шкуре.

  • Мы сами с ушами.

  • От бобра бобра не ищут.

  • В здоровом теле здоровый пух.

  • Крутиться как булка в колесе.

  • На безрыбье и бак - рыба.

  • Яйца куницу не учат.

Взаимопроверка по экрану.

- какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают?

-Учитель: пришло время третьего задания.

Его вы будете выполнять в группах.

На доске будут появляться иллюстрации к пословицам. Работа по картинкам.

Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована.

Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там зашифрована.

Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке.

  1. Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Заяц не убит, котел не подвешен.

(русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали.

2.Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод) Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

3. Биш тинлек куян - ун тинлек зыян

(перевод) Зайца - на пять копеек, убытка - на десять

Русская пословица: Овчинка выделки не стоит.

Учитель: -рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа.

Зачитать из книги:

Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда)

Играть играй, но работу не забывай. (делу время - потехе час)

Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт)

- Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего башкирского края. Это только один том ( седьмой) из нескольких томов.

Учитель: - следующее задание - ваше домашнее задание.

вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды должны отгадать, какая пословица тут может скрываться.

1 сценка:

Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела, что одной сливы не хватает.

Мама спросила:

- дети, никто не ел сливы?

Все сказали:

- нет!

И Вася сказал:

- Нет!

Папа ответил:

- Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно проглотить косточки, а они ядовитые.

Ваня быстро ответил:

- Я косточки не ел, я их выплюнул.

(шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет)

2 сценка.

Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной, подает

Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М

- нет! Не мой! - отвечает мужик.

Подает ему водяной серебряный топор.

- твой?

- нет! Не мой!

Подает ему тогда водяной простой топор.

- твой?

- Да! Да! - обрадовался мужик.

Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность подарил.

(за правду - награда, за ложь - наказанье)


3 сценка.

Выбрали звери себе обезьяну в начальники.

Лиса пришла к ней и говорит:

- ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу.

Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит:

-сама не взяла вкусненькое, тебе оставила.

Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась.

Тогда позвала лиса зверей и говорит:

- посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали.

(кто любит лгать, того нельзя в друзья брать)

Карточка с пословицами для сценок.

Выберите подходящую к сценке пословицу.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

За правду - награда, за ложь - наказанье.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Не рой яму другому - сам в нее упадешь.

Слово - серебро, молчание - золото.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не говори - не умею, а говори - научусь.

Изготовление книжки.

Учитель: -Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы запомнили и поняли.

Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать.

- Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение)

- Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы?

- Для чего они нужны?

-каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы. Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие.



© 2010-2022