РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Школа развития речи» 3 класс (внеурочная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50 с углубленным изучением английского языка»



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете Зам. директора по УВР Директор

протокол №1___ _________________ _______________

________________ / Власова В.Н./ / О.Э. Мякина./

/Якимова С. А/

«___» ________

Внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Школа развития речи»

(«Речь»)

3 класс

Программа разработана на основе программы по курсу «Речь»,

составленной Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой,Н.С.Песковой


Учитель: Петрик Е.П.,


Пермь 2014




Пояснительная записка


Рабочая программа к курсу «Школа развития речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Т.Н.Соколовой «Школа развития речи», в соответствии с учебным планом «Гимназии № 3 Московской области г. Дубны». Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей: -способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей; - совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, - повышать уровень языкового развития школьников, - воспитывать познавательный интерес к родному языку, - решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Задачи курса: - обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; - создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; - формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы: - личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности; - личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка; - деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Занятия построены следующим образом:
  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Содержание программы курса «Речь».

Техника и выразительность речи. Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию изучения курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи; - составлять планы различных видов. Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия: Коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

- чувство прекрасного - уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные:

учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



























Календарно - тематическое планирование ( 3 класс)

Дата

№ п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности ученика

1

Слово. Значение слова.

Откуда приходят слова.

Составление предложения из слов;

участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

2

Многозначные слова.

Словари.

Чтение предложения с разной интонацией. Отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

3

Омонимы.

Находить омонимы в тексте,

узнавать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.

4

Омофоны. Омоформы.

Различать омофоны и омоформы

5

Синонимы

Различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже;

подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

6

Антонимы

Правильно расставлять ударение в словах; подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению;

находить антонимы в пословицах.

7 - 9

Фразеологизмы

находить в тексте фразеологизмы;

объяснять значение фразеологизмов;

уместно употреблять крылатые слова в речи.

10

Пословицы

Объяснять и применять пословицы в своей речи.

11

Загадки

Узнавать предмет по его краткому описанию; сочинять свои загадки.

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

Составлять словосочетания со словами - сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

13

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

14

Текст. Тема текста. Заглавие.

Называть признаки текста;

правильно озаглавливать текст.

15-16

Опорные слова

Выделять в тексте опорные слова для пересказа текста.

17

«По семенам и всходы» (проверочная работа)

Применять приобретённые знания в самостоятельной деятельности.

18

План текста

Делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

19-20

Виды плана

Различать картинный план, цитатный план.

21

Связь между предложениями в тексте. Цепная связь предложений в тексте.

Находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

22

Связь между частями текста

Находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

23

Работа с деформированным текстом

Устанавливать связь событий и соединять события линией, записывать рассказ.

24

Редактирование текста

Подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

25-26

Типы текста. Описание.

Выбирать из текста словосочетания для описания, по вопросам составлять описание предмета, существа.

27

Текст - сравнительное описание

Сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

28

Типы текста. Повествование

Составлять текст по опорным словам и по плану.

29-30

Типы текста. Рассуждение

Различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

31

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

Отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.

32

Редактирование текста

Находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте.

33.

Повторяем.

Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.
34. В школе развития речи. Игротека.

Учебно - методическое обеспечение:

  1. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.Т.Н.Соколова. - М.: Издательство РОСТ, 2013.-80 с.

  2. Т.Н.Соколова «Школа развития речи». Рабочая тетрадь, 1-2 части.2013 год.

  3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Методическое пособие, 3класс. -М.: Издательство РОСТ. 2013.

  4. В.Волина «Весёлая грамматика»















© 2010-2022