Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Слова однозначные и многозначные»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Слова однозначные и многозначные».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с однозначными и многозначными словами.

Предметные УУД:

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп

- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам

Метапредметные УУД:

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

Личностные УУД:

способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация.

Сценарий урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Может кончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Вы хотите все учиться? (Да!)

- Значит, можете садиться!

- А начать сегодняшний урок, я хотела бы со стихотворения М. Данилова.

«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, …)

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.

- А что для этого нужно делать? (хорошо работать на уроке, активно, слушать друг друга, быть внимательным и т. д.)

- Проследить, насколько вы внимательно и старательно будете работать на уроке, вам поможет лист самооценки.

  1. Актуализация опорных знаний. Словарный диктант.

Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи;

активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

- Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу,
Рассказать где была.

(сорока)

Птичка-невеличка,
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.

(воробей)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...

(карандаш)

Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)

Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.

(ручка)

Очень умная птица,
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.

(ворона)

- А проверим написание словарных слов с помощью интерактивной доски.

Взаимопроверка тетрадей, оценивание.

Сорока, воробей, карандаш, соловей, ручка, ворона.

-Найдите и подчеркните среди этих слов лишние, и объясните почему?


  1. Создание проблемной ситуации (осознание сущности затруднения) и постановка проблемы (постановка задачи урока).

Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока.

- Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,
и пошли искать себе друзей. Шли, они, шли и увидели два домика, в которых живут разные слова.

В первом - кисть, ключ, корень.
Во втором - пирог, пенал, белка.
- Опять задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать?

- Давайте понаблюдаем за словами и поможем нашим героям. Вспомните, что слово имеет значение.

- Сколько значений имеют слова в первом столбике?

- Сколько значений имеют слова второго столбика?

- Попробуйте предположить тему нашего урока. Слова однозначные и многозначные.

- Какие учебные задачи поставите перед собой?

Узнать больше о многозначных и однозначных словах, различать эти слова в речи, правильно употреблять их в речи.

  1. Открытие нового знания.

Цель: формирование новых знаний и умений.

- Так сможем мы сейчас расселить наши слова ручка и карандаш по домикам?

- Почему слова отправились жить в разные домики?

Какой вывод моно сделать.

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова - многозначные?

- Проверим наши предположения.

Чтение правила с. 27

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику.

Страница 27 «Обсудим вместе»

- Прочитайте стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой».

- Почему дочка не поняла маму?

- Что мы должны сделать, если нам в речи встретилось непонятное слово?
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова теплота.

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?

Устное выполнение упражнения 1. Фронтальная работа.

Письменно по вариантам.

Придумать и записать предложения на листочках: 1 вариант - со словом корень, 2 вариант - со словом кисть.

- Подсказкой вам будут рисунки.

Встаньте и обменяйтесь своими письменами.

- Проверим, какие предложения у вас получились?

- Кто хочет зачитать письмо, которое получил.

5. Включение в систему нового знания, повторение.

Какое из предложений о корне вам понравилось больше всего? Запишем его в тетрадь.

Какое предложение о кисти вам понравилось больше всего? Запишем и его.

Упражнение 3 (устно).

6. Рефлексия деятельности ученика на уроке.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какие учебные задачи решали?

- Кто доволен своей работой?

- У кого не всё получилось?

- Закончить урок, я хочу стихотворением, с которого урок начинала. А вы внимательно послушайте его и попробуйте найти в нём многозначные слова.

«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».

- Объясните смысл слова ключ и язык.

7. Самооценка учеников.

- На сколько, вы оценили свою работу на уроке? Поясните.

Лист самооценки

Действия самооценки

Сам

С помощью

Не смог

1.

Смог сформулировать тему урока




2.

Смог поставить учебные задачи




3.

Открыл новое знание




4.

Смог применить новое знание




5.

Решил все учебные задачи




Самооценка


8. Информация о домашнем задании.

Упр. 5 стр. 29 устно.



© 2010-2022