Статья на тему: Необходимость развития исследовательского умения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Необходимость развития исследовательского умения. Вопросы организации проектной деятельности Рассматривая проектную деятельность в начальной школе с учетом возрастных возможностей детей, С.И. Поздеева, Т.В. Кузнецова, Н.Б. Полянина , А.И. Савенков выделяют следующие особенности ее организации:

  1. проблема проекта должна быть связана с областью познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
  2. педагогу необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию у детей соответствующих способов деятельности;
  3. проект младших школьников в большей степени предопределен (подсказан) взрослыми;
  4. по объему он представляет собой мини-проект, по способу построения - «квази-исследовательский»;
  5. проектная деятельность детей организуется в группах, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий.
В процессе организации проектной деятельности детей А.И. Савенко выделяет следующие этапы: постановка проблемы; выдвижение гипотетической идеи; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовка и защита итогового продукта. На каждом из них для развития у детей умений выделять проблемы, выдвигать гипотезы, осуществлять сбор, анализ и обобщение необходимой информации, делать выводы и умозаключения ученый предлагает использовать соответствующую систему упражнений. В процессе организации проектной деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:
  • проектировщик - проектирует основные вехи проектной деятельности учащихся до ее выполнения;
  • фасилитатор-консультант - побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет умением задавать вопросы исследовательского типа, при этом-создает доброжелательную атмосферу, поощряя учеников выражать свое мнение;
  • координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определяет очередность высказываний).
В том случае, если учащемуся требуются дополнительные знания или способы действий, учитель выступает в качестве мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт. Итак, во-первых, основу проектного обучения составляет организация педагогом поисково-творческой деятельности детей по решению практически или теоретически значимой для них проблемы. Во-вторых, проектная деятельность всегда имеет внешний и внутренний результаты. Первый можно увидеть, осмыслить, измерить, применить на практике. Второй представляет собой уникальный опыт деятельности и является достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. В- третьих, эффективность проектной деятельности определяется сформированностью у детей комплекса соответствующих умений: прогностических, проективных, информационных, коммуникативных, организационных, рефлексивных. И в то же время работа над учебным проектом способствует формированию перечисленных умений. В-четвертых, работа младших школьников над проектом осуществляется в группах и предполагает педагогическое сопровождение. Проектная деятельность младших школьников - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. В начальной школе реализуется под руководством педагога. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе сегодня становятся еще более актуальными в связи с переходом на новый ФГОС. Психологической основой стандартов нового поколения является деятельностный подход, который подразумевает обучение через деятельность, погружение детей в различные виды деятельности. Проектная деятельность интегративна - она соединяет в себе игровую, познавательную, творческую, созидательную деятельность. Это делает ее привлекательной для педагогической практики. Включая детей в проектную деятельность, педагоги решают еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий (УУД). Особенностью нового стандарта является и акцентирование внимания на проблеме организации внеурочной деятельности учащихся, при этом в качестве одного из направлений внеурочной работы названа проектная деятельность . Анализ периодических изданий, интренет-ресурсов показал, что к настоящему моменту методистами и педагогами начальной школы активно разрабатываются программы внеурочной деятельности, связанные с реализацией учебных проектов. Нами были определены следующие проблемы многих программ: тесная привязка к конкретному учебно-методическому комплексу (УМК), а следовательно, невозможность использования в рамках других программ обучения; отсутствие целенаправленной работы по формированию проектных умений; смешение понятий «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность». Первые две проблемы взаимосвязаны: программы проектной деятельности разрабатываются во взаимосвязи с содержанием учебных дисциплин и логикой их изложения в конкретном учебно-методическом комплексе. Таким образом, педагоги уделяют большее внимание содержанию, а не самому процессу реализации проекта, формированию проектных умений. Включение учащихся в проектную деятельность подразумевает целенаправленную работу над формированием у них комплекса проектных умений. Умение - это мысленное или практическое действие, способ реализации деятельности. Нами были определены следующие группы проектных умений младших школьников:
  1. Организационные умения (выдвигать проблему и ставить цель проекта, выстраивать этапы его реализации, выбирать необходимые средства).
  2. Коммуникативные (совместно решать задачи на каждом этапе реализации проекта, уметь сотрудничать).
  3. Творческие (умения добывать и обрабатывать информацию, необходимую для реализации проекта, выполнять созидательные действия).
  4. Презентационные (представить продукт-результат проекта, защитить и оценить результат и сам ход работы).
Можно отметить, что проектные умения, как и универсальные учебные действия, являются надпредметными. В таблице приведено сопоставление проектных умений и УУД

Сопоставление проектных умений и УУД

Проектные

Содержание умений

УУД Организационные Умение планировать и организовывать свою работу

Регулятивные Коммуникативные Умение работать совместно, налаживать сотрудничество

Коммуникативные Творческие (в том числе и исследовательские ) Умения, связанные с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний

Познавательные Презентационные Умение подготовить и продемонстрировать результат работы, дать оценку своей и чужой работе

Регулятивные,

коммуникативные

познавательные,

личностные

Важно отличать проектную и исследовательскую деятельность. Оба вида деятельности сегодня вызывают большой интерес у педагогов-практиков. Тем не менее можно наблюдать смешение данных понятий. Являются ли они идентичными? В таблице приведено сравнение проектной и исследовательской деятельности.

Сопоставление проектной и исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность учащихся

Исследовательская деятельность учащихся

Мотив (личностный, социальный) Мотив (познавательный)

Проблема, замысел (идея) Проблема и гипотеза

Цель практико-ориентированная Цель - открыть новое знание

Результат спрогнозирован заранее: конкретный продукт Результат заранее неизвестен: подтвержденная или опровергнутая гипотеза


В основе и проектной, и исследовательской деятельности, как и любой другой, лежат мотивы. Для учащихся это могут быть как социальные (быть успешным, показать себя с лучшей стороны), так и познавательные (получить новое знание) мотивы. С мотивацией всегда тесно связана проблема, которая лежит в основе и проектной, и исследовательской деятельности. Проблема является отправной точкой, импульсом, побуждением к активным действиям. В начальной школе, как правило, задачу ставит или помогает увидеть педагог. Вопрос может быть связан как с учебным материалом, так и с другими сферами жизни детей. Но, тем не менее, она вызывает интерес, позволяет включить учащихся в процесс работы. В режиме проектной деятельности имеет место замысел, т. е. его . основная идея, который может находиться и вне проблемного поля. Этот замысел рождается по инициативе детей, именно инициатива учащихся в проектной деятельности, по мнению исследователей, является ее важным отличием от других форм совместной учебной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность имеют цель, но в проектной деятельности дети формулируют практико-ориентированную цель - их видение конечного продукта, а в исследовании главное - открыть новое знание. Исследование требует выдвижения предположений (гипотез) для продолжения работы и их дальнейшее подтверждение или опровержение, а проектирование включает систему пробно-практических действий по изготовлению конкретного продукта. Оба вида деятельности предполагают наличие определенных этапов работы, выбора и применения методов и средств. Но основное отличие проектной и исследовательской деятельности можно увидеть, обратив внимание на результат. В исследовании результат заранее неизвестен ученику, его можно только предполагать. Результат - это подтвержденная или опровергнутая гипотеза. Причем как положительный, так и отрицательный результат может быть принят и интерпретироваться исследователем. В проектной же деятельности результатом является конкретный, запланированный заранее продукт, его отсутствие будет говорить о том, что проект не удался. Несмотря на такое существенное различие, часто в педагогическом лексиконе можно встретить понятие «исследовательский проект». Получается, что данное понятие противоречит само себе, так как исследование подразумевает результат заранее неизвестный, а проектирование - заранее продуманный образ результата. Изучая данное противоречие, рассмотрим три точки зрения на понятие «исследовательский проект».

  • Понятие «проектирование» шире и включает в себя исследование. Подобное утверждение справедливо в отношении детей младшего возраста. Занимаясь реализацией проекта, дети в силу небольшого жизненного опыта и недостатка знаний часто сталкиваются с неясными, непонятными или неизвестными им моментами, которые требуют поиска и «открытия» нового для детей знания, т. е. исследования. Можно отметить, что подобная ситуация не всегда характерна для взрослых: занимаясь подготовкой проекта, взрослые могут оперировать исключительно имеющимися для них знаниями и не обращаться к исследованию.
  • Вторая точка зрения говорит о том, что исследовательская деятельность всегда включает в себя проектирование как способ выстроить работу и направить ее к заданной цели.

Третья трактовка понятия «исследовательский проект» связана с одной из классификаций проектов. Это классификация по ведущему (основному, преобладающему) виду деятельности. В данной классификации выделяют трудовой проект, театральный проект и проч. - по виду деятельности, которой дети больше всего заняты в процессе выполнения проекта. Соответственно, в исследовательском проекте преобладающим видом деятельности является исследование. Само исследование имеет, как и должно быть, неизвестный результат, предполагаемый исследователем. А конкретным продуктом проекта в данном случае является завершенное исследование. Можно отметить, что вне зависимости от выбранной точки зрения проектная деятельность может быть связана с исследовательской деятельностью, но не идентична ей. Таким образом, можно предположить, что проектная деятельность учащихся младших классов - одно из самых востребованных направлений в условиях нового ФГОС. Однако данный вопрос требует решения определенного круга проблем, возникающих в педагогической практике, что отражено в таблице. Это означает, что педагогу начальной школы важно не только видеть образовательные ресурсы проектной деятельности (урочной и внеурочной), но и предвидеть возможные проблемы в ее организации, которые будут решены, если педагог овладеет технологией учебного и образовательного проектирования.


Возможности и проблемы организации проектной деятельности младших школьников в условиях нового ФГОС

Требования нового ФГОС Возможности проектной деятельности Проблемы организации проектной деятельности учащихся

Деятельностный подход в обучении Проектная деятельность интегрирует в себе многие виды деятельности: игровую, познавательную, творческую созидательную При организации проектной деятельности часто больше внимания уделяется внешней форме проекта, а не процессуальной стороне

Формирование УУД Проектные умения соотносятся с УУД, следовательно, включая детей в проектную деятельность, педагоги формируют и метапредметные результаты Программы внеурочной деятельности, связанные с организацией проектной дельности, не всегда включают направленную работу по формированию проектных умений

Организация внеурочной работы Проектная деятельность является одним из рекомендуемых направлений стандарта и предоставляет широкие возможности для ее организации На практике встречается смещение понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность», что отражается на структуре и содержании внеурочного занятия





В младших классах средней школы определяются наклонности и способности ученика в изучении предметов школьного курса. Для некоторых выполнение стандартных заданий учебника является затруднительным, другие, напротив, успешно их выполняют, проявляя интерес к предмету. При этом школьника постоянно просят решить пример и очень редко - придумать свой пример. Составление собственных задач дает возможность ученику самому определять, есть ли лишние данные, что еще можно найти, как усложнить задание. Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Учащиеся 5-6 классов исследуют небольшие по объему темы. При этом интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе основывается на способе реализации чувства взрослости ученика. Таким образом, проектная деятельность удовлетворяет потребность подростка в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. Между тем такие задания полезны и в чисто учебном отношении: они позволяют проверить понимание, тренируют «конструкторские» способности5. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, то есть умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.



5


© 2010-2022