- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Технология деятельностного метода на уроке открытия нового знания
Статья Технология деятельностного метода на уроке открытия нового знания
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волчкова Т.Н. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технология деятельностного метода на уроке открытия нового знания В дидактической системе современного образования выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- уроки открытия нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки построения системы знаний;
- уроки развивающего контроля.
- мотивация к учебной деятельности;
- актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
- выявление места и причины затруднения;
- построение проекта выхода из затруднения;
- реализация построенного проекта;
- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
- самостоятельная работа с самопроверкой по образцу;
- включение в систему знаний и повторение;
- рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:
основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней осознанной готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
Для реализации этой цели необходимо ребенка мотивировать к учебной деятельности, т.е.:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к школьнику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: подготовка мышления учащихся к осознанию ими личной потребности к построению учебных действий, зафиксировать каждым из них индивидуальное затруднение в пробном действии и организовать выход в рефлексию пробного действия. Соответственно, необходимо для этого, чтобы ученики:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
- проанализировали шаг за шагом с опорой на алгоритм свои действия;
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место);
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи вообще для задач такого типа (причина).
- в коммуникативной форме поставили конкретную цель, которая устранит причину возникшего затруднения;
- составили план, который поможет достичь поставленной цели;
- выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) для построения нового знания;
- предложили и сформулировали тему урока, этим процессом руководит учитель, который может скорректировать тему, побуждает учащихся к диалогу, на мозговой штурм и т.д.
организовать деятельность учащихся, которые будут использовать новый способ и выбранные средства для реализации построенного проекта, формировать умения применять этот проект для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Для осуществления этой цели учащимся следует:
- выдвинуть гипотезу в коммуникативной форме;
- зафиксировать, используя модели или схемы;
- использовать новый способ действий для решения задачи, которая вызвала затруднение;
- зафиксировать преодоление появившегося прежде затруднения;
Цель: создать ситуацию для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для достижения этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:
- решили (фронтально, в группах, в парах) некоторое количество стандартных задач на новый способ действия;
- при этом проговаривали вслух осуществленные шаги и их обоснование.
- организовать автономное выполнение учащимися стандартных задач на новый способ действия;
- организовать самопроверку, сравнивая пошагово с образцом;
- создать ситуацию успеха для каждого учеников;
- для ребят, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
- выявить границы применимости этого знания, определить его роль в системе полученных знаний;
- включить новый способ действий в систему знаний;
- организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;
- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Для осуществления этой цели учащимся нужно:
-
выполнить самооценку личной учебной деятельности на уроке;
-
соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
-
О.С. Анисимов. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). - М.: "Агро-Вестник", АМБ-агро, 2000.
-
Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
-
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.
-
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
4