Статья Технология деятельностного метода на уроке открытия нового знания

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология деятельностного метода на уроке открытия нового знания В дидактической системе современного образования выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

  • уроки открытия нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки построения системы знаний;
  • уроки развивающего контроля.
При системно-деятельностном обучении знание не дается учащимся в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством педагога. В основе дидактической системы лежит деятельностный метод обучения. Исходным положением этого метода обучения является метод рефлексивной самоорганизации, на основе которого и строится технология проведения современного урока. Рассмотрим на примере образовательной системы «Школа России» в курсе «Математика» как происходит включение детей в учебную деятельность на уроке открытия нового знания, при использовании деятельностного метода. Приложение 1. Сформулируем основные цели каждого этапа урока и микрозадачи их достижения. На данном уроке организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов универсальных учебных действий. И так, технология деятельностного метода для уроков открытия нового знания в сформированном варианте включает в себя следующие девять этапов:
  • мотивация к учебной деятельности;
  • актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
  • выявление места и причины затруднения;
  • построение проекта выхода из затруднения;
  • реализация построенного проекта;
  • первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
  • самостоятельная работа с самопроверкой по образцу;
  • включение в систему знаний и повторение;
  • рефлексия учебной деятельности на уроке.
Деятелъностная цель урока открытия нового знания: формирование у учащихся умений исполнения новых способов действия. Содержательная цель урока открытия нового знания: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Рассмотрим структуру урока открытия нового знания, определим цель и микрозадачи каждого этапа.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней осознанной готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

Для реализации этой цели необходимо ребенка мотивировать к учебной деятельности, т.е.:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к школьнику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: подготовка мышления учащихся к осознанию ими личной потребности к построению учебных действий, зафиксировать каждым из них индивидуальное затруднение в пробном действии и организовать выход в рефлексию пробного действия. Соответственно, необходимо для этого, чтобы ученики:

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
  • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этом основании выявить места и причины затруднения, школьники попытаются осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
  • проанализировали шаг за шагом с опорой на алгоритм свои действия;
  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место);
  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи вообще для задач такого типа (причина).
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель: учащиеся попытаются составить проект будущих учебных действий, выбрать средства и способы его реализации. Для этого нужно, чтобы обучающиеся:
  • в коммуникативной форме поставили конкретную цель, которая устранит причину возникшего затруднения;
  • составили план, который поможет достичь поставленной цели;
  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) для построения нового знания;
  • предложили и сформулировали тему урока, этим процессом руководит учитель, который может скорректировать тему, побуждает учащихся к диалогу, на мозговой штурм и т.д.
5. Реализация построенного проекта. Цель:
организовать деятельность учащихся, которые будут использовать новый способ и выбранные средства для реализации построенного проекта, формировать умения применять этот проект для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Для осуществления этой цели учащимся следует:
  • выдвинуть гипотезу в коммуникативной форме;
  • зафиксировать, используя модели или схемы;
  • использовать новый способ действий для решения задачи, которая вызвала затруднение;
  • зафиксировать преодоление появившегося прежде затруднения;
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: создать ситуацию для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для достижения этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:
  • решили (фронтально, в группах, в парах) некоторое количество стандартных задач на новый способ действия;
  • при этом проговаривали вслух осуществленные шаги и их обоснование.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: создать ситуацию успеха для каждого ученика, организовать переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
  • организовать автономное выполнение учащимися стандартных задач на новый способ действия;
  • организовать самопроверку, сравнивая пошагово с образцом;
  • создать ситуацию успеха для каждого учеников;
  • для ребят, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: уточнить особенности нового знания и включить новый способ действий в систему знаний, повторить сведения, необходимые для обеспечения содержательной непрерывности. Для достижения этой цели нужно:
  • выявить границы применимости этого знания, определить его роль в системе полученных знаний;
  • включить новый способ действий в систему знаний;
  • организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;
  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель: фиксировать изученное знание, организовать рефлексию и самооценку школьниками своей учебной деятельности.

Для осуществления этой цели учащимся нужно:

  • выполнить самооценку личной учебной деятельности на уроке;

  • соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

наметить цели дальнейшей деятельности и выбрать задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Использование технологии деятельностного метода в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса универсальных учебных действий, определенных ФГОС. Таким образом, постепенно и поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей, у учащихся формируются универсальные учебные умения в их целостности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. О.С. Анисимов. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). - М.: "Агро-Вестник", АМБ-агро, 2000.

  5. Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

  6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.

  7. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.

4


© 2010-2022