Разработка урока по русскому языку: Различие имен существительных 1, 2, 3 склонения (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Разработка урока по русскому языку : «Различие имен существительных 1, 2, 3 склонения» (3 класс )


Цель урока: создать ситуацию, которая позволить учащимся сделать вывод

о характерных признаках существительных 1, 2, и 3 склонения.

Задачи:

- актуализация имеющихся у детей знаний об изучаемой части речи;

- анализ языкового материала по изучаемой теме;

-развитие коммуникативных навыков, памяти, мышления в ходе фронтальной, парной, групповой работы;

- совершенствования навыка правописания;

-воспитание интереса к изучению родного языка, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Запись числа, классной работы.

  1. На следующей строке запишите словарь и поставьте двоеточие. Обратите внимание на слова под номерами, здесь записаны объекты и явления природы. Я буду читать отрывки стихотворений, а вы догадываетесь, о чем идет речь в данном стихотворении, вы показываете порядковый номер слова и записываете слова в словарь.
  1. облако
  2. ветер
  3. метель
  4. дождь
  5. поземка
  6. солнце


а) М. Исаковский Очень осторожно Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше…. И, расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда Вперегонку с пылью (№2 - ветер)



б) Я. Аким От нас за тучи - облака Не уходи, не надо - И лес, и поле, и река Тебе, конечно, рады. Послушай песенку мою: Свети с утра до ночи! А я тебе еще спою, Спою, когда захочешь… (№6 - солнце) в) А. Барто Лежали тихие снега. Вдруг как пошла Кружить пурга!.. И только снег передо мной Встает расплывчатой стеной. (№3 - метель) (Запись в тетрадях: ветер, метель, солнце)
  1. Беседа по записанным словам.
- Что объединяет записанные слова? (сущ., неодуш.) - Что вы знаете об этой части речи? - Что отличает слова друг от друга? -Укажите род существительных, дополните неиспользованными в словарной работе слова. На доске записана следующая таблица: м.р. ж. р. ср. р ветер метель солнце дождь поземка облако
- По какому признаку мы разделили слова? ( по наличию определенного рода у существительного) -С какой частью речи мы будем работать на уроке? -Посмотрите на другую таблицу, и скажите, что нового мы узнаем про эту часть речи. Как определить склонение имен существительных.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

?

?

?
-Предположите тему нашего урока. 4. Работа в парах. -Послушайте стихотворение - загадку и последнее существительное доскажите хором в рифму. Вьюга кружится на воле, Снегом укрывает поле. Ночью Дедушка Мороз В сказку прибыл и привез Всем подарки: бабке, внучке, Деду, кошке с мышкой, Жучке… В сказочной деревне тишь: Спят все крепко, даже мышь. Размышлял Мороз недолго - Положить мешок под елку Захотел, но вот не понял, Где же елка в этом доме? Если вспомнил бы он сказку, Это стало бы подсказкой. Под окошком бабка с дедкой В праздник нарядили….. (репку)! - А сейчас поработаем в парах. Текст услышанного стихотворения у вас на партах. В течение 1 минуты найдите и подчеркните все имена существительные. -Проверка: по - цепочке ( 1 пара - 1 слово по порядку) называем, слушаем ответы других пар, если нужно, исправляем, дополняем.

  1. Работа над постановкой проблемы.
- Некоторые из названных слов я разделила на группы. По какому признаку я это сделала? 1) дедушка деревня дед подарок внучка поле Жучка ночь Мышь воля окошко тишь сказка ( одуш. и неодуш.)
2) дедушка внучка поле дед Жучка окошко подарок мышь деревня ночь воля тишь сказка ( по родам)

3) дедушка дед мышь внучка подарок ночь Жучка поле тишь деревня окошко воля сказка ( по новому признаку -?) -Что за признак распределения слов в последней группе предстоит нам с вами выяснить в дальнейшей работе.
  1. Работа в группах.
- У вас даны карточки, на этих карточках записаны эти группы, ваша задача выделить общие признаки у слов каждой группы, допишите их ниже. Время три минуты.
Работа детей

1 склонение

2 склонение

3 склонение

дедушка

внучка

Жучка

деревня

воля

сказка

дед

подарок

поле

окошко

мышь

ночь

тишь

Род:

Окончание:


Род:

Окончание:

Род:

Окончание:

- Слушаем представителей групп, схема строиться на доске. Каждая группа говорит один признак, т. е. род и окончание. -Вы назвали признаки деления имен существительных по склонениям. - Что необходимо знать для определения склонения? (вывод в учебнике)

  1. Физ. минутка.
На партах лежат карточки. Ваша задача, определить, к какому склонению относиться данное слово и соответственно занять необходимое место. Слова: остров, море, дерево, собачка, игрушка, дядя, кровать, карамель, морковь.
-Проверка, , остальные слушают ответы других, если нужно исправляют.
  1. Работа с учебником.
-Ну а теперь потренируемся, упражнение 285. комментируем с места. 9. Итог урока. - Как определить склонение существительного? -Какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. 10. Домашнее задание. Стр. 14, упр. 286.

© 2010-2022