- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение опыта системно-деятельностный подход
Обобщение опыта системно-деятельностный подход
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коломиец Т.И. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коломиец Татьяна Ивановна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ гимназии № 10 г. Гуково Ростовской области.
Аннотация.
Сегодня особенно остро обществу требуются люди, умеющие нестандартно мыслить, быстро принимать решения, легко адаптироваться к жизненным условиям. В концепции модернизации образования подчеркивается, что результатом современного образования являются не только знания, умения и навыки, но и формирование личности.
Системно-деятельностный, подход как фактор развития младшего школьника Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам. Современное общество живет в эпоху постоянного увеличения объемов информации, обновления знаний. Появляется много способов освоения информации. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника общеобразовательного учреждения фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задача учителя сегодня - включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса. И так, деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов: - принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений; - принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей; - принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); - принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); - принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения; - принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора; - принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. [2] Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс "открытия" нового знания. Ключевые слова в деятельностном подходе в системе начального образования характеризуются: - искать - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию; - думать - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы; - сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; - приниматься за дело - включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; - адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.[5]
Для примера по реализации деятельностного метода можно использовать структуру урока введения нового знания, которая имеет следующий вид : I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: - актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); - устанавливаются тематические рамки («могу»). Приёмы работы: - учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); - учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; - девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.) II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии- 4-5 минут Цель: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Возникновение проблемной ситуации. Методы постановки учебной проблемы: - побуждающий, подводящий диалоги; - мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.) III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: - восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; - соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 7-8 минут На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. V. Первичное закрепление - 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами; VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - 4-5 минут. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). Самоконтроль, самопроверка. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут. Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.[3] Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Вопросы:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать? и другие.
- проблемная ситуация;
- группировка.
Особое внимание уделяется визуальному каналу восприятия, в связи с психологическим развитием младшего школьника. Все средства обучения, входящие в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа», направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т. е. строгой последовательности учебных операций. Сначала ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно. При затруднениях ученик может воспользоваться специальными подсказками - напоминаниями, помогающими самостоятельно справиться с задачей. Например, при выполнении задания по русскому языку по теме «Синонимы» (учебник для 2 класса, стр. 115-118, № 1): «Найди два слова близкие по значению, которые не являются родственными. Запиши слова парами» - ученик может воспользоваться подсказкой авторов учебника: Синонимы должны отвечать на один и тот же вопрос. В работе учитель чаще всего сталкивается с такой проблемой. Ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Отсюда ошибки. В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предлагаю детям дополнительные схемы, модели, цель которых - помочь запомнить последовательность операции. Например: порядок разбора слова по составу: - выдели окончание; - выдели основу; - выдели корень; - выдели приставку и суффикс.
Данная проблема должна учитываться учителем начальной школы на каждом уроке, и предлагаю фрагменты уроков:
- фрагмент урока русского языка в 2 классе по теме «Сложные слова». Цель: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными о и е и без соединительных гласных. Деятельность учителя Деятельность учащихся Использует подводящий диалог Формулируют вопрос: сколько корней в слове «листопад»? Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему это явление так называют? Потому что осенью листья падают.
Запишите: Лист падает Записывают слова. Подберите и запишите однокоренные слова к словулист. Выделите корень. Листок, листочек, листик.
Подберите однокоренные слова к слову падать. Выделите в них корень. Падение, падал, падающий.
Есть ли корни -лист- и -пад- в слове листопад? Да, есть.
Так сколько же корней в словелистопад? Два корня. Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. Сложными называются слова с двумя корнями. (Открытие нового знания).
-фрагмент урока русского языка в 3 классепо теме «Безударные гласные в приставках». Цель: познакомить с правописанием некоторых приставок; упражнять в написании разных приставок. Деятельность учителя Деятельность учащихся Спишите из упражнения слова: долетел, забежал, надписал. Поставьте ударение . Подчеркните безударные гласные. Записывают слова.
Ставят ударение. Подчеркивают. В каких частях слова находятся безударные гласные? Обозначьте их. В корне и приставке. Обозначают.
Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? О безударной гласной в корне.
А какого правила о безударных гласных ещё не учили? Наверное, о безударных гласных в приставках. Значит, какая тема завтрашнего урока? Безударные гласные в приставках. Ученики с большим одушевлением стараются выполнять творческие задания с использованием музыки и живописи. Ценность этих заданий в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видов деятельности: слушания музыки и рассматривания репродукций картин в учебниках «Литературное чтение» начиная со 2 класса в разделе «Музейный дом». Задания могут быть следующими: сопоставление характера музыкального произведения с настроением картины. (Из трёх картин «Золотая осень», «Летний день», «Февральская лазурь» выбери ту, которая соответствует настроению пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года»); определение характера музыкального произведения и создание воображаемой картины к нему. Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. Примеряя на себя роль реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения. В результате использования системно-деятельностного подхода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Список использованной литературы. 1.Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений//Педагогический университет. «Первое сентября». 2005. №22. 2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010. 3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 237с. 4. Никулина В. И., Екимова Н.В. «Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы», Белгород. БелРИПКПС, 2010. 5. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.