Классный часСемья и семейные ценности (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час " Семья и семейные ценности"

Цели и задачи:

- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;

- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

- формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

Оборудование: плакаты с пословицами, плакат с ребусом, вырезанные из бумаги фигуры людей, вырезанное из бумаги сердце, цветные карандаши.

Оформление: плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Семья - это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Вот и закончились ваши летние каникулы. Многие ребята из нашего класса уезжали из города в летние лагеря, в гости к родственникам, к морю вместе с родителями. Но закончился август и вы все вернулись домой. Я рада вас видеть повзрослевшими теперь уже в 4классе. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учёбе. Спасибо вам за ваши чудесные цветы.

Мне очень хочется узнать с каким настроением вы пришли на это занятие. На подносе лежат солнышки, тучки. Выберите, пожалуйста, в зависимости от своего настроения тот или иной предмет и прикрепите на доску.

- А сейчас послушайте песню в исполнении Ю.Антонова и скажите о чем пойдет речь на нашем классном часе?

Звучит фонограмма песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего».

- Правильно Сегодня мы будем говорить о семье и наш классный час называется «Моя семья».

Слайд №1.

2. Игра «Ассоциация»

- Закройте, пожалуйста глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?

- А если бы семья была птицей, то какой и почему?

- А если бы семья была деревом, то каким и почему?

Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Как вы понимаете слово «Семья»?

(Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. )

Слайд №2

- Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив?

(В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. )

Слайд №3 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

- Что семья может дать ребенку? В чем ее сила?

Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизни ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом».

3. Работа с пословицами, «постройка» дома.

Русский народ сочинил пословицы о доме.

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

- Как вы понимаете эту пословицу?

«И стены в доме помогают.»

Слайд №4 «Зачем и клад, коли в семье лад?»

Слайд №5 «Какие корешки, такие и ветки»

Слайд №5 «Какие родители, такие и детки»

- А эту?

Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

Когда строят дом?

Дети;.- Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.

Уч.- Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом?.

Дети. ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА - ЖИЛИЩЕ.

Уч.- А изначально дом - жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)

Уч.- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.

А вам?

Дети.- Уважение, понимание, уют, забота, любовь.

(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)

6. Игра «Домашний очаг»

Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь, забота, взаимопомощь. На полосках - «дровах» написаны вопросы:

- Кто моет посуду?

- Кто зарабатывает деньги?

- Кто ходит за покупками?

- Кто убирает постель?

- Кто ухаживает за животными?

- Кто готовит ужин, варит обед?

- Кто пылесосит?

(Дети по очереди выходят, берут полоски-«дрова», читают вопрос, отвечают на него и прикрепляют «дрова» на доску в том месте, где в доме расположен очаг.

- Молодцы! Зажгли огонь в очаге. (прикрепляю «пламя»).

3. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.

Уч.- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус.

7 Я

Дети;.- Семья.

Уч.; Что такое семья?

Дети;. Мама, папа, я.

Уч;.- А есть ли еще у вас родственники? Кто это?

Дети;.- Тетя и ее семья, дядя и его семья.

Уч.- Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей. (Завершение схемы)

Уч;.- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?

Дети;.- Любовь, ласка, добро, уважение.

Уч;.- Это необходимо только вам?

Дети;.- Нет, любовь нужна всей семье.

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос мой, подруга моя...»

«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я»,

И так на земле появилась семья».

Генеалогическое дерево.

а) Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

И вот мы с вами попытались составить свои родословные.

3. Практическая работа «Составление семейного герба»

- В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:

(На доске - рисунки животных, птиц, растений и их значение).

лев - сила, великодушие

орел - власть

овца - терпение, кротость

ворон - долголетие

олень - символ воина

цапля - пугливость

волк - жадность, злость

павлин - тщеславие, хвастовство

дуб - крепость

пальма - долговечность

слив. дерево - мир

Давайте попробуем составить герб семьи, например, в которой все мужчины в роду были воинами, сильными, смелыми, отважными, боролись за мир.

(Дети прикрепляют на шаблон герба рисунок оленя, веточку слив. дерева, солнце, радугу и т. д.)

Слайд №10

4. Отгадывание кроссворда «Моя семья» Слайд №11, 12, 13, 14, 15

- Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

По вертикали:


  1. Кто вас, детки, сильно любит?

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночью глаз

Все заботится о вас?

2) Улыбаюсь я как мама,

Так же хмурюсь я упрямо,

У меня такой же нос

И такой же цвет волос. (Дочь)

По горизонтали:

3, 4) В семье мы - мастера.

Всяких дел у нас гора!

Взяли в руки молотки

Ремонтируем замки.

- О ком идет речь? (Папа, сын)

5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)

Семьи в старину были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины - бабушки.

5. «Школьная семья».

Уч;. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?

Уч;. - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, нашей школьной жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.

Уч;. - Каковы ваши обязанности в семье?

Дети….(Ответы учеников.)

Уч;. - Точно так же у нас в классе - никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.

Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.

Мы будем

Называть друг друга по именам.

Защищать наших друзей, если их обижают.

Помогать им в беде.

Помогать им в учебе.

Мы не будем

Грубить друг другу.

Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.

Уч;. - Да мир в семье дороже всего.

Мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

Семейные традиции.

7. «Загляните в семейный альбом».

В каждой семье есть хорошая традиция собирать и хранить семейные фотографии)

а) «Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной».

«И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить».

б) С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, к-ые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс на самую интересную семейную фотографию.

9. Традиция проведения свободного времени в семье.

Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках.

а) Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

б) О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи. Об этом ребята, вы писали в своих сочинениях, анкетах и ваши родители тоже.

10. Кулинарные традиции.

Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.

Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.

11. Семейные праздники.

К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

3. а) Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это чаепитие. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы хозяева - это наши гости, мы их приглашаем и угощаем.

б) Гостеприимство- это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями)

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Песня «Родительский дом»

_________________________________________________________

Сменная обувь

Расписание уроков и ещё много другой важной информации я напечатала каждому из вас на листе. Не потеряйте его и внимательно прочтите дома.

У. - Молодцы, вы справились с этим заданием.

Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица устают только от улыбок!

Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!

© 2010-2022