• Преподавателю
  • Начальные классы
  • «ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА»

«ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ДОСТИЖЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ, НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ, ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА»

И.В. Бабкина, Л.Н. Рыбаковская,

учителя АОУСОШ №4 С введение ФГОС пребывание ребенка в школе значительно увеличилось порой до 7-8 часов. Появилась внеурочная деятельность. Как же избежать переутомления? Как сделать, чтобы внеурочная деятельность стала не механической добавкой к основному общему образованию, стала миром творчества, источником эмоциональной и физической активности, обеспечивала детям здоровый образ жизни? Туризм - это трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Парадоксальный факт: наряду с социально-экономическими причинами роста заболеваемости детей, учебно-воспитательный процесс в школе является одним из составляющих снижения здоровья обучающихся (стрессы, перегрузка, гиподинамия). Но и она же - школа, в лице педагогов призвана решать эту проблему. Но как же не нам, педагогам, живущим в Краснодарском крае, с его географическим положением и климатическими условиями использовать эту внеурочную деятельность. Все туристские навыки будут лучше усвоены в полевых условиях, когда дети почувствуют необходимость познания «Азбуки юного туриста». Поэтому, первое с чего мы начали организацию туристской работы с детьми- это с похода. Эту внеурочную деятельность мы проводили как в помещении, так и вне. Так в помещении рассматривались вопросы: 1.Правила поведения юных путешественников, снаряжение, инвентарь, сбор рюкзака, одежда и обувь, личная посуда, питание туриста, оказание первой и др. Правила усваивались благодаря красочным презентациям «Как не попасть в экстремальную ситуацию», «Турист и его снаряжение», «Это должен знать турист» и др. Были организованы встречи с работниками МЧС (Егоров Д.Н.), бывалыми туристами (Аржанов Ю.А.), работниками районного музея (Максимова Н.В.), медицинским работником, практические занятия «оказание первой помощи». Совершили заочное путешествие по магазинам туристского снаряжения «Вертикаль», «Декатлон», «Открытый мир», игровые ситуации «Собери рюкзачок», «Найди лишний предмет», практические занятия, игры-инсценировки, ролевые ситуации. А также проводились в помещении зачетные занятия, тесты, анкетирование и выпуск стенгазет. Вне помещения (школьная площадка, стадион, парковая зона, Комсомольский парк, Кавказкие горы района Горячего ключа, Абинского района и плато ЛагоНаки) проводились нами следующие занятия: Установка палатки, бивака, типы костров, основные туристские узлы, работа с компасом, ориентирование, чтение плана местности. Поход способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом с легкостью переносится на уроки в школе. После нескольких походов ребята научились классифицировать туристические маршруты по различным признакам. Определив тип маршрута, ребята с легкостью ставят перед собой цели и задачи предстоящего похода, а по возвращению осуществляют рефлексию. Туристические маршруты разрабатывались нами совместно с инструктором. За годы реализации программы мы прошли такие маршруты: Маршрут №1 (кольцевой) г. Горячий Ключ - вдоль ручья Мальцева - скала «Зеркало» - водопад - хребет Котх -г. Горячий Ключ (центр). Маршрут №2 По местам боевой славы. г. Горячий Ключ - Памятник воинам Иркутской дивизии - дольмены - Каверзинские водопады. Маршрут №3 По местам боевой славы. г. Горячий Ключ - Санаторий «Горячий Ключ» - Дантово Ущелье - крепость Псефабэ- скала «Петушок». Маршрут №4 Знакомство с историческими и археологическими памятниками. Шапсугская - Шапсугский дольмен - скала Чертов Палец - мастерская дольменов - Грязевой вулкан Солонцы станица Шапсугская. Маршрут №5 Пос. Каменомостский . Туристическими тропами к водопадам Руфабго вдоль реки Белой. Планируя каждый маршрут, мы несколько раз изучали его самостоятельно, закладывая в навигатор, рассчитывали путь движения при любых погодных условиях, лишь тогда мы предлагали его нашим юным туристам. Мы не старались делать его удобным для прохождения. Поход не был для ребят лёгкой прогулкой. Трудности походной жизни: неблагоприятные погодные явления (дождь, туман, роса), отсутствие привычных бытовых условий, постоянный физический труд - требуют от нашего юного туриста концентрации сил, воли, терпения. Во время похода ребята не забывали выполнять свои должностные обязанности. В наших группах есть следующие должности: штурманы, хронометристы, краеведы, дежурные, командир, фотокорреспондент. У ребят есть возможность проверить себя и доказать себе, что он что-то в этой жизни может и чего-то стоит. Здесь нет отличников и троечников - мы здесь одна команда. Даже те ребята, которые на уроках и переменах не могут контролировать свою дисциплину, демонстрируют здесь свои лучшие человеческие качества, которые в обычных условиях жизни либо скрыты, либо отодвинуты на второй план. Все это способствует формированию в детском коллективе толерантности, благоприятного социально-психологического климата. После уже первых походов, легко с энтузиазмом и интересом мы с ребятами выучили «Кодекс чести юного туриста», который занял главное место в личном дневнике достижений туриста. Этот личный дневник имеет записи о совершенных походах, листок здоровья, где ребенок наблюдает за своим самочувствием, фиксирует показатели своей физической подготовленности, краеведческие заметки, собственные впечатления об увиденном… Мы считаем, что логичным и полезным итогом совершённого путешествия может стать выпуск красивой и неординарной туристской газеты. Возможно, эта газета станет своеобразной рекламой здорового образа жизни. После похода мы обязательно проводим итоговую рефлексию дня. Это имеет особое значение, поскольку позволяет школьникам проговорить свои проблемы- о здоровье, о душевном состоянии; учит их адекватно оценивать свои силы, способности, отношение к порученному делу и какой совет дал бы тому, кто будет исполнять эти обязанности завтра. Программа туристической деятельности велась по трем направлениям: физкультурно-оздоровительном, научно-познавательном, военно-патриотическом. Какие результаты мы получили? Что нам это дало? Эта деятельность создает условия для экологического воспитания детей: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли губить дикорастущие растения. По мере необходимости во время походов проводим экологические акции: убираем, наводим порядок. Путешествуя, мы учимся не смотреть, а всматриваться, не слушать, а вслушиваться в картины родного края. Дети для себя открывают новые виды растений, наяву видят те деревья и кустарники которые видели только на картинках. Так, наблюдения за природой, нацеливает ребят на изучение вновь увиденных географических объектов, например, (ручей Мальцева, озеро Пседонах, какие растения на альпийских лугах? И когда нам на пути встретился родник «Рыжик», дети задумались, когда и кем был обнаружен и облагорожен этот родник? С удовольствием дети приняли участие в конкурсе рисунков и сочинений "Родник - источник жизни". Об увиденном, а потом и прочитанном объекте расширялись научные знания детей и создавались проекты: «Удивительное рядом», «Красная Книга Кубани», «Родник - источник жизни». А в этом учебном году фотоработы по теме «Мир глазами детей», выполненные нашими ребятами, были признаны одними из лучших. Ценность туристко-краеведческой работы в наших класса в том, она носит системный характер. Прочность усвоения знаний достигается в туристско-краеведческой деятельности уже тем, что участник похода, путешествуя, как говорят, всегда проходит свой маршрут трижды - изучает его при подготовке, совершает сам переход и обрабатывает собранный материал. "Ученик для нас - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!" Многие туристические маршруты проложены по партизанским тропам, где встречается много памятников воинам ВОВ. И найденные ржавые гильзы, прочитанные на камнях теплые слова от потомков в память погибшим - все это вызывало трепетное чувство у каждого ребенка. Они понимали, что здесь много лет назад шли страшные бои, свистели пули, а сейчас красивые зеленые поляна, цветущие луга… Юные туристы забывали об усталости, а великое чувство гордости за своих земляков пробуждало в детях желание почтить память солдат минутой молчания, привести могилу в порядок. Наша задача была вызвать желание начать поисково-исследовательскую работу по изучению военных действий на территории края в ВОВ. Так, например, к урокам гражданственности и патриотизма, к урокам кубановедения ребята, разделившись на группы, представили сведения о воинах 30-й Иркутской дивизии, о героических военных действиях на Кубани. Вот где, избегая прямого научения школьников, создаются условия для развития патриотических чувств. Результатом проведенной работы стало личное желание детей создать «Тимуровский отряд» и в течение года оказывали помощь ветерану ВОВ Рыженкову И.П. и ветерану труда Черепановой Л.Г. патриотическое воспитание в наших классах поставлено на высоком уровне. Ребята с желанием планируют посещение музея боевой славы, являются победителями инсценированной военной песни, создают проектные работы «Воин моей семьи», участвуют в акции «Посылка воину». Таким образом, реализуя данную программу мы доказали, что развитие детей ведется по трем направлениям. А благодаря систематическому использованию современных педагогических технологий в рамках реализации системно-деятельностного подхода, различных методов, форм и приемов работы все это привело к целому ряду изменений в личности ребенка,

  • Возросла социальная и познавательная активность детей.
  • Расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе.
  • Появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения.
  • Наблюдается ежегодная тенденция роста в физическом плане.
  • Изменилось отношение к учебному труду.
  • Сохраняется устойчивая мотивация учащихся к учению на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Появился устойчивый интерес к туристическим походам.
  • Расширился кругозор ребенка, меняется отношение к природе, к памятникам истории и культуры.
В 2011-2014 учебных годах проводился мониторинг здоровья и физического развития обучающихся 2-4 классов (Приложение №1) Представленные диаграммы показывают динамику улучшения всех составляющих здоровья обучающихся в период с 2011 по 2014 годы. Данный мониторинг проводился по итогам физической подготовленности учащихся по полугодиям, анализа листков здоровья учащихся и беседы с медсестрой школы. Психическое и нравственное здоровье рассматривали с помощью диагностических методик «10 моих Я», «Градусник», «Я и мое здоровье», тест «Незаконченные предложения», «Социометрия» и др., также наблюдения учителя. Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Эффективность нашей работы в этом направлении подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей. Рост уровня физической подготовленности, улучшения здоровья снизил пропуски уроков, а также увеличилось количество детей, занимающихся в спортивных секциях. Качество обученности по предмету физическая культура - достигло 100 ℅. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми, с интересом и радостью бегущими в школу. Нам было интересно узнать мнение родителей об этой внеурочной деятельности. Нас приятно удивили написанные ими отзывы. Это отражено в диаграмме. (Приложение № 2) Реализация данной программы нас убедила, что "Если хочешь воспитать ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!". Наш педагогический потенциал туризма весьма велик, он зависит от понимания, умения и опыта в этой области, мы ставим перед собой цели - обучая детей, совершенствовать свой туристический опыт - идти на шаг впереди. Мы открыли для себя новые маршруты к подножью горы Пшехосу, побывали на вершине горы Оштен, и на вершине Фишта, своим примером желаем своих воспитанников побудить к совершению этих новых маршрутов. И пусть девизом и учителя, и ученика будут слова «Я путешествую, чтобы увидеть новые места, я путешествую - чтобы открыть что-то новое в себе».

ЛИТЕРАТУРА 1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). - М.,1992. 2. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. - М.: Экон-Информ, 2009. 3. Смирнов Д.В. Оздоровительно-познавательный туризм: программы дополнительного образования детей: вып. 4. - М.: Советский спорт, 2003.







© 2010-2022