Рабочая программа по ОБЖ в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне». Программы составлена на основе авторской программы по предмету «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений : Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник. 3-4 класс.- М., Просвещение. 2013. Программа рассчитана на 34часа в год ( 1 час в неделю) 34 рабочие недели. В программу изменения не внесены. Для проверки знаний учащихся запланировано: практических работ - 5,

тестирование - 1.

Целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по

обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают: - вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личном подготовки к их решению; - развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасности, и преодолении трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности

жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры

в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные

действия при решении вопросов личной и общественной безопасности,

умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при

попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений

совместных действий, оказания само- и взаимопомощи; -совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности, формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета Программа ориентирована на работу по методическому комплекту:Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник. 3-4 класс.- М., Просвещение. 2013.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10

-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности до-рожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному. К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность.

Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность.

Знания по основам безопасности дорожного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающимобъемом информации с 1 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные знаки для водителей и т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознание учащимися смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений Правил дорожного движения.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения.

На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.

При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности дорожного движения: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными книжками-тетрадями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты: - развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищѐнность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; - формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;

- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- обобщать и сравнивать опасные ситуации;

- выявлять причины опасных ситуаций и их влияние на безопасность

жизнедеятельности человека;

- определять цели и задачи по безопасному поведению;

- формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию.

Предметные результаты: - умение применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения, вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учѐтом реальной обстановки и индивидуальных возможностей; - умение анализировать явления и события природного криминогенного и социального характера, выявлять причины возникновения; - проектировать модели личного безопасного поведения; - формирование и развитие устойчивых привычек дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

познавательных и психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь); понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать; самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Содержание программы 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1.1. Безопасное поведение на дорогах .Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге. 1.2. Мы - пассажиры .Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства. Поведение при угрозе аварии и во время нее. Безопасная поза. 1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

1.4. Безопасное поведение дома. Лифт - наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими

приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы. 2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газам Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. 3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 3.1. Чрезвычайные ситуации . Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. 3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по за щите населения Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.





























Календарно-тематическое планирование по ОБЖ

3 класс (34 часа)

2014-2015 уч. г.

№ п/п


Название разделов и тем уроков

Часы учебного времени

Характеристика основной деятельности учащихся Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

Безопасное поведение на дорогах

1.

Движение пешеходов по дорогам.

Правостороннее и левостороннее

движение. Вводный урок.

1

2.09

2.09

Познакомиться с тематикой курса

ОБЖ, с учебником. Вспомнить

основные темы, изученные во 2 классе.

2.

Безопасное поведение на улицах и

дорогах.

1

1

1

9.09

9.09

Узнать, какими бывают улицы, как

движется транспорт по улицам и

дорогам.

3.

Движение пешеходов по улицам и

дорогам.

16.09

16.09

Ознакомиться с правилами движения

пешеходов по тротуарам улиц и

обочинам дорог. Сформировать

понятие «участник дорожного

движения». Запомнить, где можно

кататься на роликах и велосипедах.

Узнать об истории правостороннего

движения транспортных средств и

пешеходов.

4.

Дорога, еѐ составные части, виды

автомашин.

23.09

23.09

Выделить главные элементы дороги.

Познакомиться с разнообразием машин

на дорогах. Уметь определять виды и

1

назначение транспорта. Усвоить, где

нужно ожидать автобус и другие виды

транспорта.

5.

Улицы, перекрестки, площади.

Практическое занятие.

30.09

30.09

Узнать, какими ещѐ бывают улицы, как

правильно переходить широкую улицу.

Изучить виды перекрѐстков.

Рассмотреть опасности,

подстерегающие пешехода на

перекрѐстке.

6.

Сигналы светофора и

регулировщика.

1

1

1

7.10

7.10

Познакомиться с особенностями и

разновидностями светофоров, с

назначением сигналов регулировщика.

Научиться выполнять функции

регулировщика. Знать правила

поведения при переходе улицы на

регулируемом перекрѐстке.

7.

Сигналы, которые подаѐт водитель

14.10

14.10

Узнать виды и назначение

предупредительных сигналов,

подаваемых водителями транспортных

средств. Запомнить, каким машинам

разрешено двигаться на красный сигнал

светофора. Уметь правильно

действовать, если на дороге произошла

авария.

8.

Практическое занятие на тему:

«Мне на улице не страшно»

21.10

21.10

Повторить особенности движения

пешеходов на улицах и дорогах.

9.

«Мне на улице не страшно»

1

11.11

11.11

Закрепить особенности движения

Практическое занятие

пешеходов на улицах и дорогах

Мы - пассажиры

10.

Безопасность пассажиров

1

1

18.11

18.11

Ознакомиться с правилами поведения

пассажиров в общественном

транспорте, такси, грузовых

автомобилях.

11.

Безопасное поведение на улицах и

дорогах

25.11

25.11

Ознакомиться с правилами перехода

улиц и дорог при высадке из

общественного транспорта. Выяснить,

что нужно делать, чтобы спастись при

аварии.

Пожарная безопасность и поведение при пожаре

12.

Пожарная безопасность и поведение

при пожаре.

1

1

1

2.12

2.12

Узнать о возможных причинах пожара

в транспорте. Усвоить правила

поведения в данной ситуации.

13.

Пожар в транспорте, правила

поведения.

9.12

9.12

Узнать о возможных причинах пожара

в транспорте. Усвоить правила

поведения в данной ситуации.

14.

Пожар в общественных местах и его

причины. Страх и паника.

16.12

16.12

Узнать о возможных причинах пожара

в общественных местах. Усвоить

правила поведения при пожаре или

панике в общественном месте.

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

15.

Безопасное поведение в доме.

1

23.12

23.12

Рассмотреть случаи опасности, которые

могут подстерегать дома, и способы их

предотвращения.

16.

Лифт - наш домашний транспорт

1

26.12

26.12

Запомнить правила пользования

лифтом. Усвоить правила поведения в

случае нападения в лифте.

17.

Опасные незнакомцы.

1

1

1

1

13.01

13.01

Запомнить правила поведения в случае

нападения на улице. Усвоить порядок

написания «словесного портрета».

18.

Как защитить себя и свой дом.

20.01

20.01

Рассмотреть случаи защиты себя и

своего дома: как избежать нападения на

квартиру, как правильно вызвать

милицию.

19.

Звонок по телефону.

27.01

27.01

Усвоить правила разговора по телефону

с незнакомыми людьми. Запомнить

правила вызова помощи.

20.

Предметы бытовой химии и их

безопасное применение.

3.02

3.02

Ознакомиться с понятием «предметы

бытовой химии». Познакомиться с

правилами их использования.

21.

Как нужно обращаться с

электроприборами.

1

1

10.02

10.02

Познакомиться с правилами обращения

с электроприборами. Узнать правила

оказания первой помощи при ударе

электрическим током.

22.

Газ, огонь и человек.

17.02

17.02

Познакомиться с правилами обращения

с газом. Усвоить правила поведения

при пожаре.

23.

Как растопить печку

1

24.02

24.02

Познакомиться с правилами

растапливания печки, с правилами

оказания помощи при отравлении

дымом или угарным газом.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

24.

Первая медицинская помощь при

отравлении газом, угарным газом и

токсичными веществами.

Практическое занятие.

1

3.03

3.03

Запомнить признаки отравления

угарным газом и меры профилактики

отравлений

25.

Практическое занятие по оказанию

первой медицинской помощи

1

10.03

10.03

Уметь оказывать первую медицинскую

помощь при отравлении.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

26.

Чрезвычайные ситуации.

1

1

1

17.03

Ознакомиться с понятием

«чрезвычайные ситуации».

27.

Стихийные бедствия.

31.03

Изучить сезонные опасности. Уметь

правильно вести себя во время

стихийных бедствий.

28.

Как предупреждают о стихийных

бедствиях.

7.04

Узнать о предупреждении о

чрезвычайных ситуациях.

29.

Бураны, ураганы, тайфуны и смерчи. 1

1

1

14.04

Познакомиться с грозными

природными явлениями и их

последствиями. Запомнить, как вести

себя при угрозе смерча.

30.

Основные мероприятия ГО по

защите населения

21.04

Знать правила поведения в ЧС мирного

и военного времени

31.

Лесной пожар.

28.04

Узнать о возможных причинах пожара

в лесу и их последствиях. Усвоить

правила поведения при пожаре в лесу.

32.

Действия школьников по их

предупреждению. Организация

оповещения населения о

чрезвычайных ситуациях

1

5.05

Усвоить правила поведения при пожаре

в лесу. Послушать информацию о

чрезвычайных ситуациях.

33.

Тестирование

1

12.05

Проверка знаний, самоконтроль

34.

Основные мероприятия ГО по

защите населения. Практическое

занятие.

1

19.05

Знать правила поведения ГО мирного и

военного времени

Учебно-методические средства обучения

Основная литература

 Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы

безопасности жизнедеятельности». Учебник. 3-4 класс. - М.,

Просвещение. 2011.

 П.В.Ижевский,

«Основы

безопасности

жизнедеятельности».

Рабочая тетрадь. 3 класс.- М., Просвещение. 2013.

 Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Основы

безопасности жизнедеятельности». Методические рекомендации.

1-4 класс.- М., Просвещение, 2009.

Дополнительная литература

 Волков С.Ю. Про Правила дорожного движения. Стихи для самых

маленьких.- М.: Омега, 2002.

 Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и

воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для

общеобразовательных учреждений и системы дополнительного

образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом

Третий Рим, 2006.

 Правила дорожного движения для всей семьи! - Оренбург: УГИБДД

УВД Оренбургской области, 2002.

Оборудование и приборы

1. Таблицы к основным разделам грамматического материала

 Знаки дорожного движения;

 Правила пожарной безопасности;

 Режим дня;

 Витамины.

2. Мультимедийные презентации

 Безопасное поведение на улицах и дорогах;

 Пожарная безопасность и поведение при пожаре;

 Чрезвычайные ситуации;

 Стихийные бедствия.



© 2010-2022