- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку на тему Звуки и буквы (2 класс
Разработка урока по русскому языку на тему Звуки и буквы (2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мальцева С.Л. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Звуки и буквы», 2 класс
Цель: обобщить и систематизировать знания о звуках и буквах, полученных в 1 классе
развитие умения различать звуки и буквы
Задачи урока:
-
создать условия для обобщения знаний учащихся о звуках и буквах, их различии;
-
создать условия для развития умения записывать транскрипцию слов и читать её;
-
создать условия для развития умения работать в паре, для развития самоконтроля;
-
создать условия для формирования приёмов умственных действий ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
Планируемые предметные результаты:
-
уметь различать букву и звук
-
учиться записывать и читать транскрипцию слов
Планируемые метапредметные результаты:
-
умение работать в паре ( коммуникативноеУУД)
-
умение доказывать, аргументировать (познавательное УУД)
-
умение осуществлять самоконтроль (регулятивное УУД)
Литература: учебник «Русский язык», автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс, 1 часть
Ход урока 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний. -На остановке я услышала разговор двух мам: «Мой ребёнок никак не может научиться произносить букву «рэ». И как его научить?» - Как вы думаете, правильно ли мама рассказала о своей проблеме подруге? (Нет) -Почему вы так думаете? (Мы не произносим «буквы». Мы произносим «звуки»). -А если бы мама сказала так: «Мой ребёнок никак не может научиться произносить звук «рэ». Это было бы правильно? -Нет. Согласные звуки бывают либо твёрдые, либо мягкие. Надо было произнести так: «Мой ребёнок никак не может научиться произносить звук «р». -Что мама напутала? И как вы думаете, какова тема нашего урока? -Она путает понятия звука и буквы. 3.Формулирование темы урока. Тема нашего урока: обобщить знания о звуках и буквах, их отличии. 4.Работа с учебником. Приём «инсерт», составление таблицы. -Откройте учебник русского языка на стр.79. Прочитайте текст, делая пометки: «+» - знал, «!» - забыл. Найдите ответ на вопрос: «В чём различие буквы от звука». Учащиеся читают текст. - Поднимите руки, кто поставил знак «!». (Уточнить у детей, что именно они «забыли» и вспомнили после прочтения.) -Нашли ли вы ответ на вопрос «В чём различие звука от буквы»? Обсудите в паре. После этого идёт обсуждение и заполнение таблицы: (на доске) Звуки: Буквы: произносим видим слышим читаем пишем называем 5. Составление кластера. - Давайте уточним все знания наши о звуках и буквах. Составим схему. (на доске вместе с ребятами)
Гласные
(6)
твёрдые
мягкие
ЗВУКИ
согласные
звонкие
глухие
гласные
беззвучные
буквы
согласные
-Как вы думаете, чего больше: звуков ли букв и почему? (ребята отвечают и рассуждают)
6.Чтение, составление и запись слов с помощью букв и звуков (транскрипции).
-Как вы думаете, можно ли по- разному записать одно и тоже слово? (ребята делают свои предположения).
Тема урока: Как вы думаете, о чём ещё мы сегодня будем говорить? (Как можно записать слова)
а)-Два ученика второго класса записали слова, но по-разному. Кто из них прав и одинаковые ли записаны слова? (слова записаны на листочках)
[й᾽олка] ёлка
[м᾽ач᾽] мяч
[лошка] ложка
[пал᾽то] пальто
Ребята работают в парах и приходят к выводу, что правы оба ребёнка. Но один записал слова с помощью букв, а другой - звуками.
-Почему слова написаны по-разному? (произношение написание слов не совпадают)
-Как не допустить ошибки? (применить правила: обозначение йотированных гласных на письме, мягкости согласного звука с помощью гласной и ь знака, парной согласной, посмотреть в орфографическом словаре).
7.Физкультминутка
8.б)- Попробуйте самостоятельно записать слова с помощью транскрипции. Определите количество букв и звуков.
октябрь - [ акт᾽абр᾽]- 7б, 6зв.
жёлтый - [жолтый᾽]-6б, 6зв.
метель - [м᾽эт᾽эл᾽]-6б, 5зв.
Ребята самостоятельно записывают транскрипцию, потом проверяют в парах. В заключении сверяются с образцом, подчёркивая ошибки.
После этого идёт обсуждение ошибок. Вывод: произношение и написание слов, количество звуков и букв могут не совпадать.
- Как вы думаете, могут ли эти три слова быть связаны друг с другом?
-Попробуйте составить сочетании слов. (жёлтый октябрь, жёлтая метель)
-Что обозначают эти словосочетания? (дети рассуждают)
в)Выполнение упр. 109 стр.72.
Прочитайте.
Заглянула осень в сад-
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
В. Степанов
-Какие слова употреблены в переносном значении. Объясните их значение.
-Спишите. Сколько предложений в тексте. Докажите.
-Почему каждая строчка записана с большой буквы?
-Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
-Найдите слово, которое нельзя переносить. Докажите.
-Что вы заметили? (одно и тоже слово)
-Ребята, почему мы с вами весь урок посвятили теме «Звуки и буквы»? Неужели это так важно знать, чем буква отличается от звука? (быть грамотными людьми, правильно говорить и писать, увидеть красоту родного языка)
г) - Могут ли слова различаться одним звуком?
- И что тогда измениться?
-Попробуйте составить в паре цепочку слов, различающихся только одним согласным звуком. Условие: можно заменять только один и тот же звук. (работа в тетради)
ДОМ - СОМ - СОН - ТОМ - ЛОМ
-Что изменилось при смене звука? (лексическое значение)
-А теперь измените гласный.
ДОМ - ДЫМ - ДАМ.
-Какой вывод мы сделаем?
-Проверьте, правильно ли мы сделали вывод? (стр. 80)
г)-Любое ли сочетание звуков можно назвать словом?
После ответов ребят им предлагается прочитать стихотворение Б Заходера (стр.80 упр. 120)
Было бы очень- очень мило,
Очень Умная Сова,
Если бы ты нам объяснила
Эти умные слова:
Энциклопедия!
Трагикомедия!
Кувырколлегия!
Рододендрон!
-Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие нет? Как вы это определили?
Найдите в толковом словаре значение этих слов.
После обсуждения ребята получают задание придумать «ненастоящие» слова и попробовать их объяснить.
Вывод: любое слово обязательно несёт своё лексическое значение.
9.Рефлексия.
Закончите предложения:
Мы говорим и слышим……
Мы видим, пишем, читаем, называем…..
Слово можно записать ….. и …..
10. «Дерево успеха»
На полях в тетради ребята рисуют дерево и раскрашивают его в цвета:
Зелёные листочки - доволен своей работой
Жёлтые листочки - допускал ошибки
Красные листочки - надо ещё постараться
11. Домашнее задание
-
найти и записать любые 5 слов из «Словарика», поставить ударение и отметить безударную гласную (с «о»,или «а», или «е»)
-
составить транскрипцию одного из слов
Самоанализ урока русского языка Урок по теме «Звуки и буквы» является первым в новом разделе «Звуки и буквы» и носит обобщающий характер, будет проведён согласно календарно-тематическому планированию курса «Русский язык» 2 класса по программе «Школа России» Тип урока в классификации ФГОС - постановка учебной задачи. Цель урока:
- обобщить знания учащихся полученных в 1 классе о звуках и буквах, их отличии.
- учиться записывать слова с помощью букв и звуков, читать.
Задачи урока:
-
создать условия для обобщения знаний учащихся о звуках и буквах, их различии;
-
создать условия для развития умения записывать транскрипцию слов и читать её;
-
создать условия для развития умения работать в паре, для развития самоконтроля;
-
создать условия для формирования приёмов умственных действий ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения)