- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок в День знаний по теме 175 лет Российским железным дорогам (3 класс)
Урок в День знаний по теме 175 лет Российским железным дорогам (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Атурова В.А. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Негосударственное образовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат №15 ОАО «РЖД»
Урок в День знаний по теме:
Автор: учитель начальных классов Атурова В.А.,
г. Челябинск
2012
Задачи :
-формировать знания детей об окружающем мире - железной дороге, вокзале, поездах;
-расширить знания об истории железной дороги, ее развитии;
-способствовать ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта;
-знакомить с основами профессиограмм железнодорожных профессий;
-активизировать словарь младших школьников;
-развивать познавательные процессы малышей;
-развивать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
Принципы нетрадиционного урорка:
-постоянная обратная связь;
-диалогизация;
-активная стимуляция развития;
-эмоциональный подъем;
-свобода выбора;
-погружение в проблему;
-гармонизация развития.
Педагогические приемы привлечения и удержания внимания детей:
-изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;
-выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи;
-прерывание речи, использование догадки;
-«забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить;
-жестикуляция;
-риторические вопросы;
-контрольные вопросы, которые задаются по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа;
-активное ассистирование - педагог просит детей дополнить ответ на основе имеющихся знаний и опыта;
-экстрараздражители - применение ИКТ, внезапно педагог роняет ручку, книгу, включает музыку, свет;
Ресурсы:
-Мультимедийная аппаратура, цифровые образовательные ресурсы;
-книги о железной дороге;
-иллюстрации о железной дороге;
-плакаты о безопасном поведении на железной дороге;
-изображения 2 паровозов и 14 вагончиков
Ход урока:
-
Оргмомент «ЖД гимн» (слайд 1)
-
Вступление: 175 лет РЖД (слайды 2,3, 4,5, 6, 7)
3. Историческая справка
1. Что такое паровоз? (слайды 8 - 11)
2. Кто изобрел и построил первый в мире паровоз? (слайд12)
3. Где была построена первая железная дорога в мире? (слайд13)
4. Кто построил первый паровоз и железную дорогу в России? (слайды 14 - 17)
5. Как называлась первая железная дорога? (слайд 18, 19)
6 . Почему про первые паровозы говорили «самовар в упряжке ходит»? (слайд)
Примерные ответы:
-
Паровоз - это первенец в семействе локомотивов. (слайд 8 -11)
Первые паровозы, нашедшие практическое применение на небольших линиях отдельных промышленных предприятий в Англии, были, как известно, построены английским инженером Георгом (Джорджем) Стефенсоном в период 1814-1828 гг. Пытались строить паровозы и до Стефенсона, но они имели крупные недостатки и не могли служить прототипами для создания работоспособных локомотивов. Например, в 1803 г. англичанин Ричард Тревитик построил одноцилиндровый паровоз с громоздкой зубчатой передачей; в 1811 г. англичанин Бленкинсоп, думая, что сцепления гладких колес с рельсами недостаточно для движения локомотива, построил паровоз, имевший зубчатое колесо, которое сцеплялось с рейкой, уложенной вдоль рельсового пути.
История слова ПАРОВОЗ: (слайд 9)
В России изобретение слова «паровоз» приписывается Н.И. Гречу, который в середине XIX века издавал газету «Северная пчела». До этого паровоз называли по-разному: «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «пароходка», «паровой дилижанс» и даже «пароход». В первых отчетах строителя Царскосельской железной дороги Ф.А. Герстнера также употребляются названия «паровая машина», «паровой экипаж», «паровая карета». Но уже с 1837 г. Герстнер использует слово «паровоз».
2. Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. Представляла из себя паровой котел на четерехколесной тележке. (слайд 12)
3. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист". (слайд 13)
4. Создателями отечественного «пароходного дилижанса», так называли в те времена паровозы, и чугунного «колесопровода», иными словами - железной дороги, были отец и сын Черепановы - Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович. (слайд 14 - 17)
В 1834 г., на Выйском заводе, который входил в состав Нижнетагильских заводов Демидова, русский механик Мирон Ефимович Черепанов с помощью своего отца Ефима Алексеевича построили целиком из отечественных материалов первый в России паровоз. В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом».
Второй паровоз мог перевозить грузы уже массой 1000 пудов (16,4 т) со скоростью до 16 км/ч. Путь, на котором испытывались паровозы Черепановых, имел ширину колеи 2 аршина и 5 вершков (1645 мм). А в 1836 г. под их руководством построили чугунную дорогу от Выйского завода до Медного рудника протяженностью в 3 версты. Механики при этом самостоятельно решили целый ряд конструктивных и технических проблем: создали у локомотива многотрубчатый котел, парораспределение и реверс хода, проложили более удобную и экономичную широкую колею.
Изобретатели-самоучки крепостные Ефим Алексеевич Черепанов и его сын Мирон происходили из приписных крестьян Выйского завода. Ефим Алексеевич, будучи плотинным мастером, в 1820 г. своим «искусством и усердием» построил первую паровую машину, приводившую в движение токарный станок и заменившую труд двух человек. Среди почти 25 устройств, сконструированных позднее уральским умельцем с помощью сына, были рукоподъемные, водоотливные, винторезные, строгальные и золотопромывочные машины мощностью от 5 до 60 л.с. По словам самих Черепановых, они всю жизнь старались «неослабно заводить машины для пользы заводов и облегчения сил трудившихся». Отец и сын были хорошо знакомы с различными техническими новшествами, внедрявшимися в то время на крупных предприятиях России, Англии и Швеции.
Несмотря на вполне удачные конструкции, паровозы Черепановых не получили распространения. Одной из причин считается противодействие со стороны подрядчиков конного извоза, не желавших терять свои доходы. Но кроме этого имелись и некоторые объективные причины.
В качестве топлива в паровозах Черепановых использовались дрова. Паровоз потреблял их в таком количестве, что очень скоро встала проблема с подвозом их. Весь лес в окрестностях железной дороги был вырублен, и дрова приходилось возить издалека. Это тоже сильно повлияло на судьбу паровоза. К примеру, первые паровозы Стефенсона работали на перевозке угля из угольных шахт, который и использовали в качестве топлива.
5. Через три года открылась знаменитая Царскосельская железная дорога в Петербурге. (слайд 18 - 19)
О первой пассажирской ЖД
Сегодня участок железной дороги от Санкт-Петербурга до станции Детское Село (некогда Царское Село) - один из многих пассажирских и туристических маршрутов, которые предлагает компания «Российские железные дороги» своим клиентам. Сложно представить, что почти 175 лет назад это была единственная железнодорожная ветка, с которой и началась история железнодорожного транспорта в нашей стране.
Царскосельская железная дорога - первая в России железная дорога, до 1851 года - единственная в стране и шестая в мире, была построена в период с 1836 по 1838 годы между Петербургом и Павловском. 30 октября 1837 года, день открытия движения на участке Санкт-Петербург - Царское Село (сейчас город Пушкин), считается началом регулярного железнодорожного сообщения в России. Дорога представляла собой одноколейный путь с шириной колеи 6 футов (1829 мм). Длина трассы составила 25 верст (26,3 км). В начале поезда по ней ходили на конной тяге, а по праздникам и воскресеньям - на паровой. Полностью на паровую тягу перешли в 1838 году после открытия линии Санкт-Петербург - Павловск. В этом же году в Петербургском технологическом институте специально для Царскосельской железной дороги был построен паровоз «Проворный».
Проектированием и строительством первой в России железной дороги занимался австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. 15 апреля 1836 года был обнародован указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги.
Строительство железной дороги началось 1 мая 1836 года. Официальное открытие состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. В 12 часов 30 минут, по звонку колокола, поезд, управляемый господином Герстнером, отошел от платформы. Через 35 минут он прибыл в Царское Село. На обратном пути Герстнер, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, развил фантастическую по тем временам скорость, покрыв весь путь от Царского Села до Петербурга за 27 минут. Средняя скорость составила 51 км/ч, временами она превышала 60 км/ч. Люди были буквально потрясены.
6. Паровоз передвигался при помощи пара. (слайд 20)
4. О вокзалах (слайды 21 -29)
Вопрос:
1. Откуда начинается для пассажира железная дорога?
2. Командам предлагаются наборы букв, из которых можно сложить слова «Москва», «Александров». Рассказать о вокзалах этих городов, показать на фотографиях.
Примерные ответы:
Вокзал - это специальное здание, расположенное на больших железнодорожных станциях. Для пассажира это место, откуда начинается железная дорога. Здесь он покупает билет на поезд, отсюда отправляется в путь. Для железнодорожников - это место работы. Вокзалы всегда принадлежат пассажирской станции. Некоторые вокзалы старинной постройки очень красивы и являются памятниками архитектуры. Купив билет, можно пройти в зал ожидания, и там, в кресле, подождать нужный поезд. На больших вокзалах есть туалет, комната отдыха, камера хранения багажа, ресторан, кафе и многое другое. Здесь можно посмотреть расписание поездов.
На маленьких станциях тоже имеется касса продажи билетов, но нет тех удобств, которые можно встретить на больших вокзалах.
5. Физминутка и игра. "Кто быстрее составит поезд".
Цель: способствовать формированию умения мыслить логически, развивать умение разгадывать загадки.
Ход игры:
Играют 2 команды. У каждой по 7 вагонов и 1 паровоз. Воспитатель загадывает загадки. Тот, кто отгадал, прицепляет 1 вагон к паровозу. Чей состав будет длиннее, тот победил.
Загадки.
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым, стальным дорожкам
Ходят синие дома.
(поезд)
***
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везет всех за собой.
(локомотив и вагоны)
***
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Друг за другом уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(поезд)
***
Я вошел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
(пассажирский поезд)
***
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая? ...
(электричка)
***
Знак ребят предупреждает,
От несчастья ограждает:
"Переезд! Во всю гляди!
За шлагбаумом следи".
(Железнодорожный переезд со шлагбаумом)
***
Я стучу, стучу, стучу,
Далеко тебя качу!
А над речкой, на мосту
Просигналю всем "ту-ту!"
На вокзал тебя привез.
Знаешь, кто я?
(Паровоз)
***
Загадка
Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный.
(светофор)
***
Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Хвост огромный, стальной.
(поезд)
***
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка.
Кто такая?
(электричка)
***
Я в любое время года
Ив любую непогоду
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей.
(поезд метро)
6. О ЖД профессиях
6.1. Машинист (слайд30)
Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать,
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать? (Н. Нарзуллаев)
Вопрос:
1. Кто такой машинист и что он делает на железной дороге?
2. Каким должен быть машинист, чтобы успешно работать на железной дороге?
Примерные ответы:
1. Машинист - это специалист по вождению поездов, он осуществляет управление локомотивом.
2. Должен быть здоровым, внимательным, осторожным, сообразительным; наблюдательным; осмотрительным; решительным; выдержанным; дисциплинированным; организованным; ответственным; иметь хороший слух (навыки различения сигналов); острое зрение; высокую точность движений.
-
Проводник (слайд 31)
Я хочу быть проводницей
И объехать всю страну.
Объявлять я буду станции,
Ни одну не пропущу.
Вопросы:
1.Кто такой проводник железной дороги?
2.Какими способностями, личными качествами должен обладать проводник? Какие у него должны быть интересы и склонности?
Примерные ответы:
1. Проводник - работник, который обслуживает пассажирские железнодорожные вагоны. Следит за техническим состоянием вагона, содержит в исправности внутреннее оборудование, обеспечивает работу приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок. Обслуживает пассажиров, обеспечивает безопасность их посадки и высадки, контролирует соблюдение правил провоза ручной клади. Информирует пасса- жиров о названиях пунктов остановок и продолжительности стоянок поезда, механика-бригадира поезда - о наличии свободных мест.
2. Способности, личностные качества, интересы и склонности: проводник должен быть дисциплинированным; организованным, дисциплинированным; ответственным; пунктуальным, педантичным; способным к переключениям с одной деятельности на другую; старательным, исполнительным; трудолюбивым; с острым зрением; острым слухом; хорошей памятью; твердостью руки; выносливым, сильным, быстрым; уметь грамотно выражать свои мысли; сохранять работоспособность при недостатке сна.
-
Монтер пути (слайд 32)
Мы - монтеры пути!
С инструментом в руках,
В желтых жилетах,
Всегда на путях!
В летний зной,
В зимний день,
Утром, вечером, днем
Мы - монтеры пути
По шпалам идем!
Не поедут без нас
Никогда поезда:
Ремонтируем рельсы
Мы на совесть всегда!
Вопрос:
1. Что делает на железной дороге монтер пути? (слайд 32, 33, 34)
2. Каким должен быть монтер пути, чтобы успешно работать на железной дороге?
Примерные ответы:
1. Монтер пути - рабочий, который ремонтирует железнодорожный путь.
2. Эта профессия требует силы, выдержки, самых разнообразных навыков и знаний; хорошей памяти (на действия); хорошую координацию пальцев; острое зрение; хороший слух; способность быстро принимать решение; выносливость; ответственность; наблюдательность; организованность; собранность; находчивость
-
Осмотрщик вагонов (слайд 35)
Вопрос:
1. Что делает на железной дороге осмотрщик вагонов?
2. Каким должен быть осмотрщик вагонов, чтобы успешно работать на железной дороге?
Примерные ответы
Осмотрщик вагонов - работник железной дороги, который следит за исправностью всех грузовых и пассажирских вагонов. Он проходят вдоль вагона и специальным молотком на длинной ручке простукивают буксы и колесные пары. Без его сигнала о том, что все благополучно, поезд дальше не поедет.
Способности, личностные качества, интересы и склонности: внимание - главное качество осмотрщика вагонов. Кроме того, он должен иметь быстрая реакция; оперативность; образное мышление (способность мысленно воссоздать сложную обстановку на участке); концентрация внимания (способность в течение долгого времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; хорошая моторная память (на действия);хорошая координация пальцев; острое зрение; хороший слух; способность быстро принимать решение; выносливость; ответственность; наблюдательность; организованность; собранность; находчивость.
7. О Южно-уральской железной дороге (слайды 36 -38)
Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света - на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана.
Управление находится в г. Челябинске.
-
Значение и место ЖД транспорта (слайды39, 40)
Настоящее железных дорог России
С тех пор многое изменилось. Сегодня ОАО «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Эксплуатационная длина железных дорог составляет 85,2 тыс. км. Если сравнивать с протяженностью первой железнодорожной ветки, то эта цифра выросла более чем в три тысячи раз.
Для Российской Федерации железнодорожный транспорт имеет особое стратегическое значение. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, является самым доступным пассажирским транспортом для миллионов граждан.
-
В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов. Его продукцией является перевозка пассажиров и грузов.
-
Транспорт-это связующее звено между производителями и потребителями товаров и услуг.
-
ЖД связывают все районы и области нашей страны.
-
ЖД транспорт в значительной мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, улучшению благосостояния населения.
Место ЖД транспорта:
-
Жд транспорт занимает ведущее место в системе путей сообщения России.Железные дороги функционируют днем и ночью при любых атмосферных условиях.Однако постройка жд требует больших капитальных вложений.Перевозка грузов по жд на относительно большие расстояния экономически выгоднее, чем на малые.
-
Общепризнанными преимуществами жд перед другими видами транспорта:
-
1.Экономичночть (сравнительно низкая стоимость перевозок)
-
2.Ресурсосберегаемость
-
3.Экологичность
-
Мультфильм «Паровозик из Ромашкова» (слайд 41, 42)
Приложения:
Игра. "Волшебный мяч".
Цель: учить детей делить слова на слоги; произносить каждую часть слова, отрабатывать технику отбивания мяча от пола.
Ход игры:
Игроков может быть или двое или они разделены на 2 команды. Дети стоят в колоннах. У них в руках мячи. Ведущий-воспитатель называет слова - багаж, билет, вагон, вокзал, грузы, купе, паровоз, перрон, проводник, депо и т.д.
Дети, стоящие в начале каждой колонны, по очереди повторяют слова и отбивают мяч от пола столько раз, сколько слогов в слове. Побеждает команда, которая ошибется меньше другой.
Список использованной литературы
1.Арон К., Сахарнов С., Едем, плаваем, летаем. М., Издательство «Детская литература», М., 1993
2.Большая энциклопедия дошкольника. - М., Издательство «Махаон», 2002
3.Бирюков В.Е. Жизнь особого назначения. - М. Вече, 2004
4. Маршак С.В поезде. //Дошкольное воспитание. № 11 2007 г.)
5.Некрасова Н.Жизнь моя - железная дорога.//Читаем, учимся, играем.2002.№.7
6.Нефедова К. Транспорт. Какой он? - М., «Гном и Д» 2006
7.Нуждина Т.Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду мир вещей и машин.-Ярославль.»Академия развития», «Академия и К», 1998
8.Павловский И. Проблемы и перспективы развития транспорта. - М., Транспорт, 1980
9.Соболева А.Загадки-смекалки. - М., Издательство «Гном и Д», 2000
10. Троицкий Л.Ф. Горжусь профессией путейца. -М.: Транспорт, 1985.-200с.
11. Филиппова М.Железные дороги, М., Транспорт, 1981
12. Хакурате А, Ершова В., Самовар в упряжке ходит. //Читаем, учимся, играем. 2002, № 7
13. Царенко А. Поезд отправляется в путь.-М., Транспорт. 1987
14. Чарноцкая Л.П. Железная дорога от А до Я.- М., «Транспорт», 1990
Другие источники:
-
moeobrazovanie.ru
-
mhealth.ru/technics/garage/410339/
-
hisd.ru/his/prr27.html
-
railgo.ru/history_uuzd
-
yandex.ru/yandsearch?text=
-
pelikan2006.ru/lyc31/chelyabinsk/chelyabinsk_43.html
-
modelzd.ru/history_ZD_rus_02.html