- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока поОПК Зачем творить добро
Конспект урока поОПК Зачем творить добро
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юресько Т.А. |
Дата | 30.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
9
-Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Татьяна Александровна. Я вижу на ваших лицах добрые улыбки, значит у вас хорошее настроение. Мне очень хочется, чтобы оно стало еще лучше к концу нашего занятия…
- Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
На экране изображение куполов на фоне зимы с анимацией
Звучат КОЛОКОЛА тихо
-Сегодня мы отправимся в увлекательный мир православной культуры.
Умолкает звон.
-Предлагаю вашему вниманию видеоролик, постарайтесь быть внимательными, а после просмотра ответьте на вопрос «Какие главные слова песни прозвучали?»
Просмотр ролика «Иди дорогою добра»
- Вы узнали, конечно же замечательную песню из кинофильма "Маленький Мук".
- Какие же главные, на ваш взгляд, слова прозвучали в песне?
(«Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»)
-Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
(О добре)
-А что такое, в вашем понимании, ДОБРО?
(ответы детей)
- Верно, ребята. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, берет в руки словарь, зачитывает: «ДОБРО - всё положительное, хорошее, полезное. Противоположное слову «зло».»
- Как вы считаете: Нужно линам с вами идти дорогою добра?
(ДА)
- На вопрос «Зачем нужно творить добро?» вы ответите, поработав по карточкам. На столах вы видите листки бумаги зеленого цвета. Переверните их и выполните следующее задание.
На экране - вопрос, ниже - таблица с ответами.
Зачем нужно творить добро?
-
Чтобы получить награду.
Чтобы испытать духовную радость.
Чтобы сделать мир добрее.
-Прочитайте варианты ответов на заданный вопрос и поставьте + напротив того ответа, с которым вы согласны, в первом столбике. Можете добавить также и свой вариант ответа.
Дети работают в таблицах.
!
Учитель переходит в режим «Фломастер»
- Давайте посмотрим, что получилось…
- Поднимите руки те, кто отметил первый ответ…
Подсчитывается число поднятых рук, результат вписывается в таблицу
…
- А у кого есть свой вариант ответа?
Выслушиваются ответы 1-2 учащихся
- Как вы видите, ваши мнения разделились. Большинство выбрало …
-Кто хочет обосновать своё мнение?
(ответы детей)
- Спасибо! Замечательно! Сегодня в течение урока кто-то из вас изменит своё мнение, кто-то утвердится в правильности и дополнит его примерами. Отложите листки, мы к ним вернемся в конце урока.
!
Вернуться в режим «Стрелка»
-Я благодарю вас за ваши высказывания.
- Ребята! Тема нашего урока сегодня сформулирована в виде вопроса.
- Предположите, какой вопрос должен стоять в теме сегодняшнего урока.
(ответы детей)
- Верно, …, тема урока - «Зачем творить добро?»
На доску крепится тема урока «Зачем творить добро?»
- Согласно теме урока, предположите, какова цель урока.
(ответы детей)
- Все верно, но так как у нас урок «Основы православной культуры», то цель мы сформулируем так: ИССЛЕДОВАТЬ, как на этот вопрос отвечают христиане.
На слайде - цель урока.
-Чем христиане отличаются от просто добрых людей?
(«Тем, что почитают Христа своим Богом и Спасителем»)
-Но у христиан есть особые причины для того, чтобы жить, думая не только о себе.
- Сегодня мы исследуем две из них.
- Сейчас мы поработаем над притчей об апостоле Петре.
-Но прежде вспомните - кто такие апостолы?
(Ученики, последователи Христа)
На слайде - Апостолы
- Что вам известно об апостоле Петре?
(ответы детей)
На слайде - Апостол Петр
-На одном из уроков вы читали о том, как апостол Пётр, один из самых близких учеников Христа, убежал в минуту ареста Учителя. Он прятался от людей, но скоро его опознали, как ученика Иисуса. Пётр отпирался, даже поклялся, что не знает арестованного. В результате ему пришлось три раза отречься от Иисуса. Поутру он вспомнил, как сам Иисус вечером предсказал это предательство.
Учитель зачитывает из учебника: « Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от меня.»
И апостол Петр заплакал от горького стыда, от этих слёз обновилась его душа. С тех пор Пётр проповедовал учение Христа и никогда его не предавал.
На слайде - картина покаяния Петра.
-Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. В христианстве считается, что все люди порой отказываются от Христа, когда совершают дурной поступок из страха, трусости или лени, но у них есть возможность исправиться и быть прощенными.
-Непросто было оставаться христианином в Римской империи. За это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество.
В то время Апостол Пётр со своими учениками проповедовал в Риме христианство. Вдруг в городе начался пожар. В этом обвинили христиан. Начались аресты и казни. Ученики уговорили апостола Петра уйти из города и дальше проповедовать христианство.
- О том, что случилось дальше, мы прочитаем с вами в учебнике, откройте, пожалуйста стр.68.
- Мы не просто будем сейчас читать текст, а прослушаем, как рассказывает эту легенду священник Отец Алексей.
На слайде - отец Алексей на фоне храма
ИНСЕРТ
+ уже мне известно
- это для меня новое- Во время слушания вам необходимо следить по тексту и карандашом с правой стороны делать такие пометки.
Учитель вешает лист с информацией:
- Этот приём работы с текстом, ребята, называется «Инсерт».
- Начинаем работать.
Учитель берет учебник и показывает классу, что делать.
- Возьмите карандаш… Поставьте палец на начало 4-го абзаца… По мере прослушивания текста вы ставите справа от текста либо «+», если вы это уже знаете, либо «-», если это новое для вас.
Прослушивание легенды
- Итак, ребята, что вы узнали нового из услышанного?
- Для ответа на вопрос помогут вам ваши пометки.
(ответы детей)
Экран гаснет.
- Давайте проанализируем прочитанную легенду.
- Ответьте на вопрос: Почему Петр «содрогнулся» после встречи с Учителем? Какие чувства он испытал?
(по ситуации - найдите в тексте)
(однажды он уже отрекся от своего Учителя.Теперь он бросал еще и своих учеников);
- Как поступил Петр после встречи с Иисусом?
(вернулся в город);
- Для чего вернулся апостол Петр?
(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства)
- С точки зрения православных христиан Петр поступил очень правильно. Ведь христианину сосем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью. Петр понимает, что его ученики должныумереть, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно.
И, конечно, он подражает Христу и тем самым благодарит его.
- Ребята, что означает слово «благодарить»? От какого словосочетания оно образуется?
(дарить благо)
-Почему христиане благодарны Христу?
(Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей.)
-Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога…
- К чему мы пришли в результате исследования? Какова же первая причина у христиан не быть эгоистами?
(благодарность за подвиг Христа.)
(записанная на листе причина прикрепляется на доску)
I. Благодарить Христа за подвиг.
Физминутка
-Друзья! Мы много говорили о духовном, позаботимся о нашем физическом здоровье.
- Встаньте, пожалуйста! …
- Давайте возьмемся за руки и встанем в круг (вокруг второго ряда)…
Включить музыку, присоединиться к детям. Второй слайд
- Закройте глаза… Представьте себя на большой цветущей поляне… Перед вами растет самый красивый цветок на планете - цветок добра… Почувствуйте, как от него исходит тепло доброты… Мысленно перенесите это добро в свое сердце… Вы ощущаете прилив здоровья, счастья, радости, любви… Как хорошо и радостно становится вашей душе… У вас поднялось настроение… Откройте глаза… Поделитесь своим настроением с окружающими, улыбнувшись друг другу…
- Садитесь, пожалуйста, на место.
Выключить музыку
- Продолжаем наше исследование.
На слайде - снова цель урока (задержка)
-Друзья! Мы знаем немало примеров, когда обычные люди жертвовали своей жизнью во благо других.
- Кто может привести пример?
( ответы детей)
- Так, например, чьим именем названа ваша школа?
(Олега Казанского)
- Правильно! Во время Афганской войны он спас своего друга и был смертельно ранен в бою. За свой героический подвиг он был награжден посмертно Орденом Красной Звезды.
- Скажите, как называют таких людей?
( ответы детей)
- Ещё их называют самоотверженные.
- Что же это значит - самоотверженный?
(ответы детей)
- Где можно найти точное определение?
(в словаре, учебнике, интернете)
- Предлагаю поработать со словарем Ожегова, который лежит у вас на парте.
Работа со словарём в парах. Один ученик зачитывает вслух.
-Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.
- Снова вопрос к вам - Кто такие святые?
(ответы детей)
-Точное объяснение найдите в учебнике.
(Такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.)
-Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая потребность творить добро, переживая при этом особую духовную радость.
- Вот мы и пришли к тому, чтобы сформулировать вторую причину: почему христиане стремятся творить добро?
II.Переживать духовную радость
Учитель закрепляет её на доске
Слайд с белым экраном и точкой.
- Ребята, посмотрите внимательно (указать рукой на экран) и скажите, что вы увидели?
(ответы детей)
- Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого пространства…
- К сожалению, так и в жизни: мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.
- Задумайтесь, почему так?
(возможные ответы детей)
На слайде - ангел и черт
- В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой - к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла происходит внутри нас.
- Хотите, я научу - как не попасть в сети зла?
-Поднимите руку вот так.
Учитель показывает и объясняет, совершая действия.
- Вот пять пальцев.
-
Зло начинается с малого. Возьмитесь за самый маленький пальчик…Вы впустили его в себя.(загибаем мизинец).
-
Зло начинаетрасти внутри вас. Это - второй пальчик. (Загибаем безымянный)
-
Постепенно зло достигает вершины. (загибаем средний палец)
-
А дальше все быстро - стремительное падение человека. (Сжать пальцы в кулак.)
-
Зло стало управлять вами.Видите, какой грозный кулак! И вот вы уже во власти зла…
- Разожмите кулачок!
- Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться?
(В самом начале, на мизинце.) -Какой надежный щит нужно поставить на пути зла? (ДОБРО) - Правильно, дети! Экран тухнет. Учитель закрепляет в центре доски сердце с надписью «ДОБРО» - Давайте сейчас наполним это сердце добрыми словами! - У вас на столах лежит сердце, а под ним - листки с разными словами. Поработайте в парах, выберите из трех одно понравившееся слово, а затем наклейте его на сердечко.
(Дети работают над выбором слов) - Кто готов назвать выбранное слово и закрепить свое сердце рядом с моим? (1 из пары называет вслух слово и идёт прикреплять сердце к доске) -Я хочу поделиться своей добротой с тобой (прикрепляю 2 сердечка к двум мизинчикам) - А ты поделись добротой с соседом по парте. Что ты должен сделать со вторым сердечком? ( прикрепить соседу) ……. - Посмотрите, как красиво (на доске), сколько добра в наших сердцах! - Дети, а почему я прикрепила вам сердечко на мизинчик? (Потому что там начиналось зло, и его нужно остановить в самом начале)
- Какие вы молодцы! Вы очень хорошо работаете.
- Ребята! Во время нашего исследования мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните!
(«Зачем творить добро?»)
- Как на этот вопрос отвечают православные христиане?Зачем творить добро?
Назовите две причины, по которым христиане творят добро.
(Чтобы благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость)
- Правильно, молодцы! Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает, он благодарит Христа и испытывает духовную радость.
- Вернемся к зеленым листкам.
На экране - таблица с уже написанными числами
- Еще раз подумайте над вопросом «Зачем нужно творить добро?» и поставьте в правом столбце метку против выбранного ответа.
(Дети работают в таблицах)
!
Перейти в режим «Фломастер»
Поднимите руки, кто изменил или дополнил свое мнение?
- Кто выбрал 1 ответ?
- Кто остановился на втором?
- А кому понравился третий?
-У кого своё мнение?
Количество голосов снова вносятся в таблицу на слайде
По ситуации учитель делает вывод:
- Дети, я вижу, что вы понимаете, ради чего человек живёт, рада, что вы осмыслили нравственные христианские основы добра.
!
Вернуться в режим «Стрелка»
На слайде - вопросы «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Стал ли я лучше?», «Что говорит моё сердечко?»
- Уйдя с нашего занятия, поразмышляйте наедине с собой:
«Как я могу в жизни применить полученные знания?»,
«Стал ли я лучше?»,
«Что говорит моё сердечко?»
- В завершение нашей встречи … откройте конверт белого цвета, посмотрите - что там?
Дети достают бумажных ангелочков, на которых написаны слова-пожелания в стихах. Это строчки одного большого стихотворения.
На слайде - ангел, музыка.
- Ребята, давайте по цепочке вслух, громко и выразительно прочитаем эти добрые слова. Прочитайте, пожалуйста, про себя…
(Объяснить: начинают читать сидящие за первой партой первого ряда, по одной строке из тех, что написаны. При этом по очереди встают. Затем - дети со второй парты и так далее. Потом также читает второй ряд и завершает третий.)
-
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг! -
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом! -
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать! -
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши! -
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело! -
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять! -
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить. -
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет! -
Дари, дружок, добро, дари,
За все добром благодари! -
Не будь побежден злом,
А побеждай зло добром!
-Пусть эти ангелочки защищают вас, ваши семьи, принесут вам мир и благополучие!
-Я благодарю вас за общение. Надеюсь, что этот урок останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.
- До свидания, ребята!