Статья «Использование принципов самоуправления в рамках детской организации для формировании УУД младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Годичный районный семинар - практикум

для учителей начальных классов.











Использование принципов самоуправления в рамках детской организации для формировании УУД

младших школьников.









Билевич Н.И. МБОУ НОШ №9.












26.04.2012 г.

Актуальной задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», то есть способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, а также его коммуникативную компетентность (владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность).

Кто такой компетентный человек? Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему.

Оптимальным временем подготовки человека к общению является, безусловно, детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.

Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как детская организация.

Становление гражданской позиции невозможно только через передачу знаний об обществе. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской жизни, который ребёнок получает в школе.

В связи с этим необходимо создание в школах структур и видов деятельности, в которых бы практически возникали и развивались гражданские качества ребят. Мы не должны заниматься только обучением, необходимо помочь детям стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни.

Так как же повысить социальную активность, самоорганизованность и самореализацию учащихся?

Одним из путей решения этой проблемы является развитие детских объединений и ученического самоуправления, которое дает возможность самовыражения, самоопределения, самореализации школьника в той или иной деятельности путем включения его в различные социальные отношения.

Потребность детей в самореализации, мобильность педагогического коллектива, демократический стиль управления - отправная точка развития ученического самоуправления в школе. Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. Развитие ученического самоуправления является основой воспитательной системы нашей школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

В начальной школе №9 действует Демократическая Республика "ДРУГ", реализуя данную программу. Основной акцент наш коллектив делает на создание условий для приобретения ребенком социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития.

Детская Республика "ДРУГ" - это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитание гражданской активности. Целью данной программы является развитие в каждом ребенке жизнестойкости и жизнеспособности; развитие и сплочение ученического коллектива, повышение его роли в формировании личности; создание условий для повышения уровня социальной активности, самоорганизации и самореализации учащихся начальных классов при развитии ученического самоуправления;

Задачи:

  • развитие коммуникативных способностей учащихся;

  • приобретение социокультурного опыта саморазвития, самосовершенствования в практике жизнедеятельности организации и перенос этого опыта в свое жизненное пространство;

  • создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;

  • организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;

  • дача знаний учащимся по проблемам самоуправления;

  • формирование у учащихся готовности совершенствовать свою личность;

  • создание условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива;

  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;

Решая задачи создания пространства, организованного для включения учащихся в творчески развивающую деятельность, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни коллектива, педагоги опираются на принципы образовательной деятельности

Наша программа основана на следующих принципах, которые формируют УУД у младших школьников:

  • принцип участия и активности, который предполагает: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего орга низма; рациональному использованию своего времени; создание благоприятной атмосферы общения; в проведении ключевых дел; обеспечение творческого характера видов коллективной деятельности в целях привлечения учащихся к самовыражению и участию в жизни детского коллектива;

  • принцип самореализации учащихся, который предполагает: осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития, наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включается ребенок; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации школьника; признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели; подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения

  • Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления - формирование у детей чувства ответственности за организацию деятельности своего коллектива, принятое решение, поступок на основе культурных норм общения; приобретение детьми лидерского опыта в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями;

  • принцип доброжелательности, который предполагает: создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов школьников, пробуждение новых интересов;

  • принцип толерантности, который предполагает: подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, воспитание уважительного отношения к другим людям, к их труду, их результатам

  • принцип сотрудничества - умение работать в команде, с одним или несколькими людьми, над решением поставленной задачи. Это значит, что у каждого учащегося появилась возможность работать в паре с партнером, который поможет ему учиться, выполнять поставленные задачи и творить.

  • Принцип включенности детей и подростков в социально-значимые отношения - создание реальных возможностей для включения детей и подростков в деятельность, обеспечение гарантии их выбора вида и содержания деятельности, свободы выбора средств ее осуществления, создание возможностей переключаться с одного вида деятельности на другой, предоставление права и возможности отстаивать свое мнение.

  • Принцип соответствия содержания деятельности целевым установкам программы.

  • Принцип сочетания общечеловеческих и культурных норм и ценностей в организации жизнедеятельности детей - признание личности ребенка с ее достоинствами и потенциалом, формирование у детей умения ориентироваться в проблемных жизненных ситуациях и выбирать способы их разрешения, упрочение норм уважительного отношения к другим людям, их труду и его результатам.

  • Принцип индивидуального подхода к детям.

  • Принцип демократизма в управлении - партнерские доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

  • Принцип совместной творческой деятельности.

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. В рамках детской организации у нас есть возможность формировать следующие УУД:

  • Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на

формирование целевых установок деятельности учащихся:

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • планировать решение поставленной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

  • Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на

формирование контрольно-оценочной деятельности:

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и

пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  • - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

  • - анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,

  • находить ошибки, устанавливать их причины;

  • оценивать уровень владения тем или иным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • Познавательные универсальные учебные действия, отражающие

методы познания окружающего мира:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и

вербальном виде;

  • Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

умственные операции

  • выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

  • выполнять задачи, не имеющие однозначного решения

  • Познавательные универсальные учебные действия, формирующие

поисковую и исследовательскую деятельность

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

  • Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения

  • участвовать в диалоге и оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • - составлять небольшие устные монологические высказывания;

  • «удерживать» логику повествования, приводить убедительные

доказательства;

  • писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя

информацию, полученную из разных источников строить

монологические высказывания

Итак, как мы с Вами убедились использование принципов самоуправления в рамках детской организации помогает нам формировать все группы УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Но в большей степени формируются, конечно же, личностные. .При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Личностные УУД делят на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивания.

Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

- чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

- формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Благодаря принципам самоуправления в рамках детской организации детьми приобретаются такие необходимые качества, как:

  • взаимопомощь и взаимоподдержка;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • формирование организаторских и лидерских качеств;

  • взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских, управленческих и других технологий, носителями которых являются участники.

С помощью специально смоделированных ситуаций, с созданной психологической атмосферы, атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками программа способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, самораскрытию и саморазвитию учащихся. Таким образом, создаются условия для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей, а также более успешной социализации детей.

Командиры классов дают оценку своего класса, анализируют жизнедеятельность других классов, наглядно фиксируют результат своей работы в виде презентаций. В их обязанности входит передача распоряжений совета и контроль за их исполнением. Все граждане республики живут по единым, совместно принятым законам:

"закон доброго отношения к людям" (царит атмосфера доброжелательности, заботы);

"закон самоуправления" (все участвуют в подготовке, проведении и анализе дел);

"закон все творчески, иначе зачем" (все организуем необычно, ярко, интересно);

"закон территории";

"закон ноль-ноль";

"закон поднятой руки";

"закон блокнота"

Итак, обобщим полученную информацию. Детская организация «Друг» помогает нам в формировании личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). А основные направления воспитательной работы нашей школы: «Я - ЧЕЛОВЕК (социализация) «Мой мир знаний» (учебно-познавательное) «Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание) «Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание) Я и ОТЕЧЕСТВО» ( патриотическое воспитание )

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования..

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что детская организация «Друг» - это благодатная почва для воспитательной работы в целом и для формирования УУД.



© 2010-2022