Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















«А какое оно - прошлое моей семьи?»



Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

Внеклассное мероприятие, посвящённое году семьи.

« Вспоминая прощальные слова отца, я теперь сгибаюсь под тяжестью греха, лежащего на мне. Мне нельзя было думать только о себе. Кому, кроме меня, внука и сына рассказать уцелевшим о навсегда ушедших племенах и петь живым о будущем...»




М.Ю.А джук-Гирей.



Цели: 1.Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи;

2.Способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков.

3. Привести детей к выводу о том, что человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы и им очень легко управлять.

Оборудование: Генеалогические таблицы (на каждой парте), толковые

словари русского языка С.И.Ожегова, карточки со словами

«генеалогия», «антропонимика», плакаты, карточки «Виды

родословия» и «Родословное древо»для каждого ученика.

Оформление: на доске плакаты:

1. «…У древа жизни глубокие корни и мощная крона.

Оно зеленеет, оно растёт в будущее!»

2. «У каждого - 2 деда и 4 прадеда. Что ты знаешь о них?»;

на стендах сочинения детей на тему «Моя семья- моя

радость»; рисунки на тему «Моя семья»; выставка книг,

журналов, газет «Родословное древо».

Литература: Юрченков А.М. «Методы генеалогического исследования». 1999 г.

Макаренко А.С. Пед.соч., М.: изд.-во А.П.Н. Р.С.Ф.С.Р., 1957г.

Эрик Берн «Игры, в которые играют люди» М.,

«Просвещение»,1988 г.

Журнал «Мир женщины»(конкурс «Моя родословная») №22

1997г.

Газета «Семья» №13 2002г.(конкурс «Родословное древо»)

Газета «Известия Татарстана» №17 2008г.

- Ребята, мы с вами сегодня совершим путешествие в прошлое человека. Любой человек это не только отдельная личность, но и его семья. Психологи говорят, что в судьбе отдельного человека отражается история его семьи. Как писал великий русский педагог В.А.Сухомлинский : «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды…»

О тех, кого сменили на этой Земле, мы знаем очень мало. Наши родители, бабушки-дедушки жили будущим - строили грядущую светлую жизнь.

Культурный и образованный человек должен знать свою родословную до седьмого колена. Навскидку, вспомните, кого из своих предков знаете лично вы. Отец и мать - это само собой. Дедушек, бабушек тоже знаете. Дальше - густой туман.

Вот сегодня мы с вами, дети, научимся составлять генеалогическую таблицу, или генеалогическое древо. Что же это такое?

Но сначала мы должны узнать, что такое генеалогия? (Вывешиваю карточку со словом «генеалогия»). Генеалогия - это наука, занимающаяся изучением историй семей и родов. Название это происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т.е. слово о роде. Генеалогическое исследование так же старо, как и сама история. Даже в мифах народов можно встретить его элементы в виде представлений о родовых связях богов или каких- либо героев. Генеалогические представления мифов позволяли людям определять в сонме богов своего личного покровителя. (работа с толковым словарём: что означает слово миф?с.359) Ребята, как вы думаете, почему же древние люди так хотели знать, от кого они происходят? (Ответы детей).

- Молодцы, дети. А вы знаете, существует отдельная наука, занимающаяся изучением фамилий людей, имён, отчеств, кличек и псевдонимов. Это - антропонимика. (Вывешиваю карточку со словом.)

- Ребята, как вы думаете, что такое фамилия? (Ответы детей.)

- Спасибо, дети, за интересные ответы. Фамилия - это наследственное имя семьи. Большинство русских фамилии развилось из отчеств, лишь некоторые произошли от названий места происхождения семьи. Гораздо проще обстоит дело с татарскими фамилиями. В их основу, как в основу большинства русских фамилий, легли имена. Это очень важно для генеалогического исследования, т.к. имя, лежащее в основе фамилий является именем основателя рода. Например, моя фамилия Акберова (девичья), а по-татарский - Экбэрова.В основе этой фамилий лежит имя Акбер (Экбэр), которое носил основатель нашего рода.

Как же узнать глубже и подробнее о своей семье, о жизни предков? Вообще же источниками для сбора сведений о своей семье могут служить все виды письменных источников: государственные акты, периодическая печать, переписка, делопроизводственная документация, завещания…

(Объяснение смысла некоторых слов).

Предположим, дети, вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего же начать?

Во - первых: вы должны собрать как можно больше данных о том или ином предке. Вы должны просмотреть архивы вашей семьи, затем уже обращаться к воспоминаниям членов вашей семьи. Вместе с родителями написать письма родственникам с просьбой подробно рассказать обо всех родственниках той или иной ветви.

Следующий этап вашей работы будет заключаться в занесений данных по одному человеку на отдельную карточку. И вот после этого, ребята, вы можете приступить к составлению генеалогической таблицы или генеалогического древа. Они бывают разных видов:

кругообразные, горизонтальные, вертикальные.

Кругообразные:

Это таблица - №1.

В центре - вы, сверху предки по отцовской линий, снизу - по материнской. Такие таблицы неудобны тем, что могут показать предков только до третьего или четвёртого колена.

Горизонтальные

Посмотрите внимательно на таблицу №2.

Вычерчиваются отдельные колонки для каждого поколения. Каждое лицо получает номер, в зависимости от естественного порядка в семье.

Вертикальные:

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу №3. Конечно же, самая впечатляющая таблица.

Это таблица - в виде древа. Можно начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков. Каждому лицу даётся номер и в приложений указываются подробности его жизни. Вот, например, здесь изображено древо рода Щукиных.

(Все объяснения сопровождаются показом).

- Дети, вот теперь вы знаете как заглянуть в прошлое своей семьи, с чего начать и чем закончить ваше исследование. Я надеюсь, ваши родители вам в этом помогут. А теперь давайте мы с вами подумаем, зачем современному человеку знать историю своей семьи?

(Ответы детей).

- Действительно, дети, человек без этих знаний, как осенний лист, который несёт ветер. Такому человеку легко внушать любые истины и им очень легко управлять.

Семья, родственные чувства, сплачивающие её членов, по словам В.А.Сухомлинского, не утрачивают своего огромного значения на протяжений всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны, т.к. дают чувство уверенности, защищённости… При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. Он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

…Семья формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Хочется отметить, что в последнее время многие искренне заинтересовались историей своего рода: открываются клубы, создаются сайты в Интернете, где народ общается, делится опытом по поиску корней и разгадке семейных тайн, рассказывает о том, как удаётся восстановить родовые святыни. Это даёт надежду, что когда - нибудь мы перестанем быть Иванами, не помнящими родства. Ведь каждое имя в родословной - это человек, которому мы обязаны тем, что живём…Я надеюсь, что и вы, ребята, займётесь составлением своего генеалогического древа. Я уверена, очень скоро вы захотите найти ответ на волнующий вас вопрос : «А какое оно - прошлое моей семьи?»

А сейчас я вам раздам листочки, вы возьмёте их домой. Это - дополнительный материал по теме генеалогические таблицы для самостоятельного изучения как для вас, так и для ваших родителей. Дома вместе с родителями внимательно прочитаете. Этот материал вам поможет.

Спасибо, дети, за внимание. Вы свободны. (Дети подходят к доске,

рассматривают таблицы, выставку, стенды, задают интересующие их

вопросы).

Оформление класса.

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»


Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»


«Ребята, мы с вами сегодня совершим путешествие в прошлое человека...»

Работа с толковым словарём.

«Интересное слово - «миф». Что оно означает - не знаем. Но в этом нам поможет наш толковый словарь. Толковый словарь -

наш добрый толстяк, Без тебя нам

ни так, ни сяк».

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»


«... Что такое генеалогия - мы теперь знаем.А вы знаете, существует отдельная наука, занимающаяся изучением фамилий людей, имён, отчеств, кличек и псевдонимов. Это - антропонимика.»

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

«Каждый человек должен знать историю своей семьи. Потому что семья - это наши дедушка, бабушка, папа, мама, братья, сестры...Это плохо, когда человек очень мало знает о своих близких или совсем ничего не знает...»

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»


«Мы обязательно займёмся составлением своих генеалогических таблиц. Теперь - то мы знаем, как это делается!»

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

«А домой уходить совсем не хочется».

Приложение:

Виды генеалогических таблиц:

1.Кругообразные:

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

Составил ученик 3 класса Стахеев Алексей

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

2. Горизонтальные:

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»

3.Вертикальные:

Внеклассное мероприятие: «А какое оно - прошлое моей семьи?»


© 2010-2022