Фантазия в литературе. Автор, герой-рассказчик. Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Фантазия в литературе. Автор, герой-рассказчик. Саша Чёрный «Дневник Фокса Микки»

Цель: формировать представление об особенностях поэтического мировосприятия как способности создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями. Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать и объяснять название произведения; работать с толковым и фразеологическим словарями; определять, от какого лица идет повествование; анализировать внутренний мир, фантазии и характер героя-рассказчика; пересказывать по плану текст; отличать жанры литературных произведений: небылица, сказка, рассказ.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках потянулись

А затем назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Выразительное чтение стихотворения « Картофельные олени».

  • Какой же вывод можно сделать? (Автор обладает фантазией и воображением, а фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым.)

  1. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

  • Вспомните название нашей главы.
  • Почему же люди фантазируют?
  • У кого из вас есть домашние питомцы? Расскажите, что вы о них думаете.

  • А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают ваши питомцы о вас.

(Рассказы детей.) Сегодня мы познакомимся с таким питомцем, который охотно делится своими мыслями.
  • Откройте учебник на с. 106 и прочитайте название следующего произведения. («Осенний кавардак».)

  • Найдите в толковом словаре значение слов «кавардак» и «нафтолином», бильярдный

  • Что вы знаете об этой породе собак? (Маленькая, кудрявая собачка с живым, веселым характером.)

  • Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор произведения Саша Черный.)

  • Хотите познакомиться с автором поближе?

Материал для учителя

Александр Михайлович Гликберг (1880- 1932). 27 ноября 1905 г. - день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале «Зритель» под стихотворением «Чепуха».

Все, лично знавшие Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы - легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какое-то влечение детской души ко всему живому - прыгающему, порхающему, плавающему... Там, где другой пройдет мимо, не удостоив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, Саша Черный обязательно наклонится и... бережно поместит это существо в стихотворение. Но особенно неравнодушен Саша Черный был к кошкам и собакам.

  • Прочитайте слово, записанное под заголовком. Что оно обозначает? (Это отрывок из произведения.)

IV. Работа по теме урока

  • Найдите в первой части слова, которые требуют обращения к толковому словарю. Прочитайте их значение.

(Учитель читает первую главу.)
  • От чьего лица написан этот дневник?
  • Найдите подтверждение в тексте, что дневник написан именно собакой.

  • Что же Микки рассказал о себе? Перечитайте и подчеркните слова и выражения, подтверждающие ваше мнение.

  • Что он думает о своей хозяйке? Много ли времени он проводит с ней? Найдите подтверждение в тексте.

  • Любит ли он ее? (Да, любит, так как сравнивает с самим собой, а это высший комплимент.)

  • Как фокс относится к другим людям? (Он считает, что у людей много недостатков.)
  • Какими недостатками, по мнению фокса, обладают люди? (Люди много и долго едят - они обжоры; люди несправедливы и невнимательны; обладают плохим вкусом.)
  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

  • Каким вы представляете фокса Микки? Есть ли описание в первой главе? (Описания внешности там нет.)
  • Как вы думаете, почему?
  • Прочитайте слова, записанные на доске.

Наблюдательный, ворчливый, пугливый, глупый, сообразительный,

ленивый, хвастливый.

  • Выберите те характеристики, которые подходят нашему герою. Подтвердите примерами из текста.
  • Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя?
Портрет героя может быть не только внешним, но и внутренним (личностные качества героя).
  • Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Найдите подтверждение в тексте. (Он ставит три звездочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль, - он заметил эту особенность в детских книжках; отмечает очень подробно, что именно едят люди.)
  • О чем же мечтает Микки? Перечитайте два последних абзаца. (Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетками; потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной.)
Иными словами, ему непонятны привычки людей, и он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.
  1. Рефлексия

(Учитель читает начало предложений, ученики их заканчивают.)

Сегодня я прочитал...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял, что...

Я почувствовал, что...

Теперь я могу...

Меня удивило...

Мне захотелось...

VIII. Подведение итогов урока

  • Какое необычное произведение мы начали изучать?
  • Чем же оно необычно?

Домашнее задание

  1. Перечитать первую главу (учебник, с. 103-105).
  2. Выписать краткие формулировки из прочитанной главы на тему «Мысли Микки о жизни и о себе».



© 2010-2022