- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению на тему К. Паустовский. Какие бывают дожди (3 класс)
Урок по литературному чтению на тему К. Паустовский. Какие бывают дожди (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калинина Н.В. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
Цели. Продолжить знакомство с произведениями К. Г. Паустовского. Учить осознанному правильному чтению, развивать умение ставить вопросы к тексту произведения. Учить видеть красоту природы. Воспитывать любовь и бережное отношению к природе.
Ход урока
-
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения. Давайте настроимся на работу.
- Сегодня на уроке мы будем беседовать друг с другом и с главным героем урока чтения - книгой.
- Ребята, а что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор? (Придумывать ответы или искать их в книге; задавать вопросы; представлять, что будет дальше и проверять себя)
-
Актуализация знаний
- Ребята, давайте посмотрим, какие произведения, каких авторов есть на нашей книжной выставке. КНИГИ
- Как можно назвать нашу выставку? («Детям о природе и животных», «Всё о природе», «Любознательным»)
- Но всё-таки мне кажется, что на нашей выставке не хватает произведений одного писателя. Кто он?
- «Он переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах, рыбаком, санитаром в старой армии во время первой Мировой войны, преподавателем русской литературы, журналистом и, наконец, писателем. За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга - это поездка. Или, вернее, каждая поездка - это книга», - говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной. «Там до конца я понял, - вспоминает писатель, - что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине».
- Так как же зовут этого писателя? ПОРТРЕТ(Константин Георгиевич Паустовский)
- Рассмотрим книги этого писателя, которые вы можете найти в нашей школьной и классной библиотеке. Эти книги я рекомендую вам прочитать
- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по произведениям К. Паустовского. Перед вами лежат маршрутные листы. Прочитайте выражение, вспомните, кто их говорил и из какого они произведения.
1. «Анютины глазки с косичками» (так называл Варюшу солдат в сказке «Стальное колечко»
2. «Знать завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело, оттого и мороз» (объясняет бабка Фильке в сказке «Тёплый хлеб»)
3. «На следующее утро он совершил благородный и неожиданный поступок» (кот-ворюга из одноимённого рассказа)
- А я хочу опять вернуться к нашей выставке. Мне всегда было интересно, какими качествами должен обладать человек, чтобы писать такие замечательные, интересные рассказы и сказки о природе? Какие они - писатели? (Наблюдательные, видят необычное в обычном, умеют фантазировать, добрые, честные)
- А зачем писатели пишут эти произведения для нас? Может, они хотят нам что-то сказать, или обратить внимание на что-то, научить нас чему-то? (Любить родную природу)
-
Изучение нового произведения
- А сейчас мы переходим к теме нашего урока. Сегодня мы с вами изучим ещё одно произведение К. Паустовского. Это научно-познавательный рассказ «Какие бывают дожди».
1) Эвристическая беседа
- Можем мы с вами по названию догадаться, о чём будет это произведение? (О дожде, о видах дождя)
- А что, разве дождей может быть много? Ведь всегда говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь. Или я не права? Почему дожди? Вам это интересно?
2) Эмоциональная минутка
- А сейчас нам надо настроиться на восприятие нового произведения. И мы проведём эмоциональную минутку. Я прошу вас закрыть учебники, закрыть глаза и прислушаться.
(Звучит фонограмма дождя)
Ходят в небе тучи грозовые,
Тучи сеют капли дождевые.
И дождинки дружно и проворно
Падают на землю, словно зёрна.
Каждая упавшая дождинка -
Будущий цветок или травинка.
Ясное солнце за тучами спряталось,
Небо укрылось за тёмной стеной.
Ветер подул, стало сыро и слякотно,
Так летний дождь весь нарушил покой.
- А сейчас открываем глазки и включаем мысленный экран - воображение. Ведь вообразить можно всё: и звуки, и запахи, вкус, цвет, которые описывает автор в своём произведении.
3) Чтение произведения учителем: о каких дождях пишет Паустовский?
4) Беседа по первичному восприятию произведения
- О каких дождях нам рассказывает К. Паустовский? (По ходу ответов детей на доску прикрепляются карточки со словами спорый, грибной, слепой)
5) Словарная минутка
- В рассказе нам встретились слова, значения которых вам могут быть непонятны. Разберём их: голосят и крапать.
- Попробуем догадаться о значении этих слов из текста
6) Чтение произведения учащимися
Задание: Сейчас, ребята, мы будем читать научно-познавательный рассказ К. Паустовского «Какие бывают дожди». После его прочтения будьте готовы задать вопросы по произведению. Но вопросы у нас будут необычные, а тонкие и толстые.
7) Работа по произведению.
- Итак, звучат толстые и тонкие вопросы. (? и ?)
- Какие бывают дожди?
- Как автор описывает состояние природы перед дождём?
- Почему любой дождь называют ласково дождик?
- Чем отличается спорый дождь от грибного?
- Как говорят о слепом дожде в народе?
- Прочитайте последнее предложение в рассказе. Как вы его понимаете?
-
Отработка навыка чтения через систему упражнений
- Ребята, найдите в тексте и зачитайте отрывки, которые подойдут к иллюстрации.
-
РТ с. 50 № 2, 3*, 4*
-
Составление синквейна
- А сейчас, ребята, мы с вами попробуем выразить свои чувства, эмоции и мысли на бумаге. Мы напишем Синквейн.
(Синквейн о спором дожде пишется фронтально. Синквейн о грибном дожде дети пишут индивидуально. По окончанию работы дети зачитывают свои варианты синквейнов)
Дождь Дождь
Быстрый, скорый Мелкий, тёплый
Льёт, выбивает, подскакивает Сыплется, шепчет, не звенит
Приближается с набегающим шумом. Мягкой лапкой трогает лист
Спорый Грибной
-
Итог урока
- Вот и подошёл к концу наш урок. Думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня вы узнали много нового о дожде. Почему же не дождь, а дожди? Из какого произведения узнали?
Дома. С. 80, задание 5, РТ с. 51, № 5, 6