Урок русского языка во 2 классе по теме: Правописание парных согласных в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка во 2 классе по теме: Правописание парных согласных в корне словаУрок русского языка во 2 классе по теме: Правописание парных согласных в корне словаУрок русского языка во 2 классе по теме: Правописание парных согласных в корне словаУрок русского языка во 2 классе по теме: Правописание парных согласных в корне словаУрок русского языка во 2 классе по теме: Правописание парных согласных в корне словаУрок русского языка во 2 классе по теме: Правописание парных согласных в корне словаРусский язык. 2 класс. Приложение №4 Тема: Правописание парных согласных в корне слова. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). Основные цели:
  1. сформировать представление о правописании парных согласных в корне слова;
  2. тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Материал к уроку: Демонстрационный:
  1. Карточка с пословицей (этап 1):
«Знанье не водица - в рот само не станет литься» Карточки «Два шага учебной деятельности»:
  1. Карточка с заданием (этап 2):

  1. Лента букв.
  2. Карточка со словарными словами (этап 2).
гор__ нар__ м_две_ь
  1. Карточка для самопроверки (этап 2):
город народ медведь
  1. Задание для пробного действия (этап 2): ду_
  2. Правила групповой работы (этап 5).

  1. Эталон-правило к уроку (этап 5):
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный или звонкий непарный согласный л, м, н, р, й.
  1. Правила работы в парах (этап 6):

  1. Карточка с заданием для самостоятельной работы (этап 7): бере_ са_ фла_
  2. Образец для проверки самостоятельной работы (этап 7): берег сад флаг
  3. Презентация к уроку.

Раздаточный:
  1. индивидуальные карточки;
  2. карточки со словарными словами;
  3. учебник Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др., ; под ред. С.В. Иванова - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2012г. - 176 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)
  4. цветные карточки на этап рефлексии.










Ход урока:

Название этапа, его цель

УУД

Деятельность учителя и детей

I. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

- самоопределение (Л);

- планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками (К).1
На доске пословица: «Знанье не водица - в рот само не станет литься» -Ребята, как вы понимаете эту пословицу? -Какую работу вы выполняете на уроке? (Учимся.) - Сегодня на уроке вас ждет еще одно очень интересное открытие. -Улыбнитесь друг другу, у нас обязательно все получится! -А с чего мы обычно начинаем урок? (С повторения)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.


- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в комму-никации (К);

- учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). 1)На доске:
-Как вы думаете, почему именно эти буквы показывает Смайлик? -Что вы о них знаете? (Они обозначают парные согласные звуки.) -Какие еще парные согласные звуки вы знаете? (б-п, г-к, з-с, ж-ш, в-ф, д-т) -Назовите звонкие звуки. -Какой эталон нам помог выполнить это задание? (Лента букв)
2) На доске словарные слова: гор__ нар__ м_две_ь -Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы. (По окончании работы детей, учитель открывает образец.)
-*Проверьте себя по образцу. -Поднимите руку, кто допустил ошибку. Исправьте их. -У кого нет ошибок? Молодцы! 3) - Запишите транскрипцию этих слов: 1 ряд - слово город, 2 ряд - народ, 3 ряд - медведь. - Устно дайте характеристику каждому согласному звуку, с указанием его позиции в слове. Например: «Город-[горат] , буква г обозначает звук [ г]-согласный, звонкий, твердый, стоит в сильной позиции, т.к. после него стоит гласный; буква р обозначает звук [р]- согласный, звонкий, твердый, стоит в сильной позиции, т.к. после него стоит гласный; буква д обозначает звук [т]-согласный, глухой, твердый, стоит в слабой позиции, т.к. стоит в конце слова». -Что вы можете сказать о звучании согласных в разной позиции в словах? Есть ли различие в произношении и написании? Почему, как вы думаете? (Согласный звук перед гласным произносится четко, а на конце слова оглушается.) 4) -Что мы с вами повторяли? (Парные согласные, оглушение парных согласных на конце слова.) Сейчас я предложу вам пробное задание.
5) Задание на пробное действие. На доске: ду_
-Посмотрите на доску. Что вы должны сделать в этом задании? (Вставить букву парного согласного.) -Что нового в этом задании? (Мы никогда не вставляли самостоятельно согласный в конце слова.) -Выполните задание на своих карточках. -Поднимите руку те, кто не смог выполнить задание. В чем ваше затруднение? (Мы не можем выполнить это задание) -Кто выполнил задание? -Какую букву вы вставили? Учитель на доске выписывает варианты детей и подчеркивает правильный вариант. -Кто неверно выполнил задание? -Что показало вам ваше пробное действие. (Мы не смогли правильно вставить пропущенную букву.) -Кто верно написал слово? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать свой выбор.)
III. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью: 1)выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- постановка и формулирование проблемы (П);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-Какое задание выполняли? (Мы должны были вставить пропущенную букву и записать слово.) -Какой способ вы использовали? -Вы можете доказать, что это верный способ? -В чем возникло затруднение? -Почему? (Мы не знаем правило правописания парных согласных на конце слова)
IV. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
-Поставьте цель своей работы. (Узнать правило правописания парных согласных на конце слова.) -Сформулируйте тему нашего урока. ( Правописание парных согласных на конце слова.) -Чтобы определить средства, давайте вспомним, какое правило, мы повторили в начале урока. (Согласный звук перед гласным произносится четко, а на конце слова оглушается.) -Что нужно сделать, чтобы узнать какую букву написать в слове ду_. (Надо подобрать слово, в котором этот звук будет стоять в сильной позиции, т.е. после него будет стоять гласный) - Как называются такие слова? (Проверочные) V.Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- поиск необходимой информации (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов (К). -Открывать новое правило вы будете в группах. -Давайте повторим правила групповой работы. (Дети называют правила из урока по курсу МИД) Работа в группах. Анализ результатов групповой работы. Каждая группа у доски представляет свой проект. Если результаты одинаковые, то свою работу комментирует одна группа, а остальные ее дополняют. Если результаты разные, то обсуждается вариант каждой группы. -Сравните свое правило с эталоном. (Правило дано на с. 98-99 учебника) Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный или звонкий непарный согласный л, м, н, р, й. -Вы смогли преодолеть свое затруднение? -Где вам пригодится это правило? (При написании слов с парной согласной на конце.) VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- выполнение действий по алгоритму (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
-Что мы с вами должны сделать дальше? (Потренироваться.) -Следующее задание предлагаю выполнить в парах. Вспомним правила работы в парах. Упр 2, с.100 - 3 слова. Фронтальная проверка. Образец: торты - торт, труды - труд, грибы - гриб (грипповать - грипп). - Поднимите руку, кто допустил ошибку. Проговорите, как вы рассуждали. Исправьте свою ошибку. - Кто справился с заданием? Молодцы!
Физминутка. Гимнастика для глаз «Львенок и черепаха» под муз. «Я на солнышке лежу…». - Кто из вас точно может сказать, что он научился проверять парную согласную в корне слова? А как это можно проверить? (Выполнить самостоятельную работу.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

- выполнение действий по алгоритму (П);

- доказательство (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);


На доске: бере_ са_ фла_ Учащиеся в тетрадях записывают слова в таком порядке: сначала проверочное, затем проверяемое, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают орфограммы. Проверка по эталону. берег сад флаг


Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный или звонкий непарный согласный л, м, н, р, й.
- Проверьте свою работу по эталону и поставьте знак ?, если вы ошиблись и +, если все правильно. - Поднимите руку, кто допустил ошибку. Проговорите, как вы рассуждали. Найдите место ошибки и исправьте ее. - У кого все верно? Что вы можете сказать о результатах своей работы?
VIII. Включение в систему знаний и повторений. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

- выполнение действий по алгоритму (П);

  • В каких заданиях вам пригодятся полученные знания? (При написании слов, предложений, текстов.)
Выполним Упр 2, с.100 - до конца. Один ученик с комментированием выполняет на доске, а остальные в тетради. Можно предложить дополнительное задание: составить предложение с одним из полученных слов.
IX.Рефлексия учебной деятельности. На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

  • Что нового узнали на уроке?
  • Достигли ли вы поставленных целей? Докажите.
  • Находились ли вы сегодня в учебной деятельности?
  • С какими ещё затруднениями вы сегодня столкнулись? Над чем ещё надо потренироваться на следующих уроках?
  • Ребята, вспомните пословицу, с которой мы начинали урок. Скажите, верно ли мы ее истолковали? Пригодилась ли ее мудрость нам на уроке?
  • Оцените цветом свою работу на уроке:
  • зеленый - всё понятно;
  • желтый - остались вопросы;
  • красный - многое непонятно.
  • Где мы можем потренироваться? (В домашней работе.)

Д/з. 1) Придумать и записать три слова на новое правило. 2) Упр.1, стр.99.
- Ребята, вы сегодня отлично поработали. Молодцы!

1 Условные обозначения:

Л − личностные УУД; Р − регулятивные УУД; П − познавательные УУД;

К − коммуникативные УУД.

11



© 2010-2022