- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»
Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дмитриева О.Б. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»
Дмитриева Ольга Борисовна
Учитель начальных классов
Кыштым
2014 г
Паспорт программы
1
Наименование программы
Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»
2
Основания для разработки программы
Программа развития воспитательной системы школы.
Сведения об учащихся класса и классном ученическом коллективе.
Потенциал представителей окружающей среды, который можно использовать для реализации цели и задач воспитательного процесса.
Профессиональный опыт учителя.
3
Заказчик - координатор
-
Администрация МОУ СОШ №1 г.Кыштыма
-
МО классных руководителей МОУ СОШ №1г.Кыштыма
-
Родители учащихся класса
4
Разработчик программы
Дмитриева Ольга Борисовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Кыштыма
5
Цель программы
Создание условий для формирования личностной, социальной, семейной культуры младшего школьника.
6
Концепция воспитания, положенная в основу программы
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьника»
7
Сроки реализации программы
2014-2018 г.г.(1-4 классы)
8
Исполнители программы
Дмитриева Ольга Борисовна, классный руководитель
9
Ожидаемые результаты
Реализация программы «Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»
10
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над реализацией программы осуществляется в установленном порядке администрацией МОУ СОШ №1 г. Кыштыма
11
База реализации программы
МОУ СОШ №1 г. Кыштыма
Пояснительная записка.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала младшего школьника с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических ценностей, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. В федеральной государственной программе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьника» на основе национального воспитательного идеала формулируется основная цель воспитания- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека, гражданина своего Отечества. Задачами воспитания и социализации младших школьников являются В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
- формирование нравственного смысла учения.
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В соответствии с федеральной государственной программой целью данной программы «Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания» является -создание условий для формирования личностной, социальной, семейной культуры младшего школьника. Задачи «Программы воспитания, развития и социализации «Школа познания»: -изучить современные требования к воспитанию, развитию и социализации младших школьников, -определить уровень состояния воспитания, развития и социализации младших школьников относительно современных требований, -определить основные направления и пути воспитания, развития и социализации младших школьников, -использовать современные направления и подходы воспитания, развития и социализации младших школьников, -выявить тенденции изменения в воспитании, развитии и социализации младших школьников.
Организация «Программы воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания» осуществляется по направлениям.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека «Я и Отечество»
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания «Я - человек»
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни «Я и познание»
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни «Я и здоровье»
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде «Я и природа»
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях « Я и мир прекрасного»
Содержание воспитательной деятельности программы «Школа познания»
Содержанием воспитательной деятельности является:
-изучение ребенка, создание условий его самореализации, саморазвития,самовоспитания;
-организация активной и творческой жизнедеятельности детей;
-педагогическое обеспечения комфортного самочувствия ребенка, принятие его детским сообществом.
Принципы воспитательной деятельности в рамках личностно ориентированной педагогики:
-принцип природосообразности;
-деятельностный принцип;
-принцип целостности в воспитании;
-эгоцентрированный принцип;
-возрастной принцип.
Для формирования навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности понимать себя и других, формирования целостной психологической основы обучения классный руководитель в своей педагогической деятельности с учащимися и детским коллективом использует следующие методы воспитания(классификация Щукиной И. Г.)
-методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, пример, увещевание и т.д.)
-методы организации деятельности и формирования опыта поведения(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации)
-методы стимулирования(соревнование, поощрение, наказание и т.д.) Условия, создаваемые классным руководителем в целях развития воспитания учащихся класса:
- Нормативно-правовые условия:
Участники межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.
1.Центральная детская библиотека им. К. И. Чуковского
Программа «Наследие»(см. приложение№1)
Цель программы: привлечение детей к чтению, воспитание патриотических чувств детей средствами ознакомления с литературой писателей и поэтов разных эпох.
Программа «Мой город»
Цель программы: дать детям знания об истории родного города, посредством привлечения к чтению литературы краеведческого содержания привить детям любовь к родному краю.
2.Центр детского и юношеского туризма и краеведения «Странник»
Программа «Клуб «Почемучка» (познавательно- экологическое направление)(см. приложение№2)
Цель программы: воспитание любви к малой родине, любви к природе, познание ее ценности и необходимости охраны.
СЮТ «Странник» проводит досугово- развлекательные мероприятия.
Внеурочная занятость детей.
3.Дом детского творчества
Программа «Досуг»
Цель программы: развитие творческого потенциала и мобильности коллектива. Организация и проведение досуговых мероприятий календарной тематики.
Внеурочная занятость детей.
4.Школьная библиотека
Программа «Истоки»
Цель программы: приобщение детей к чтению, воспитание любви к детской литературе.
5.Внеурочная деятельность учащихся класса по ФГОС
Механизмы реализации программы «Школа познания»
1. Примерное планирование воспитательной работы с учащимися 1-4 кл.
Направления деятельности
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
«Я и Отечество»
1.Классный час «Моя малая Родина»
2.Классный час «Символика г. Кыштыма»
3.Классный час «Права и обязанности школьника»
4.Конкурс рисунков «Моя семья»
5.Поздравление ветерана педагогического труда с государственными праздниками.
6. Конкурс рисунков «Дню Победы посвящается»
7.Вступление в ряды детской общественной организации «Радуга»
8. Посещение школьного музея
1.Беседа «Школьный дневник: как работать с ним»
2.Классный час «4 ноября- День единения народов России»
3.Презентация«Сим-волика г. Челябинска и Челябинской области»
4.Литературная гостиная « Золотыми тропами легенд» Ю. Гребеньков
5.Классный час «Права и обязанности гражданина России»
6. Поздравление ветерана педагогического труда с государственными праздниками.
7. Изготовление поделок для поздравления ветеранов ВОВ.
8. Классный час «Дети-герои времен ВОВ»
9.Участие в городском празднике - «День Победы»
1.Конкурс рисунков «Мое счастливое детство»
2.Классный час «Государствен-ная символика РФ»
3.Презентация «В Урале Русь отражена»
4.Поздравление ветерана педагогического труда с государствен-ными праздниками.
5.Приглашение председателя городской общественной организации «Дети погибших защитников Отечества. «Память сердца» Елинек Н. Н.
6.Классный час «Известные имена времен ВОВ»
7. Участие в городском празднике - «День Победы» 8.Посещение школьного музея
1. Конкурс рисунков «Россия - Родина моя»
2.Классный час «Конвенция о правах ребенка»
3.Экскурсия в городской музей.
4.Экскурсия к памятникам боевой славы.
5.Презентация «Достопримечатель-ности г. Кыштыма»
6.Знакомство с людьми или их биографией, оставивших след в истории страны.
7.Приглашение ветерана ВОВ на классный час.
8.Классный час «Самые известные сражения ВОВ»
9. Участие в городском празднике - «День Победы»
10. «Вахта памяти» «Мемориал воинам танкистам-добровольцам»
11.Вступление в ряды юношеской общественной организации «Юная Россия»
«Я - человек»
1.Праздник «День мира- день знаний»
2.Классный час «Правила поведения в школе»
3.Классный час «Давай дружить»
5. Выбор актива класса.
6.Праздник «Папа может все что угодно…»
7.Конкурс рисунков и стихов о маме. 8.Этическая беседа - практикум «Вы сказали, здравствуйте!»
9.Праздник «До свидания 1 класс!»
1.Праздник «День мира- день знаний»
2.Классный час «Кодекс класса»
3.Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
4.Выбор актива класса и составление плана работы на год.
5.Занятие - тренинг: «Все забываю», «Грызу ручки»
6. Классный час «Мир моих увлечений»
7.Беседа о правилах поведения в общественных местах
1.Праздник «День мира- день знаний»
2. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»
3.Выбор актива класса и составление плана работы на год.
4.Занятие - тренинг «Это дружба?», «Не отпускают»
5.Беседа «Удивительное рядом»
6.Классный час - беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…»
1.Праздник «День мира - день знаний»
2.Классный час «Мой режим дня»
3.Час доверия «Мое хочу и мое надо»
4. Выбор актива класса и составление плана работы на год.
5.Занятие - тренинг «Тренируем память»
6.Классный час «Готов ли я к учебе в 5 классе?
7.Отчет о работе актива класса.
8.Праздник «До свидания начальная школа!»
«Я и познание»
1.Проведение вводной,
полугодовой и годовой
педагогической диагностики.
2.Проведение классных олимпиад.
3.Участие в школьных олимпиадах.
4.Практическое занятие «Учебная книга - наш друг»
5.Участие в школьной научно- практической конференции.
6.Участие в школьном субботнике.
1.Проведение вводной,
полугодовой и годовой
педагогической диагностики.
2.Проведение классных олимпиад.
3.Участие в школьных олимпиадах.
4.Классный час «Как выполнять домашнее задание»
5.Участие во всероссийских интеллектуальных играх
6. «Брейн - ринг по русскому языку»
7.Участие в школьных предметных неделях.
8.Участие в школьной научно - практической конференции.
9.Участие в школьном субботнике
1.Проведение вводной,
полугодовой и годовой
педагогической диагностики.
2.Проведение классных олимпиад.
3.Участие в школьных олимпиадах.
4.Участие в городских олимпиадах.
5.Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
6.Участие во всероссийских интеллектуаль-ных играх
7. «Звездный час» (по литературному чтению)
8.Участие в школьных предметных неделях.
9.Участие в школьной научно- практической конференции.
10.Участие в школьном субботнике.
1.Проведение вводной,
полугодовой и годовой
педагогической диагностики.
2.Проведение классных олимпиад.
3.Участие в школьных олимпиадах.
4.Участие в городских олимпиадах.
5.Участие во всероссийских интеллектуальных играх
6. «Счастливый случай» (по окружающему миру)
7.Участие в школьных предметных неделях.
8.Участие в школьной научно - практической конференции.
9.Участие в школьном субботнике.
«Я и здоровье»
1.Участие в школьном празднике «День здоровья»
2.Игра - беседа о личной гигиене «Путешествие в Чукоккалу»
3.Классный час «Если хочешь быть здоров»
4.Спортивный праздник «Веселые старты»
1.Участие в школьном празднике «День здоровья»
2.Классный час «Профилактика простудных заболеваний и гриппа»
3.Практическое занятие «Составление режима дня»
4.Классный час «Разговор о правильном питании»
1.Участие в школьном празднике «День здоровья»
2. Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться»
3.Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья»
1.Участие в школьном празднике «День здоровья»
2.Классный час «Теле- компьютеро
мания»
3.Участие в школьных легкоатлетических соревнованиях.
4. Беседа «Осторожно клещевой энцефалит!»
«Я и природа»
1. Экскурсия на пришкольный участок «Вот и осень пришла»
2.Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
3.Классный час «Природа и человек»
4. Внеклассное мероприятие «Вода - кругом вода»
1.Познавательная игра - конкурс«Эти удивительные животные»
2. Классный час «О растениях и животных Челябинской области»
3.Беседа «О перелетных и зимующих птицах нашего края»
4.Литературная гостиная. Чтение книг В. Чаплиной.
1.Презентация «Мир аквариума»
2.КВН «Знаете ли вы…»
3.Классный час «Что такое экология?»
1.Презентация
«Экологическое воспитание младших школьников»
2.Викторина - утренник «Лес- наше богатство»
3.Практическое занятие «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек)
« Я и мир прекрасного»
1.Оформление классного уголка.
2.Конкурс рисунков о зиме «Здравствуй, зимушка - зима!»
3.Участие в муниципальном конкурсе «Новогодняя игрушка»
4. Изготовление сувениров к праздникам День защитника Отечества и 8 Марта.
1.Оформление классного уголка.
2.Конкурс рисунков к Дню матери.
3.Участие в муниципальном конкурсе «Новогодняя игрушка»
4. Изготовление сувениров к праздникам День защитника Отечества и 8 Марта.
1.Оформление классного уголка.
2.КТД «Дружба и годы»
3.Участие в муниципальном конкурсе «Новогодняя игрушка»
4.Выпуск классной стенгазеты к праздникам.
1.Оформление классного уголка.
2.Конкурс «Папа, мама и я - читающая семья»
3.Викторина для детей и родителей «Играем вместе»
4.Участие в муниципальном конкурсе «Новогодняя игрушка»
5.Беседа «Истоки праздника «День Святого Валентина»
6.Выпуск классной стенгазеты к праздникам.
Тематическое планирование бесед с учащимися младших классов по правилам дорожного движения.
Периодичность: один раз в месяц.
Первый год обучения. «Азбука города - с чем мы встречаемся на улице».
-
Мы идём в школу.
-
Наша улица. Город, посёлок, деревня, где мы живём.
-
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
-
Общие правила перехода улиц и дорог.
-
Сигналы (жесты) регулировщика.
-
Дорожные знаки.
-
Где можно играть?
-
Мы - пассажиры.
-
Настольные игры по правилам дорожного движения.
-
Обобщающее занятие.
Второй год обучения. «Школа пешехода приглашает в Автоград».
-
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
-
Элементы улиц и дорог.
-
Движение пешеходов по улицам и дорогам.
-
Правила перехода улиц и дорог.
-
Регулирование дорожного движения.
-
Дорожные знаки.
-
Обязанности пассажиров.
-
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
-
Обобщающее занятие.
Третий год обучения. «Правила Дорожного Движения».
-
Экскурсия по городу с Петей Светофоровым.
-
Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств.
-
Правила Дорожного Движения.
-
Правила Дорожного Движения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
-
Правила Дорожного Движения. Организация движения, технические средства регулирования движения.
-
Правила Дорожного Движения. Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств.
-
Правила Дорожного Движения. Дорожные знаки.
-
Правило Дорожного Движения. Железная дорога.
-
Правила Дорожного Движения. Обязанности пешеходов.
-
Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения.
Четвёртый год обучения. «Отряд юных инспекторов движения».
-
Повторение пройденного за три года обучения в Школе светофорных знаний.
-
Отряд юных инспекторов движения.
-
История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.
-
Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы
транспортных средств.
-
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
-
Дорожная разметка и её предназначение.
-
Устная пропаганда правил дорожного движения.
-
Общие требования к водителям велосипедов.
-
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
-
Итоговое занятие.
Тематическое планирование бесед и инструктажей с учащимися младших классов по основам безопасности жизнедеятельности.
1.Беседы и инструктажи по правилам дорожного движения.
2.Инструктажи по правилам техники безопасности на рабочем месте.
3. Беседы и инструктажи по правилам здорового образа жизни.
4.Беседы и инструктажи по правилам противопожарной безопасности в быту, в лесу.
5.Беседы и инструктажи по правилам поведения вблизи водоемов (сезонные условия).
6.Инструктажи по правилам поведения в общественных местах (в местах массового пребывания людей, обращение с пиротехникой, «Осторожно горка», т. д.)
7. Инструктажи по правилам поведения в условиях чрезвычайной ситуации.
8.Инструктажи по правилам поведения при террористическом акте.
2. Взаимодействие с родителями учащихся класса
Содержание сотрудничества с родителями учащихся класса включает три направления: психолого- педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс и участие в управлении им в школе.
Психолого- педагогическое просвещение родителей осуществляется через следующие формы работы с семьей:
- индивидуальные или тематические консультации,
-родительские собрания,
-тренинги.
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс осуществляется через следующие формы деятельности:
-открытые уроки и внеклассные мероприятия,
-помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально технической базы школы и класса.
Участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом организуется такими формами деятельности:
-участие родителей в работе родительского комитета класса,
-участие родителей в работе совета школы,
-участие родителей в работе городского родительского собрания.
Примерное тематическое планирование родительских собраний по психолого- педагогическому просвещению в соответствии с основными направлениями программы.
1 класс
Направления учебно- воспитательного процесса
Тематика родительских собраний
«Я- человек»
Трудности адаптации первоклассников в школе «В союзе с психологией- первоклассники»
«Я и познание»
Родителям о внимании и внимательности.
«Я и познание»
Как сформировать у ребенка интерес к чтению.
«Я и познание»
«Я и Отечество»
О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.
2 класс
Направления учебно- воспитательного процесса
Тематика родительских собраний
«Я- человек»
«В союзе с психологией- второклассники»
«Я и познание»
Садимся за уроки.
«Я и здоровье»»
Причины и последствия детской агрессии.
« Я и мир прекрасного»
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром.
3 класс
Направления учебно- воспитательного процесса
Тематика родительских собраний
«Я- человек»
«В союзе с психологией- третьеклассники»
«Я и познание»
Роль самооценки в формировании личности.
«Я и здоровье»
Поощрение и наказание как методы воспитания.
«Я и познание»
Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
4 класс
Направления учебно- воспитательного процесса
Тематика родительских собраний
«Я и познание»
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника
«Я и здоровье»
ЗОЖ- как условие гармоничного развития ребенка, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек.
«Я- человек»
Интеллектуальное развитие. Значение воображения в умственном развитии ребенка.
«Я- человек»
Преемственность между начальной школой и средним звеном основной школы.
3.Психолого-педагогическая диагностика.
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика- это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Примерные методики психолого-педагогической диагностики, используемые классным руководителем, в соответствии с основными направлениями программы.
Наблюдаемые процессы
Диагностические методики, тесты, анкеты.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Методика Капустиной Н.П. по определению уровня воспитанности
1.Развитие внимания
2.Развитие памяти
3.Развитие словесно-логического мышления
1.Корректурная проба «Тест Бурбона»
2.Методика Лурии А. Р. По изучению памяти
3.Методика Замбацявичене Э. Ф. по изучению словесно-логического мышления
Формирование самооценки учащихся, определения самого себя в социуме
1.Методика Маленковой Л. И. по определению способностей ребенка
2.Тест на выявление уровня самооценки младшего школьника
Приложение №3
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Тест «Талантливый ребенок: какой он?»
(Методика Л. И. Маленковой. Источник: Л. И. Маленкова. Педагоги, родители, дети. - М.: ТОО «Интел-Тех», 1994. - С 98- 100.)
Конечно, каждая мама считает, что ее ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть свои способности, не всегда удается вовремя, и возможны ошибки, разочарования.
Предлагаем Вам тест, составленный психологами для детей с 7 до 13 лет: он поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чем именно талантлив ваш ребенок от рождения, к какой области деятельности его тянет. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям. Ведь ребенок меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит считать малыша каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся превосходными. И все-таки стоит себя проверить!
Итак, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. Каждое «да» - 1 очко.
- Случается ли ребенку находить необычное применение какому-нибудь предмету?
- Меняет ли он свои наклонности?
- Любит ли рисовать абстрактные картинки?
- Любит ли рисовать воображаемые предметы?
- Любит ли фантастические истории?
- Сочиняет ли рассказы или стихи?
- Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
- Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
- Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
- Боится ли темноты?
- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без разъяснения?
- Пробовал ли переставлять мебель по своему усмотрению?
- Был ли удачен этот замысел?
- Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
- Мог ли ваш ребенок, будучи маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
- Предпочитает ли ребенок в выборе одежды собственный вкус вашему?
- Есть ли у него свой собственный мир, недоступный окружающим?
- Ищет ли объяснения тому, что еще не понимает?
- Часто ли просит окружающих объяснить различные явления?
- Любит ли читать книжки без иллюстраций?
- Изобретает ли собственные игры или развлечения?
- Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Оценка контактности младшего школьника
(Источник: Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики / сост. П. П. Кучегаш. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 6-9.)
Контактность - это способность личности устанавливать дружеские связи по собственной инициативе, переживать удовлетворение от общения, взаимопонимания, переживания.
Контактность исследуется с помощью теста, состоящего их трех серий (частей).
Серия 1
-
Правдивый.
-
Хороший друг.
- Красивый.
- Умный
- Скромный.
- Веселый.
- Придумывает интересные истории, игры
Из названных качеств надо выбрать два таких, которые тебе больше всего нравятся.
Серия 2
Скажи, куда тебе хочется, чтобы шарик скатился: вправо или влево (рис. 1)?
Серия 3
Прочти следующие десять вопросов. Свой положительный ответ отметь крестиком (+); отрицательный - черточкой (-).
-
Ссорился ли ты когда-нибудь со своим товарищем?
-
Можешь ли ты сказать, когда мама (папа, бабушка) сердится, а когда ей весело?
-
Любишь ли ты путешествовать?
-
Любишь ли ты ходить в гости?
-
Можешь ли ты первым подойти к незнакомому взрослому человеку и спросить название улицы или который час?
-
Можешь ли ты первым подойти к незнакомой девочке (мальчику) и познакомиться?
-
Если ты нечаянно упал, поможет ли тебе кто-нибудь?
-
Если друг ничем с тобой не делится (конфетами, фломастерами), будешь ли ты с ним дружить?
-
Любишь ли ты игры, когда много ребят и весело?
-
Считаешь ли ты, что чем больше друзей, тем лучше?
Анализ результатов
Серия 1. За каждое свойство начисляется определенное количество баллов: первое - 25 баллов; второе - 20, третье - 6; четвертое - 8; пятое - 15; шестое - 5; седьмое - 10 баллов. Сосчитай, сколько ты получил за два выбранных свойства.
Серия 2. Если ты считаешь, что шарик должен покатиться налево, то запиши 5 баллов, если вправо - 20 баллов.
Серия 3. Положительный и отрицательный ответы на каждый вопрос оцениваются в баллах. Сосчитай, сколько ты набрал баллов:
Вопрос
Ответ
+
-
1
5
20
2
20
2
3
12
4
4
15
8
5
12
6
6
6
15
7
3
12
8
1
20
9
20
6
10
5
10
Интерпретация результатов:
До 140 баллов - малоконтактный, замкнутый;
141 - 160 - контактный по потребности;
181 и больше - сверхконтактный.
Тест на выявление самооценки младшего школьника
(Источник: Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики» / сост. П. П. Кучегаш. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 9-11)
Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Для определения самооценки ученику предлагают 30-40 слов, обозначающих положительные и отрицательные качества личности, например: аккуратный, веселый, грустный, скупой, добрый, отличник, драчун, справедливый, грязнуля, послушный, плаксивый, злой, сердитый, быстрый, медлительный, упрямый, дисциплинированный, грубый, воспитанный, скромный, культурный, ласковый, жалостливый, капризный, невнимательный и т.д.
Из названных качеств в первую колонку ребенок должен выписать такие, которые больше всего нравятся в других школьниках, а во вторую - те, которые не нравятся (по десять). Затем в каждой выписанной колонке следует подчеркнуть свойства, которые присущи ему самому.
Анализ результатов:
Вычисляется коэффициент самооценки - количество собственных положительных качеств делится на общее их количество; количество собственных отрицательных качеств - на общее их количество. Полученный коэффициент служит характеристикой самооценки личностью своих положительных и отрицательных свойств.
Ключ к оценке результатов
Положительные
Отрицательные
0,4 - 0,5 - реальная самооценка
0,4 - 0,5 - реальная самооценка
0,51 - 1 - завышенная самооценка
0,51 - 1 - недооценка, занижение недостатков
0,39 - 0 - заниженная самооценка
0,39 - 0 - завышенная самооценка, идеализация
Анкета
«Оценка уровня школьной мотивации»
Детям предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла).
Вопросы анкеты
-
Тебе нравится в школе или не очень?
-
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
-
Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
-
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-
Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
-
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
-
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-
Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-
У тебя в классе много друзей?
-
Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Используемая литература: «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других»-М.:АСТ- ПРЕСС,2001г.
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности воспитания и социализации школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: о государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам,
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, традиций, фольклора народов России,
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Библиографический список:
-
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьника»
-
ФГОС Стандарты второго поколения
-
ФГОС «Примерные программы внеурочной деятельности» (Начальное и основное образование)-М.:Просвещение,2010г.
-
Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя:1-4кл.»-М.:Вако,2008г.
-
Дереклеева Н. И. «Новые родительские собрания:1-4кл.»-М.:Вако,2006г.
-
«Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других»-М.:АСТ- ПРЕСС,2001г.
-
«Калейдоскоп родительских собраний» Методические разработки.-М.:Сфера,2002г.
-
Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов»-Ростов-н/Д:Феникс,2002г.