Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»

Дмитриева Ольга Борисовна

Учитель начальных классов


Кыштым

2014 г

Паспорт программы


1

Наименование программы

Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»

2

Основания для разработки программы

Программа развития воспитательной системы школы.

Сведения об учащихся класса и классном ученическом коллективе.

Потенциал представителей окружающей среды, который можно использовать для реализации цели и задач воспитательного процесса.

Профессиональный опыт учителя.

3

Заказчик - координатор

  • Администрация МОУ СОШ №1 г.Кыштыма

  • МО классных руководителей МОУ СОШ №1г.Кыштыма

  • Родители учащихся класса

4

Разработчик программы

Дмитриева Ольга Борисовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Кыштыма

5

Цель программы

Создание условий для формирования личностной, социальной, семейной культуры младшего школьника.

6

Концепция воспитания, положенная в основу программы

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьника»

7

Сроки реализации программы

2014-2018 г.г.(1-4 классы)

8

Исполнители программы

Дмитриева Ольга Борисовна, классный руководитель

9

Ожидаемые результаты

Реализация программы «Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»

10

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над реализацией программы осуществляется в установленном порядке администрацией МОУ СОШ №1 г. Кыштыма

11

База реализации программы

МОУ СОШ №1 г. Кыштыма


Пояснительная записка.


Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала младшего школьника с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических ценностей, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. В федеральной государственной программе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьника» на основе национального воспитательного идеала формулируется основная цель воспитания- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека, гражданина своего Отечества. Задачами воспитания и социализации младших школьников являются В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
  • формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В соответствии с федеральной государственной программой целью данной программы «Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания» является -создание условий для формирования личностной, социальной, семейной культуры младшего школьника. Задачи «Программы воспитания, развития и социализации «Школа познания»: -изучить современные требования к воспитанию, развитию и социализации младших школьников, -определить уровень состояния воспитания, развития и социализации младших школьников относительно современных требований, -определить основные направления и пути воспитания, развития и социализации младших школьников, -использовать современные направления и подходы воспитания, развития и социализации младших школьников, -выявить тенденции изменения в воспитании, развитии и социализации младших школьников.


Организация «Программы воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания» осуществляется по направлениям.
  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека «Я и Отечество»
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания «Я - человек»
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.
  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни «Я и познание»
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни «Я и здоровье»

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде «Я и природа»
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях « Я и мир прекрасного»
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. Все направления программы важны, дополняют друг друга и обеспечивают всестороннее развитие личности младшего школьника.

Содержание воспитательной деятельности программы «Школа познания»

Содержанием воспитательной деятельности является:

-изучение ребенка, создание условий его самореализации, саморазвития,самовоспитания;

-организация активной и творческой жизнедеятельности детей;

-педагогическое обеспечения комфортного самочувствия ребенка, принятие его детским сообществом.

Принципы воспитательной деятельности в рамках личностно ориентированной педагогики:
-принцип природосообразности;

-деятельностный принцип;

-принцип целостности в воспитании;

-эгоцентрированный принцип;

-возрастной принцип.

Для формирования навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности понимать себя и других, формирования целостной психологической основы обучения классный руководитель в своей педагогической деятельности с учащимися и детским коллективом использует следующие методы воспитания(классификация Щукиной И. Г.)

-методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, пример, увещевание и т.д.)

-методы организации деятельности и формирования опыта поведения(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации)

-методы стимулирования(соревнование, поощрение, наказание и т.д.) Условия, создаваемые классным руководителем в целях развития воспитания учащихся класса:

  1. Нормативно-правовые условия:
-нормативно-правовые документы по организации воспитательной деятельности. 2.Организационно-исполнительские условия: -совещания организационно-исполнительского характера для классных руководителей. 3.Мотивационно-стимулирующие условия: -формы стимулирования и мотивации, используемых в воспитании, развитии учащихся класса. 4.Научно- методические условия: - мероприятия методической направленности. 5.Кадровые условия: -учителя педагогического коллектива, работающие с классом, -самообразование классного руководителя. 6.Контрольно-аналитические условия: -изучение участников ОП и их запросов. С целью создания психолого-педагогических условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникаций, направленных на формирование мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самоопределению в «Программе воспитания, развития и социализации младших школьников» осуществляется тесное межведомственное и внутриведомственное взаимодействие и сотрудничество. Задачами межведомственного и внутриведомственного взаимодействия являются: -развитие творческого потенциала, -формирование нового социального опыта. Функции межведомственного и внутриведомственного взаимодействия: -образовательная (обеспечивает обучение, воспитание и развитие личности), -информационная (передача ребенку максимального объема информации), -ориентационная (способствует формированию социальной, ценностной, профессиональной ориентации ребенка), -коммуникативная (расширяет возможности общения ребенка со сверстниками и взрослыми), -функция социальной адаптации (обеспечивает ребенка механизмами и способами его вхождения в сложную обстановку общества), -релаксационная (реализует право ребенка на отдых, спорт, развлечения).
Участники межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.

1.Центральная детская библиотека им. К. И. Чуковского

Программа «Наследие»(см. приложение№1)

Цель программы: привлечение детей к чтению, воспитание патриотических чувств детей средствами ознакомления с литературой писателей и поэтов разных эпох.

Программа «Мой город»

Цель программы: дать детям знания об истории родного города, посредством привлечения к чтению литературы краеведческого содержания привить детям любовь к родному краю.

2.Центр детского и юношеского туризма и краеведения «Странник»

Программа «Клуб «Почемучка» (познавательно- экологическое направление)(см. приложение№2)

Цель программы: воспитание любви к малой родине, любви к природе, познание ее ценности и необходимости охраны.

СЮТ «Странник» проводит досугово- развлекательные мероприятия.

Внеурочная занятость детей.

3.Дом детского творчества

Программа «Досуг»

Цель программы: развитие творческого потенциала и мобильности коллектива. Организация и проведение досуговых мероприятий календарной тематики.

Внеурочная занятость детей.

4.Школьная библиотека

Программа «Истоки»

Цель программы: приобщение детей к чтению, воспитание любви к детской литературе.

5.Внеурочная деятельность учащихся класса по ФГОС

Механизмы реализации программы «Школа познания»

1. Примерное планирование воспитательной работы с учащимися 1-4 кл.

Направления деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Я и Отечество»

1.Классный час «Моя малая Родина»

2.Классный час «Символика г. Кыштыма»

3.Классный час «Права и обязанности школьника»

4.Конкурс рисунков «Моя семья»

5.Поздравление ветерана педагогического труда с государственными праздниками.

6. Конкурс рисунков «Дню Победы посвящается»

7.Вступление в ряды детской общественной организации «Радуга»

8. Посещение школьного музея

1.Беседа «Школьный дневник: как работать с ним»

2.Классный час «4 ноября- День единения народов России»

3.Презентация«Сим-волика г. Челябинска и Челябинской области»

4.Литературная гостиная « Золотыми тропами легенд» Ю. Гребеньков

5.Классный час «Права и обязанности гражданина России»

6. Поздравление ветерана педагогического труда с государственными праздниками.

7. Изготовление поделок для поздравления ветеранов ВОВ.

8. Классный час «Дети-герои времен ВОВ»

9.Участие в городском празднике - «День Победы»

1.Конкурс рисунков «Мое счастливое детство»

2.Классный час «Государствен-ная символика РФ»

3.Презентация «В Урале Русь отражена»

4.Поздравление ветерана педагогического труда с государствен-ными праздниками.

5.Приглашение председателя городской общественной организации «Дети погибших защитников Отечества. «Память сердца» Елинек Н. Н.

6.Классный час «Известные имена времен ВОВ»

7. Участие в городском празднике - «День Победы» 8.Посещение школьного музея

1. Конкурс рисунков «Россия - Родина моя»

2.Классный час «Конвенция о правах ребенка»

3.Экскурсия в городской музей.

4.Экскурсия к памятникам боевой славы.

5.Презентация «Достопримечатель-ности г. Кыштыма»

6.Знакомство с людьми или их биографией, оставивших след в истории страны.

7.Приглашение ветерана ВОВ на классный час.

8.Классный час «Самые известные сражения ВОВ»

9. Участие в городском празднике - «День Победы»

10. «Вахта памяти» «Мемориал воинам танкистам-добровольцам»

11.Вступление в ряды юношеской общественной организации «Юная Россия»

«Я - человек»

1.Праздник «День мира- день знаний»

2.Классный час «Правила поведения в школе»

3.Классный час «Давай дружить»

5. Выбор актива класса.

6.Праздник «Папа может все что угодно…»

7.Конкурс рисунков и стихов о маме. 8.Этическая беседа - практикум «Вы сказали, здравствуйте!»

9.Праздник «До свидания 1 класс!»

1.Праздник «День мира- день знаний»

2.Классный час «Кодекс класса»

3.Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

4.Выбор актива класса и составление плана работы на год.

5.Занятие - тренинг: «Все забываю», «Грызу ручки»

6. Классный час «Мир моих увлечений»

7.Беседа о правилах поведения в общественных местах

1.Праздник «День мира- день знаний»

2. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»

3.Выбор актива класса и составление плана работы на год.

4.Занятие - тренинг «Это дружба?», «Не отпускают»

5.Беседа «Удивительное рядом»

6.Классный час - беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…»

1.Праздник «День мира - день знаний»

2.Классный час «Мой режим дня»

3.Час доверия «Мое хочу и мое надо»

4. Выбор актива класса и составление плана работы на год.

5.Занятие - тренинг «Тренируем память»

6.Классный час «Готов ли я к учебе в 5 классе?

7.Отчет о работе актива класса.

8.Праздник «До свидания начальная школа!»

«Я и познание»

1.Проведение вводной,

полугодовой и годовой

педагогической диагностики.

2.Проведение классных олимпиад.

3.Участие в школьных олимпиадах.

4.Практическое занятие «Учебная книга - наш друг»

5.Участие в школьной научно- практической конференции.

6.Участие в школьном субботнике.

1.Проведение вводной,

полугодовой и годовой

педагогической диагностики.

2.Проведение классных олимпиад.

3.Участие в школьных олимпиадах.

4.Классный час «Как выполнять домашнее задание»

5.Участие во всероссийских интеллектуальных играх

6. «Брейн - ринг по русскому языку»

7.Участие в школьных предметных неделях.

8.Участие в школьной научно - практической конференции.

9.Участие в школьном субботнике

1.Проведение вводной,

полугодовой и годовой

педагогической диагностики.

2.Проведение классных олимпиад.

3.Участие в школьных олимпиадах.

4.Участие в городских олимпиадах.

5.Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»

6.Участие во всероссийских интеллектуаль-ных играх

7. «Звездный час» (по литературному чтению)

8.Участие в школьных предметных неделях.

9.Участие в школьной научно- практической конференции.

10.Участие в школьном субботнике.

1.Проведение вводной,

полугодовой и годовой

педагогической диагностики.

2.Проведение классных олимпиад.

3.Участие в школьных олимпиадах.

4.Участие в городских олимпиадах.

5.Участие во всероссийских интеллектуальных играх

6. «Счастливый случай» (по окружающему миру)

7.Участие в школьных предметных неделях.

8.Участие в школьной научно - практической конференции.

9.Участие в школьном субботнике.

«Я и здоровье»

1.Участие в школьном празднике «День здоровья»

2.Игра - беседа о личной гигиене «Путешествие в Чукоккалу»

3.Классный час «Если хочешь быть здоров»

4.Спортивный праздник «Веселые старты»

1.Участие в школьном празднике «День здоровья»

2.Классный час «Профилактика простудных заболеваний и гриппа»

3.Практическое занятие «Составление режима дня»

4.Классный час «Разговор о правильном питании»

1.Участие в школьном празднике «День здоровья»

2. Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться»

3.Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья»

1.Участие в школьном празднике «День здоровья»

2.Классный час «Теле- компьютеро

мания»

3.Участие в школьных легкоатлетических соревнованиях.

4. Беседа «Осторожно клещевой энцефалит!»

«Я и природа»

1. Экскурсия на пришкольный участок «Вот и осень пришла»

2.Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

3.Классный час «Природа и человек»

4. Внеклассное мероприятие «Вода - кругом вода»

1.Познавательная игра - конкурс«Эти удивительные животные»

2. Классный час «О растениях и животных Челябинской области»

3.Беседа «О перелетных и зимующих птицах нашего края»

4.Литературная гостиная. Чтение книг В. Чаплиной.

1.Презентация «Мир аквариума»

2.КВН «Знаете ли вы…»

3.Классный час «Что такое экология?»

1.Презентация

«Экологическое воспитание младших школьников»

2.Викторина - утренник «Лес- наше богатство»

3.Практическое занятие «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек)

« Я и мир прекрасного»

1.Оформление классного уголка.

2.Конкурс рисунков о зиме «Здравствуй, зимушка - зима!»

3.Участие в муниципальном конкурсе «Новогодняя игрушка»

4. Изготовление сувениров к праздникам День защитника Отечества и 8 Марта.

1.Оформление классного уголка.

2.Конкурс рисунков к Дню матери.

3.Участие в муниципальном конкурсе «Новогодняя игрушка»

4. Изготовление сувениров к праздникам День защитника Отечества и 8 Марта.

1.Оформление классного уголка.

2.КТД «Дружба и годы»

3.Участие в муниципальном конкурсе «Новогодняя игрушка»

4.Выпуск классной стенгазеты к праздникам.

1.Оформление классного уголка.

2.Конкурс «Папа, мама и я - читающая семья»

3.Викторина для детей и родителей «Играем вместе»

4.Участие в муниципальном конкурсе «Новогодняя игрушка»

5.Беседа «Истоки праздника «День Святого Валентина»

6.Выпуск классной стенгазеты к праздникам.

Тематическое планирование бесед с учащимися младших классов по правилам дорожного движения.

Периодичность: один раз в месяц.

Первый год обучения. «Азбука города - с чем мы встречаемся на улице».

  • Мы идём в школу.

  • Наша улица. Город, посёлок, деревня, где мы живём.

  • Движение пешеходов по улицам и дорогам.

  • Общие правила перехода улиц и дорог.

  • Сигналы (жесты) регулировщика.

  • Дорожные знаки.

  • Где можно играть?

  • Мы - пассажиры.

  • Настольные игры по правилам дорожного движения.

  • Обобщающее занятие.

Второй год обучения. «Школа пешехода приглашает в Автоград».

  • Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

  • Элементы улиц и дорог.

  • Движение пешеходов по улицам и дорогам.

  • Правила перехода улиц и дорог.

  • Регулирование дорожного движения.

  • Дорожные знаки.

  • Обязанности пассажиров.

  • Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

  • Обобщающее занятие.

Третий год обучения. «Правила Дорожного Движения».

  • Экскурсия по городу с Петей Светофоровым.

  • Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств.

  • Правила Дорожного Движения.

  • Правила Дорожного Движения. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

  • Правила Дорожного Движения. Организация движения, технические средства регулирования движения.

  • Правила Дорожного Движения. Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств.

  • Правила Дорожного Движения. Дорожные знаки.

  • Правило Дорожного Движения. Железная дорога.

  • Правила Дорожного Движения. Обязанности пешеходов.

  • Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения.

Четвёртый год обучения. «Отряд юных инспекторов движения».

  • Повторение пройденного за три года обучения в Школе светофорных знаний.

  • Отряд юных инспекторов движения.

  • История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

  • Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы

транспортных средств.

  • Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

  • Дорожная разметка и её предназначение.

  • Устная пропаганда правил дорожного движения.

  • Общие требования к водителям велосипедов.

  • Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

  • Итоговое занятие.

Тематическое планирование бесед и инструктажей с учащимися младших классов по основам безопасности жизнедеятельности.

1.Беседы и инструктажи по правилам дорожного движения.

2.Инструктажи по правилам техники безопасности на рабочем месте.

3. Беседы и инструктажи по правилам здорового образа жизни.

4.Беседы и инструктажи по правилам противопожарной безопасности в быту, в лесу.

5.Беседы и инструктажи по правилам поведения вблизи водоемов (сезонные условия).

6.Инструктажи по правилам поведения в общественных местах (в местах массового пребывания людей, обращение с пиротехникой, «Осторожно горка», т. д.)

7. Инструктажи по правилам поведения в условиях чрезвычайной ситуации.

8.Инструктажи по правилам поведения при террористическом акте.

2. Взаимодействие с родителями учащихся класса

Содержание сотрудничества с родителями учащихся класса включает три направления: психолого- педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс и участие в управлении им в школе.

Психолого- педагогическое просвещение родителей осуществляется через следующие формы работы с семьей:

- индивидуальные или тематические консультации,

-родительские собрания,

-тренинги.

Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс осуществляется через следующие формы деятельности:

-открытые уроки и внеклассные мероприятия,

-помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом организуется такими формами деятельности:

-участие родителей в работе родительского комитета класса,

-участие родителей в работе совета школы,

-участие родителей в работе городского родительского собрания.

Примерное тематическое планирование родительских собраний по психолого- педагогическому просвещению в соответствии с основными направлениями программы.

1 класс

Направления учебно- воспитательного процесса

Тематика родительских собраний

«Я- человек»

Трудности адаптации первоклассников в школе «В союзе с психологией- первоклассники»

«Я и познание»

Родителям о внимании и внимательности.

«Я и познание»

Как сформировать у ребенка интерес к чтению.

«Я и познание»

«Я и Отечество»

О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

2 класс

Направления учебно- воспитательного процесса

Тематика родительских собраний

«Я- человек»

«В союзе с психологией- второклассники»

«Я и познание»

Садимся за уроки.

«Я и здоровье»»

Причины и последствия детской агрессии.

« Я и мир прекрасного»

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром.

3 класс

Направления учебно- воспитательного процесса

Тематика родительских собраний

«Я- человек»

«В союзе с психологией- третьеклассники»

«Я и познание»

Роль самооценки в формировании личности.

«Я и здоровье»

Поощрение и наказание как методы воспитания.

«Я и познание»

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

4 класс

Направления учебно- воспитательного процесса

Тематика родительских собраний

«Я и познание»

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника

«Я и здоровье»

ЗОЖ- как условие гармоничного развития ребенка, первичной профилактики заболеваний и вредных привычек.

«Я- человек»

Интеллектуальное развитие. Значение воображения в умственном развитии ребенка.

«Я- человек»

Преемственность между начальной школой и средним звеном основной школы.

3.Психолого-педагогическая диагностика.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика- это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Примерные методики психолого-педагогической диагностики, используемые классным руководителем, в соответствии с основными направлениями программы.

Наблюдаемые процессы

Диагностические методики, тесты, анкеты.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Методика Капустиной Н.П. по определению уровня воспитанности

1.Развитие внимания

2.Развитие памяти

3.Развитие словесно-логического мышления

1.Корректурная проба «Тест Бурбона»

2.Методика Лурии А. Р. По изучению памяти

3.Методика Замбацявичене Э. Ф. по изучению словесно-логического мышления

Формирование самооценки учащихся, определения самого себя в социуме

1.Методика Маленковой Л. И. по определению способностей ребенка

2.Тест на выявление уровня самооценки младшего школьника

Приложение №3

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Тест «Талантливый ребенок: какой он?»

(Методика Л. И. Маленковой. Источник: Л. И. Маленкова. Педагоги, родители, дети. - М.: ТОО «Интел-Тех», 1994. - С 98- 100.)

Конечно, каждая мама считает, что ее ребенок самый лучший, умный, талантливый. И это правильно. Неталантливых, ни к чему не способных детей просто нет, не может быть. Но вот понять, в какой именно области ребенок может наиболее полно раскрыть свои спо­собности, не всегда удается вовремя, и возможны ошибки, разочаро­вания.

Предлагаем Вам тест, составленный психологами для детей с 7 до 13 лет: он поможет проверить ваши собственные наблюдения и оп­ределить, в чем именно талантлив ваш ребенок от рождения, к какой области деятельности его тянет. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям. Ведь ребенок меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит считать малыша каким-то особенным, выдающимся, если результаты окажутся превосходными. И все-таки стоит себя проверить!

Итак, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы. Каждое «да» - 1 очко.

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение ка­кому-нибудь предмету?
  2. Меняет ли он свои наклонности?
  3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не су­ществует?
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  10. Боится ли темноты?
  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему усмотрению?
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  16. Мог ли ваш ребенок, будучи маленьким, отгадывать назна­чение разных предметов?
  17. Предпочитает ли ребенок в выборе одежды собственный вкус вашему?
  18. Есть ли у него свой собственный мир, недоступный окру­жающим?
  19. Ищет ли объяснения тому, что еще не понимает?
  20. Часто ли просит окружающих объяснить различные яв­ления?
  21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
  23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впе­чатления?
От 20 до 30 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способно­сти, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-то заинтересован. От 4 до 8: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практиче­ской деятельности. Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он мо­жет достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных про­фессиях.

Оценка контактности младшего школьника

(Источник: Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики / сост. П. П. Кучегаш. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 6-9.)

Контактность - это способность личности устанавливать дружеские связи по собственной инициативе, переживать удовлетво­рение от общения, взаимопонимания, переживания.

Контактность исследуется с помощью теста, состоящего их трех серий (частей).

Серия 1

  1. Правдивый.

  2. Хороший друг.

  3. Красивый.
  4. Умный
  5. Скромный.
  6. Веселый.
  7. Придумывает интересные истории, игры

Из названных качеств надо выбрать два таких, которые тебе больше всего нравятся.

Серия 2

Скажи, куда тебе хочется, чтобы шарик скатился: вправо или влево (рис. 1)?

Программа воспитания, развития и социализации младших школьников «Школа познания»



Серия 3

Прочти следующие десять вопросов. Свой положительный ответ отметь крестиком (+); отрицательный - черточкой (-).

  1. Ссорился ли ты когда-нибудь со своим товарищем?

  2. Можешь ли ты сказать, когда мама (папа, бабушка) сердится, а когда ей весело?

  3. Любишь ли ты путешествовать?

  4. Любишь ли ты ходить в гости?

  5. Можешь ли ты первым подойти к незнакомому взрослому человеку и спросить название улицы или который час?

  6. Можешь ли ты первым подойти к незнакомой девочке (маль­чику) и познакомиться?

  7. Если ты нечаянно упал, поможет ли тебе кто-нибудь?

  8. Если друг ничем с тобой не делится (конфетами, фломасте­рами), будешь ли ты с ним дружить?

  9. Любишь ли ты игры, когда много ребят и весело?

  10. Считаешь ли ты, что чем больше друзей, тем лучше?

Анализ результатов

Серия 1. За каждое свойство начисляется определенное количе­ство баллов: первое - 25 баллов; второе - 20, третье - 6; четвертое - 8; пятое - 15; шестое - 5; седьмое - 10 баллов. Сосчитай, сколько ты по­лучил за два выбранных свойства.

Серия 2. Если ты считаешь, что шарик должен покатиться нале­во, то запиши 5 баллов, если вправо - 20 баллов.

Серия 3. Положительный и отрицательный ответы на каждый вопрос оцениваются в баллах. Сосчитай, сколько ты набрал баллов:

Вопрос

Ответ

+

-

1

5

20

2

20

2

3

12

4

4

15

8

5

12

6

6

6

15

7

3

12

8

1

20

9

20

6

10

5

10


Интерпретация результатов:

До 140 баллов - малоконтактный, замкнутый;

141 - 160 - контактный по потребности;

181 и больше - сверхконтактный.

Тест на выявление самооценки младшего школьника

(Источник: Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики» / сост. П. П. Кучегаш. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 9-11)

Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе и оценку самого себя, своих способностей, нравст­венных качеств и поступков.

Для определения самооценки ученику предлагают 30-40 слов, обозначающих положительные и отрицательные качества личности, например: аккуратный, веселый, грустный, скупой, добрый, отличник, драчун, справедливый, грязнуля, послушный, плаксивый, злой, сердитый, быстрый, медлительный, упрямый, дисциплинированный, гру­бый, воспитанный, скромный, культурный, ласковый, жалостливый, капризный, невнимательный и т.д.

Из названных качеств в первую колонку ребенок должен выпи­сать такие, которые больше всего нравятся в других школьниках, а во вторую - те, которые не нравятся (по десять). Затем в каждой выпи­санной колонке следует подчеркнуть свойства, которые присущи ему самому.

Анализ результатов:

Вычисляется коэффициент самооценки - количество собствен­ных положительных качеств делится на общее их количество; количе­ство собственных отрицательных качеств - на общее их количество. Полученный коэффициент служит характеристикой самооценки лич­ностью своих положительных и отрицательных свойств.

Ключ к оценке результатов


Положительные

Отрицательные

0,4 - 0,5 - реальная самооценка

0,4 - 0,5 - реальная самооценка

0,51 - 1 - завышенная самооценка

0,51 - 1 - недооценка, занижение недостатков

0,39 - 0 - заниженная самооценка

0,39 - 0 - завышенная самооценка, идеализация

Анкета

«Оценка уровня школьной мотивации»

Детям предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) отве­ты на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицатель­ный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла).

Вопросы анкеты

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  9. У тебя в классе много друзей?

  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 бал­лов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Используемая литература: «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других»-М.:АСТ- ПРЕСС,2001г.

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности воспитания и социализации школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления: о государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам,
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, традиций, фольклора народов России,
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Библиографический список:

  1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьника»

  2. ФГОС Стандарты второго поколения

  3. ФГОС «Примерные программы внеурочной деятельности» (Начальное и основное образование)-М.:Просвещение,2010г.

  4. Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя:1-4кл.»-М.:Вако,2008г.

  5. Дереклеева Н. И. «Новые родительские собрания:1-4кл.»-М.:Вако,2006г.

  6. «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других»-М.:АСТ- ПРЕСС,2001г.

  7. «Калейдоскоп родительских собраний» Методические разработки.-М.:Сфера,2002г.

  8. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов»-Ростов-н/Д:Феникс,2002г.


© 2010-2022