- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа интегрированного курса для учащихся 1 класса Приобщение детей к искусству
Программа интегрированного курса для учащихся 1 класса Приобщение детей к искусству
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Медуница . . |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя (полная) школа №3 г. Белоярский»
628161 ХМАО-Югра, г. Белоярский
III микрорайон, д. 36 тел/факс 8(34670) 2-16-90
ПРОГРАММА
ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСКУССТВУ»
-
образовательные области - «Филология», «Искусство», «Технология»;
-
учебные дисциплины - чтение, художественный труд, музыка;
-
программа представляет собой интегрированный курс «Театр» с предметами федерального компонента;
-
предназначена для начальной ступени образования.
Автор
Медуница Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
Программа интегрированного курса
«Приобщение детей к искусству»
Пояснительная записка Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Основная задача школы - способствовать духовному и интеллектуальному развитию учащихся. Духовная культура - достояние каждого, и освоение ее - обязательный компонент формирования личности. Потребность в удовлетворении духовных запросов - это естественная потребность, заложенная в человеке природой. Поэтому существенно важным для всякого общества является вопрос о духовном окружении каждого человека. Особенно значима духовная среда для воспитания молодого, формирующего поколения. Искусство как интегрированная высшая форма культуры включает в себя многие ее виды (литературу, живопись, музыку, театр и т. д.). Именно культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, в котором он живет, и в предметно - условном, каковым является искусство и какой он сам создает в процессе своей практической деятельности. Однако полной гармонии личности, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может. Младший школьный возраст - этап в жизни человека, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком естественного природного окружающего мира и культуры. А собственная деятельность ребенка дает ему возможность при освоении мира через его преображение проживать чувство сопричастности, самореализации, эстетического наслаждения. Рождение идеи в голове ребенка, работа над замыслом, поиск средств его выполнения - важный и неотъемлемый этап любой творческой деятельности. Выход за рамки репродуктивного труда, увеличение удельного веса интеллектуального, расширение возможностей для творческой деятельности на уроках - путь к формированию развивающейся, духовно богатой личности. Театр, как правило, не является учебным предметом в общеобразовательной школе, но в действующих школьных программах заложены возможности целенаправленного приобщения школьников к этому искусству в его взаимосвязи с дисциплинами гуманитарного и художественного циклов. Предлагаемая программа «Приобщение детей к искусству» ориентирована на такое приобщение школьников к театральному искусству, предполагая самое тесное взаимодействие с уроками чтения, изобразительного искусства, трудового обучения, музыки, допускает возможность ее использования при проведении театральных уроков. Главная задача театральных занятий в 1 классе - развивающие игры. Ведь игра - непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем именно она позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Целью введения театральных развивающих игр в режим учебной работы учащихся-шестилеток является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы занятий. Шестилетний ребенок испытывает большие затруднения в диалоге «учитель - ученик», тем более, если этот диалог носит черты официального общения, в которых дети хотят поделиться своими мыслями, умениями, знаниями. Незаменимые возможности идейно-нравственного воздействия и такого диалога имеет театральное искусство во всех формах обращения к современным школьникам. Воспитание у школьников театральной культуры в условиях невозможности регулярного посещения театров осуществляется крайне слабо. Игра в театр, или так называемое инсценирование, драматизация, носит условный характер. Действо, организованное педагогом, уже изначально ведет ребенка по пути, независимому от постижения элементов собственно театрального искусства. Поэтому интеграция предметов рассматривается как образовательное пространство, структурно оправданное и неделимое, как отражение внутреннего мира ребенка и процесса его развития в младшем школьном возрасте. От других предметов данный курс отличает ориентация на воспитание и развитие интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними знаниями, имеющей собственное мнение. Курс «Приобщение детей к искусству» является интегрированным курсом, в котором реализуется содержание образовательных областей «Искусство», «Технология», «Филология» в эстетическом контексте на основе общих закономерностей эстетического сознания и восприятия искусства как целостной картины мира. Программа разработана для учащихся 1гимназического класса, обучающихся по программе Образовательной системы «Школа2100». Ведущими методическими принципами программы являются: принцип деятельности, принцип целостной картины мира, принцип гуманности, принцип творчества, принцип вариативности, принцип непрерывности. 1.Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений как некоего фундамента для решения творческих задач. 2. Принцип целостной картины мира определяет место искусства в мире ребенка и место ребенка в мире искусства, дает возможность совмещения представлений о мире, картины мира, выраженной в искусстве, и внутреннего духовного мира ребенка на основе ценностных ориентиров, выработанных человечеством и конкретизированных в конкретной личности. 3. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признание его права на собственное мнение, на участии в эстетическом переживании и рефлексии. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников на уроках, без чего невозможно то потрясение, которое ребенок должен пережить при соприкосновении с искусством в виде восприятия, оценки или самотворчества. 4. Принцип творчества предлагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений на основе индивидуальной мотивированности и эстетической оценки. 5. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, т. е. искать и находить свой эквивалент истины, эталона, идеального и наиболее оправданного пути решения. Сравнивать и находить оптимальный вариант. Кроме того, этот принцип обеспечивает педагогу право на самостоятельность в выборе дополнительной литературы, дидактического материала, позволяет дополнять содержание курса примерами региональной культуры. 6. Принцип непрерывности должен обеспечить непрерывность эстетического воспитания в школе (во всем предметном содержании), во внешкольной работе, в семье. Только при таком целостном воздействии на ребенка возможно его духовное, личностное становление на основе единых ценностных идеалов. Цель программы интегрированного курса «Приобщение детей к искусству» для 1 класса, опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе. Данная цель достигается через решение ряда задач:
- Формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности.
- Расширение общекультурного кругозора учащихся. Общее знакомство с искусством, в том числе и театром как синтетическим видом искусства, объединяющим общеэстетическую духовную и практическую деятельность.
- Общее развитие детей, направленное на формирование умений:
- Формирование основ эстетической и технологической культуры.
- Формирование техники чтения и приемов понимания текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
- Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через анализ произведений и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
- Развитие выразительной устной речи (в том числе значительное обогащение словаря).
- Развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.
- Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет учитель. Педагог обязан создавать условия для развития творческой активности, приобщать к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров), обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Содержание театрализованных занятий включает в себя: -просмотр спектаклей и бесед по ним; -игры-драматизации; -разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, -упражнения по формированию выразительности исполнения; -упражнения по специально-эмоциональному развитию детей. В программе приводится перечень практических работ, рекомендуемых для проведения с детьми. Основные требования к этим работам - эстетичность, практическая значимость, доступность, логическая оправданность. Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: элементов пластики руки, тела, в том числе актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; основных приемов изобразительной деятельности; основных технологических приемов. Интеграция предметов в эстетический курс приобретает особое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и письменной речи, ее развитию и обогащению, развивают тонкий эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства. Кроме того, интеграция этих предметов способствует взаимообогащению восприятия каждого из предметов, расширению кругозора учащихся, создает возможность для применения эффективных и технологичных форм и приемов обучения школьников.
Отбор содержания можно представить в таблице.
№ п/п Речь, искусство слова Музыка Изобразительное искусство Пластика, ритмика, театральные формы 1
Дать представление о выразительности слова в литературе.
Дать представление о ладовом своеобразии музыкального произведения. Дать представление о живописном колорите, фактуре природного материала. Дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний. 2
Научить эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на них, используя богатство голосового интонирования. Научить различать звуки высокого, среднего и нижнего регистров. Научить определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение в картине, составлять композицию из природного материала с опорой на цветовую доминанту. Учить выполнять этюды («живые картины» на заданную тему). 3 Учить подбирать синонимы и антонимы, эпитеты к словам. Учить воспринимать мажорное и минорное звучание. Учить различать теплые и холодные тона, находить их в картине. Учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния. 4 Учить чувствовать ритм стихотворения и передавать его при чтении. Учить повторять заданный ритмический рисунок. Учить выделять ритм линий, цветовых пятен, пространственных соотношений картины, объемных форм в скульптуре. Учить выполнять движения различного ритмического рисунка 5 Учить управлять звучностью голоса и темпом речи. Учить на слух определять быстрый, медленный, умеренный темп. Учить определять движение в живописи, скульптуре и его характер. Учить двигаться в заданном характере и темпе. 6 Познакомить с особенностями стихотворения, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Дать представление о марше, вальсе (танце), песне и их особенностях как жанровых элементах. Дать представление о портрете, пейзаже, натюрморте, жанровой живописи.
Познакомить с трагическим и комическим в жизни и в искусстве. 7 Знакомить с речевым этикетом, особенностями общения в различных бытовых ситуациях. Учить использовать формы речевого этикета адекватно ситуации. Учить точно копировать заданные звуки.
Познакомить с разными звуками (хлопками, голосом, ударами и т. д.). Познакомить с объемными и плоскими формами в природе.
Учить отличать объемные и плоские формы в природе. Познакомить с мимикой, жестами и пластикой в речевом общении.
Учить разыгрывать ситуации приветствия, прощания с их использованием. 8 Показать возможности звукового подражания на основе правильной дикции. Показать разницу между музыкальными и немузыкальными звуками.
Познакомить с раз- личными способами создания цветовых пятен (свет дневной, искусственный, через цветное стекло, через объектив фотоаппарата). Показать разницей между различными движениями (шаг, бег, прыжки) и покоем. 9 Учить слушать свой голос и контролировать чистоту дикции. Научить отличать музыкальные и немузыкальные звуки. Научить проецировать цвет при помощи различных материалов. Учить четко выполнять движения и находить их аналогии в жизни. 10 Дать представление о роли дыхания при говорении. Вырабатывать легочно-диафрагмальное дыхание. Дать представление о зависимости силы голоса от дыхания. Развить долгий выдох при произнесении звуков разной высоты. Дать представление об объемах различной формы в жизни. Научить жестовому рисованию объемов различной формы с координацией дыхания. Показать особенности дыхания при движении. Учить координировать звук, движение, дыхание. 11 Показывать словесное богатство родного языка.
Показывать звуковое и интонационное богатство окружающего мира. Показать многообразие цвета, материала, объема.
Показать многообразие мимики, жестов, движений.
12 Обогащать словарный запас детей. Вырабатывать акустический слух.
Учить определять цвета, объемы, материалы в окружающем мире. Учить фиксировать внимание на мимике, жестах, пластике. 13 Дать представление об устной речи, об органах речи. Дать представление о специфике музыки как звукового вида искусства.
Дать представление о специфике произведений изобразительного искусства, о роли органов зрения в их восприятии. Дать представление о специфике жеста, мимики, движения в выражении чувств человека.
14 Учить слушать звучащую речь, реагировать на Заданные вопросы, участвовать в беседе. Учить слушать музыкальное произведение от начала до конца.
Учить внимательно рассматривать произведение живописи, скульптуры, архитектуры. Учить выражать чувства в движении, мимике, жестах.
15 Познакомить с устным народным творчеством. Учить соотносить правду и вымысел. Учить наизусть произведения малых фольклорных жанров. Дать представление об особенностях народной музыки. Учить соотносить народную музыку с явлениями жизни Дать представление об эстетическом в повседневной жизни. Учить воспринимать декоративно- прикладное искусство Дать представление о характерных движениях народного танца. Учить выполнять эти движения.
Главное преимущество программы в том, что все идет от ребенка. Предлагаемые виды работ позволяют поддерживать у него интерес к учебе, желание учиться, развивают познавательную активность, будят творческое воображение, приобщают родителей к активному сотрудничеству. Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат, а результат интегрированного обучения проявляется в следующем: - в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук; - в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами; - в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы, театра и т. д.; - в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время; - во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам. Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Региональный компонент реализуется через знакомство с культурой и искусством, через конкретные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами конкретной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений коренных народов Севера, населяющих регион. К окончанию 1 класса каждый ученик должен освоить позицию исполнителя, показать готовность выйти и выполнить этюд по заданию педагога. Должны быть освоены навыки одновременного и последовательного включения группы детей в простую исполнительскую ситуацию, где необходима согласованность действий. На показательные выступления выносятся коллективный этюд (волна, пирамида, ручеек т. д.) и групповые игры. Подводя итог занятий учитель дает оценку деятельности всего коллектива, выделяя особо отличившихся, сумевших проявить себя, раскрыться. Более ценна будет для ребенка индивидуальная качественная характеристика его творчества и оценка его деятельности по самореализации. В конце года готовится концерт с участием всех детей класса, в программу которого войдут лучшие номера, чтение стихотворений, показ отрывков из спектаклей; организуется выставка работ: афиш, программок, билетов, эскизов декораций и костюмов и т. д. Данная программа нашла свое отражение не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности (Кружок «Театр кукол»). Приложение. Принцип объединения нескольких школьных предметов - диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фаза, образно-словесный символ проходит через несколько уроков в течение недели и позволяет предметам вступить в диалог.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Музыка Чтение Изо Труд
Внеурочная работа
В течение недели учитель один раз выходит на тему «Театр» и раскрывает ее через содержание учебного предмета (чтения, изо, трудового обучения, музыки), не меняя общей темы урока. Темы можно передвигать на неделю раньше или позже, если данная тема больше соответствует учебному материалу следующей или предыдущей недели. Межпредметная связь, таким образом, возникает естественно, в самом учебном процессе. Учитель сохраняет свою индивидуальность, свои с годами наработанные программы и планы уроков. Нужно совсем немного: творчески подойти к «старому» материалу и раскрыть на нем тему. Сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой, своим курсом. В целом сохраняется программа урока. Тема может быть рассмотрена на программном учебном материале, или вводится небольшой дополнительный материал по усмотрению учителя. Теме уделяется различное количество времени: от пяти минут и более. Воплощение темы на уроке может быть различным: несколько иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, новый вопрос к ученикам, проблемный диалог, объяснение. Тема должна быть записана на отдельной табличке, чтобы дети ее видели перед собой в течение недели. Обязательное произнесение учителем самой темы, как импульс к той или иной форме работы на уроке. Для младшего школьного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость длительного восприятия. Поэтому обращение к одной теме 3-4 раза в течение недели будет способствовать развитию внимания детей и длительному сохранению их интереса к одной теме. Благодаря теме ученики целенаправленно переносят знания с одних уроков на другие. В результате ученики получают некую целостную картину мира в аспекте содержания темы. Раскрывая тему, учитель показывает, как разными средствами - слово, звук, линия и цвет, движение - можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира, или наше состояние. Это способствует более осознанному пониманию общности творчества писателя, композитора, художника, артиста. Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение под музыку на данную тему, сценический этюд и т.д. Задания могут выполняться дома, во внеурочное время или на уроках. В заключение учитель проводит анализ творческих заданий. Объем программы рассчитан на 33 часа (1час в неделю: по 5-10 минут на уроке)
Количество часов Название и содержание темы Виды упражнений
Развивающие игры.
1 Знакомство. Развивающие игры. Школа-театр. Театр как вид искусства. Игровой тренинг. Упражнения на развитие внимания и памяти. 2 Организация внимания.
Театральная игра - игра-воплощение, как в жизни. Дорога в театр. Упражнения на зрительное внимание. Упражнения на развитие внимания и воображения. 2 Каждый на своем месте, в свое время. В театре. Упражнения на развитие памяти и чувства ритма. 2 Говорим четко, понятно, громко. Учимся актерскому мастерству. Пальчиковая гимнастика. 2 Театр вокруг нас. Наш театр. История театра. Упражнения на развитие чувства ритма и воображения. 2 Коллективный этюд. Викторина о разных видах театра. Мы играем в театр. Тренинг на развитие органов осязания.
Вежливые действия.
3 Создатели театрального спектакля. Актер и режиссер. Тренинг на развитие воображения и фантазии. Превращения. 2 Выполнение этюдов на вежливые действия. Упражнения на развитие слухового внимания. 2 Голос и речь человека. Мимика и жесты. Импровизации на развитие воображения. Пантомима. 2 Вежливые действия. Грустное и смешное рядом. Тренинг гласных и согласных звуков. Артикуляционная гимнастика. 2 Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства. Самомассаж. «Гимнастика для губ», тренинг гласных и согласных звуков.
Герой. . 2 Образ героя. Характер и отбор действий. Речеголосовой тренинг «Птицы, рыбы, звери». Рассказ на одну букву. 2 Словесные действия. Басни. Искусство декламации. Упражнения на развитие воображения и умения действовать в предлагаемых обстоятельствах. «Расскажи стихи руками». 2 Актер и его роли. Мои любимые актеры. Упражнения на развитие музыкального слуха, чувства ритма. Обсуждение просмотренного спектакля. 3 Постановочные цеха театра Путешествие по театральным мастерским. В мастерской художника и костюмера. Бутафорская и гримерная. Мастерская актера и режиссера. Литературные ассоциации. Театр-экспромт. 2 Разные характеры в одинаковых предлагаемых обстоятельствах; рассказы об актерах. Театральные профессии. Тренинг со скороговорками. Повторение игровых тренингов. Всего за год:33ч
Аппарат контроля по программе
- Вводное индивидуальное собеседование с ребенком.
- Обследование детей по методике «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», разработанной Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, основанной на:
- Оценивание уровня сформированности регулярного компонента деятельности в целом;
- Оценивание сформированности операций звуко-буквенного анализа;
- Оценивание уровня развития моторных навыков;
- Уровень сформированности пространственных представлений и характер поведения ребенка в условиях групповой работы.
- Таблица требований к умеиям учащихся по литературному чтению (программный минимум) по линиям развития:
- -овладение функциональной грамотностью;
- -овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
- -овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи;
- -определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение;
- -приобщение к литературе как к искусству слова;
- -приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, театре, книгах, писателях;
- Практическая часть
- В конце года готовится концерт с участием всех детей класса, в программу
-
Модель выпускника
Сформированы основы эстетической и технологической культуры
Умеет:
-ставить цель;
-искать и находить решение поставленных проблем;
-выбирать средства и реализовывать свой замысел;
-осознавать и оценивать свой опыт;
- находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту
Расширен общекультурный кругозор, обогащен словарный запас
Владеет навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, высокой техникой чтения, приемами понимания и анализа текста
Развиты художественно-творческие и познавательные способности
Умеет оценивать события, героев произведения, выражать чувства в движении, мимики, жестах
Владеет навыками коллективной игры с элементами театрализации
Владеет умениями и навыками различных видов устной и письменной речи, функциональной грамотностью
Методическое обеспечение учебного процесса
Планируемые результаты
Диагностика результативности учебного процесса
Модели обучения
Дидактическая основа
Педагогическая техника
Все программные требования к ЗУНам учащихся по каждому предмету федерального компонента, а также:
- развитие творческих
способностей;
- развитие образного и ассоциативного мышления;
- обогащение чувственного мира ребенка;
- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру;
-активизация познавательной деятельности;
-формирование духовных качеств;
-развитие выразительной устной речи (в том числе значительное обогащение словаря);
-формирование основ эстетической и технологической культуры;
-расширение общекультурного кругозора учащихся.
- текущие устные опросы;
- тесты;
- уроки фантазии;
- творческие часы;
- викторины;
-наблюдение;
-уроки - показы;
-театрализованные пред- ставления;
-индивидуальная качест-
венная характеристика ученика.
- объяснительно-иллюстративный;
-проблемный;
- резонансно-
ассоциативный.
- беседа;
- рассказ;
- учебный диалог;
- проблемная игра;
-сюжетно-ролевая игра;
- импровизирован-ное инсценирование;
- драматизация;
Методы обучения
Организаци-онная форма
Средства обучения
Педагогические
приемы (личное
искусство)
- проекты;
- практикумы: «Час радости», «Час грусти», «Я талантлив», «Я и мое созвездие»; «Я и мой темперамент»
- терапевтическое рисование (вернисаж);
- практикумы красоты;
- предметный ринг;
- азбука человеческих знаний;
- встреча с увлечением;
- прием экологической драматизации;
-тренинги;
-театрализованные игры;
-концерты.
Программа интегрированного курса для учащихся 1 класса «Приобщение детей к искусству» соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, методики начального образования. Она ориентирована на развитие всесторонней личности ребенка, его творческие способности, формирование интегрированного мышления в рамках образовательных областей «Искусство», «Филология», «Технология». Образовательная цель программы состоит в приобщении детей к разным видам искусства, включая и культуру коренных народов Севера. Данная программа является не столько начальной ступенью театрального образования, сколько новой, эффективной формой общего и эстетического развития школьников. Интеграция предметов рассматривается как образовательное пространство, структурно оправданное и неделимое, как отражение внутреннего мира ребенка и процесса его развития в младшем школьном возрасте. Актуальность программы и ее новизна определяется направленностью на создание условий для формирования развивающейся духовно богатой личности, обладающей разносторонними знаниями, художественным вкусом, творческими деятельностными способностями. Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Несомненным достоинством программы является ее четкая структура. Ясно определены цели и задачи интегрированного курса, в котором реализуется содержание образовательных областей «Искусство», «Филология», «Технология» в эстетическом контексте на основе общих закономерностей эстетического сознания и восприятия искусства как целостной картины мира. Курс рассчитан на 1 год обучения в начальных классах. Следует отметить новизну авторского подхода к отбору содержания программы. В течение недели учитель один раз выходит на тему «Театр» и раскрывает ее через содержании учебного предмета (чтения, изо, трудового обучения, музыки). Межпредметная связь таким образом возникает естественно, в самом учебном процессе. Целостное изучение общих для нескольких предметов тем позволяет избежать перегрузок при адаптации учащихся 1 класса к школьным занятиям. В программе приводится перечень практических работ, рекомендуемых для проведения с детьми. Достоинством программы является то, что на уроках используются как классические, так и нетрадиционные для педагогики формы и методы работы. Большая роль в формировании художественных, деятельностных способностей школьников отводится регулярному тренингу, цель которого - пробудить творческую фантазию учащихся. На этапе мониторинга учитель осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учащихся по связываемым друг с другом предметам, оценивает качество усвоения и понимания. В программе четко прописаны модели обучающегося, планируемые результаты, содержание, формы контроля, диагностика результативности учебного процесса, система оценивания в условиях безотметочного обучения учащихся 1 класса. Автор программы дает подробный перечень знаний и умений, которыми должен обладать учащийся по окончанию курса обучения. Они четко структурированы, что, несомненно, облегчит проведение текущего и итогового контроля. Предлагается широкое использование мультимедийных средств как в процессе обучения, так и для осуществления итогового контроля. Целостно - интегрированный подход к педагогическому процессу позволяет повысить качество образования. Методическое обеспечение данной программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата. Следует отметить, что данная программа отражает содержание обучения в начальной школе по учебному комплекту «Школа 2100», но может быть использована и учителями, работающими по другим учебным комплектам.
«Школьный театр кукол»
Кукольный театр - это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности. Это вид искусства, где человек может научиться и театральному и изобразительному искусству одновременно. Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы - это скульптура, декорации - живопись, пьеса - литература. Театр кукол, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Главные задачи любого творческого коллектива - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Основная задача детского кукольного театра - развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят. Эта задача должна оставаться ведущей на всем протяжении занятий. Очень важен сам процесс работы, увлеченность им участников коллектива, чтобы тогда, когда начнется работа над конкретным спектаклем, репетиции были радостью, творческой потребностью исполнителей, а не скучной необходимостью. Постановка спектакля - результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой участники коллектива познают радость и муки творчества. Первый шаг - игры, этюды с предметами и куклами, сценки, миниатюры; второй - начальный этап работы над спектаклем; третий - постановка спектакля. Организационные формы любительского театра кукол разнообразны и зависят от условий работы, возраста участников, их подготовленности. Занятия проводятся два раза в неделю. Целесообразно на занятиях разделить класс так, чтобы проводить занятия по подгруппам, параллельно: половину занятия одна группа занимается в репетиционном зале, в то же время остальные участники коллектива проводят конструкторско-оформительскую работу в мастерской, затем группы меняются местами. Таким образом, каждый участник коллектива за время занятия переключается с одного вида деятельности на другой, работает и как «актер», и как «художник». В случае необходимости обе группы соединяются для совместной работы. Занятия должны проводиться в увлекательной форме. Организовывать творческий процесс необходимо таким образом, чтобы каждый из участников мог найти ту деятельность, в которой его способности смогут проявиться наиболее полно. Важно с самого начала заинтересовать их этим видом искусства, познакомить с ни с чем не сравнимой радостью творчества. Рекомендуется начать занятия сразу с практической работы, или, в данном случае правильнее было бы сказать, - с игры. Принесите на первое занятие любые куклы, какие у вас есть, - от перчаточных и тростевых вплоть до кукол-игрушек. Предложите с ними поиграть, «оживить» их, определить, какие у них голоса, какие характеры, как они могут плакать и смеяться, ходить и сидеть и т. д. Таких занятий может быть несколько. На каждом последующем занятии задачи усложняются. Как бы наивно ни играли дети, радуйтесь вместе с ними тому, как «ожила» кукла у одного, как «заговорила» у другого, как вместе выдумали сценку и т. д. На первых занятиях желательно познакомить участников коллектива с разными конструкциями кукол и системами их управления. Очень важно дать представление о том, что «ожить» в театре кукол может любой предмет. Таким образом, любой предмет, оживая на сцене (ширме), становится куклой. Поэтому дальнейшие занятия могут быть посвящены «оживлению» самых разнообразных предметов. Принесите на занятия разные бытовые предметы: сумки, портфели, шапки, шарфы, различные геометрические фигуры. Принесите кусочки разноцветной материи. Предложите ребятам внимательно посмотреть на каждый предмет и представить себе, как он может «ожить», заговорить, как пойти, какая у него походка. Предложите подумать, на что похожи принесенные предметы, в какое существо (персонаж) они могут превратиться. Так же и с куклами. Предложите определить характер, а соответственно и голос, манеру поведения каждого предмета-персонажа. В заключение занятия можно сделать коротенький этюд с ними, разыграть небольшой диалог между персонажами. Следующий этап работы - этюды. Этюды - это своеобразная школа, система воспитания режиссеров, актеров, художников кукольного театра. Можно делать этюды без кукол и предметов, когда играют одни руки: они становятся похожи на человека, на зверя и на птицу и т. д. Попробуйте руками изобразить краба, верблюда, птицу, дерево, цветок и т. п. Предложите ребятам разыграть этюд так, чтобы происходящее было понятно без слов. Занятия по изготовлению кукол тоже могут превратиться в своеобразную игру-импровизацию. Для таких занятий потребуются самые различные материалы: картон, бумага, ткань, клей, нитки, иголки. В ход могут пойти старые перчатки, варежки, чулки и другие предметы. Занятия по изготовлению кукол могут сочетаться с другим типом занятий. Основные цели этих занятий - развитие образного мышления ребят, развитие воображения, фантазии, подведение к пониманию, что такое условность в театре кукол, особенности художественного образа. Это могут быть занятия, посвященные сочинению истории, в которых действуют изготовленные ребятами персонажи. Это может быть игра, в которой придумывают разнообразные слова, которых никогда не было, а затем историю о них. Или учитель называет какой-нибудь персонаж и просит быстро придумать о нем историю, которую сочиняют все члены коллектива. Можно рассказать или прочесть ребятам сказку и обратить особое внимание на такие, например, места: «Шел он много дней и ночей и пришел, наконец…». Вот здесь и интересно фантазировать: мимо чего шел герой, что эта была за дорога, какие приключения с ним произошли. Такие упражнения полезны для всех ребят и особенно для тех, кто увлечется сочинением пьес. Главное - направлять внимание на содержательную сторону историй, чтобы сочинение не стало самоцелью. Можно предложить в качестве домашнего задания проиллюстрировать истории, нарисовать персонажей, место действий. Вся эта работа может стать подготовкой к работе над будущим спектаклем. Постепенно в процессе игр выявляются склонности и способности каждого участника коллектива: одни проявляют в этюдах актерские данные, другие интересно придумывают и делают кукол, третьи сочиняют сюжеты, сценки, истории. А от мастерства, заинтересованности учителя зависит, как направить увлечения ребят, чтобы максимально реализовать их способности. В ходе занятий важно регулярно проводить совместные обсуждения, общий «худсовет», где ребята могли бы делиться опытом, впечатлениями, мнениями об увиденном. Роль учителя в этот период состоит в том, чтобы донести до каждого участника коллектива мысль о существовании определенного метода работы над спектаклем. На таких занятиях возникают вопросы об особенностях театра кукол как вида искусства, чем он отличается от других искусств, о его истории, современном этапе развития и т. д. Подобным беседам учитель уделяет время и на практических занятиях. Это должны быть не лекции, а живой разговор на интересующую тему. Они становятся частыми именно тогда, когда ребята уже познакомились с разными видами работ в театре кукол. Занятия, построенные таким образом, помогут ребятам открыть увлекательный мир превращений, сказочных «оживлений», покажут им безграничность пластических форм кукольных представлений (возможны и занятия, на которых читаются предлагаемые учителем пьесы или сказки). Все это заставит их искать самые невероятные сочетания материалов, придумывать фантастические сюжеты, неожиданных персонажей. В результате могут появиться отдельные сценки, этюды с куклами, из которых при желании к концу учебного года можно составить небольшую программу и показать ее детям других классов, в детском саду и родителям. К концу года, как правило, подыскивается и подходящая пьеса. Постановка спектакля - это выражение нравственной позиции коллектива. Еще до начала работы над конкретной пьесой подспудно уже идет процесс создания будущего спектакля, так как выявляются и соотносятся художественно-эстетические взгляды учителя и коллектива.
Тематический план занятий актерской группы Беседа о видах театра кукол и принципах работы актера с куклами разных систем. Техника работы актера с перчаточной куклой. Упражнения с куклами. Игры, упражнения и этюды с куклами и «ожившими» предметами. Пластические этюды «руки актера». Придумывание персонажей и сочинение историй. Игры со словами. Занятия техникой речи и сценическим движением. Отработка наиболее интересных этюдов и сценок с куклами и создание на их основе концертной программы. Репетиции концерта. Выступления с последующими обсуждениями. Беседы об искусстве театра кукол, просмотр и обсуждение спектаклей, посещение выставок и музеев.
Тематический план занятий оформительской группы Знакомство с куклами разных систем и конструкций. Занятия по развитию творческого воображения: придумывание и изготовление кукол с применением геометрических форм, разнообразных предметов и материалов. Изготовление мягкой перчаточной куклы. Технология изготовления головки куклы из папье-маше. Изготовление простейших декораций. Репетиции концертной программы. В работе над спектаклем начинается с выбора пьесы. В обсуждении пьесы принимают участие все члены коллектива. Лучше всего выбирать пьесы, написанные специально для кукольного театра. Для 1класса хороши такие сказки, как «Репка», «Машенька и медведь», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» и др. Спектакль репетируется по отдельным эпизодам, которые постепенно складываются в цельные картины. Генеральные репетиции назначаются, когда спектакль полностью готов. Премьера - это радостное и волнующее событие для всех, кто принимал участие в постановке спектакля. Важно, чтобы после первого спектакля в коллективе не прекращалась творческая работа, поиск и эксперимент, так как именно это является основой существования любительского коллектива.