Малоподвижные игры в группе продленного дня

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 102

с углублённым изучением отдельных предметов



Программа кружка «Малоподвижные игры»

Группа продлённого дня

2 - 3 классы

Срок реализации 1 год.


Руководитель:

Юнина Ирина Александровна

Учитель: начальных классов

Квалификационная категория: высшая

2015 - 2016 учебный год

Программа кружка «Малоподвижные игры» (36 ч)

Благо везде и повсюду зависит от

соблюдения двух условий:

- правильного установления

конечной цели всякого рода

деятельности;

- отыскания соответственных

средств, ведущих к конечной цели.

Аристотель

Пояснительная записка

Программа курса «Подвижные и малоподвижные игры» составлена на основании:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения)

2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов) - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90% детей 1-4 классов имеют отклонения физического и психического здоровья. Для оздоровления используются различные пути. Одно из направлений - физическая культура, спортивные игры. Игра являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры - воспитанию дружбы и товарищества.

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время - это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая:

- решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

- создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;

- основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса;

- содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем;

- носит стимулирующий характер;

- направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

Цели и задачи:- формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;

- обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

- развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;

- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности. Коллективные малоподвижные и подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) малоподвижные и подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Принципы:

1). Задания должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

2). Приоритет самостоятельности учащихся. Там, где это возможно и безопасно необходимо дать ученикам действовать самостоятельно; так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

3). Формирование УУД необходимо осуществлять системно, на всех этапах обучения двигательному действию. На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению цели, то есть предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие). На этапе углубленного изучения возможна организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования необходимо выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; отработка упражнения в различных условиях и ситуациях.

4). Использование проблемного диалога. В учебниках «Физическая культура» этот принцип поддерживается специальным методическим аппаратом. Начиная с 2-3 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.

5). Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни). Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.

В своей практике на уроках физической культуры в начальных классах часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Форма занятий: сюжетно-ролевая игра, игра-соревнование, игровая, комбинированная.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида. В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Структура программы.

Коллективные малоподвижные и подвижные игры - это игры в группе продлённого дня (далее ГПД) способствует укреплению здоровья, физическому развитию обучающихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и иметь оздоровительную направленность.

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи:

  • создание условий для развлечения и физической разрядки детей;

  • воспитание интереса к физкультурным и спортивным занятиям.

  • укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "метапредметные действия". Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках и внеклассных занятиях.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

Я стараюсь на уроке (занятии) развивать:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами считаются развитие следующих умений:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

В ходе занятия решаются 3 задачи - образовательная, оздоровительная и воспитательная.

  • Образовательная задача решается через закрепление техники ведения, передачи и бросков мяча в корзину;

  • Оздоровление учащихся проводится через выполнение гимнастики для глаз, и развитие физических качеств в ходе круговой тренировки;

  • Воспитание настойчивости и целеустремленности проходит через развитие внимания, мышления, умения работать в парах, творческие и основные двигательные способности, особенно, координационные универсальные умения; коммуникативные, личностные, познавательные универсальные учебные действия;

В подготовительной части занятия организуется беседа об основных положениях теории баскетбола в ходе, которой формировались УУД учащихся.

- Познавательные УУД

Учащиеся высказывают свое мнение. Делают предположение о степени совпадения предположений с действиями. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют собственное мнение.

- Коммуникативные УУД

Учащиеся слушают и при необходимости дополняют друг друга. Взаимодействуют с учителем и воспринимают на слух вопросы и речевые высказывания. Отвечающие осознано строят рассуждения и формулируют собственное мнение и позицию.

- Регулятивные УУД

Ученики осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся. Воспринимают и сохраняют учебную задачу.

В основной части занятия формирование УУД проходит следующим образом.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Выполнение упражнений в парах , попеременно выполняя функции тренера. Формирование правильного выполнения команд товарища.


  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, играет организация совместной работы учащихся в группе:

- возрастает сплоченность коллектива;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя/ воспитателя/ педагога;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

3. Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоконтроль: ученики сами оценивают правильность выполнения действия на уровне собственной оценки и оценки судьи.

4. Формируемые личностные способы деятельности - это ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе.

Предполагаемые результаты реализации программы планируется оценивать с помощью метода педагогических наблюдений. Поскольку группа обучающихся немногочисленна, отследить качественные и личностные изменения, произошедшие в ходе занятий в кружке, не составляет труда.

Предполагаемые результаты реализации программы:

Игры, подводящие к спортивной деятельности, - это систематически организуемые малоподвижные и подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Обучающиеся должны освоить простейшие виды соревнования, играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

знать:

  • о способах и особенностях движение и передвижений человека;

  • о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

  • о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

  • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий

Ожидаемый результат

  • укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни

  • развитие умений работать в коллективе

  • формирование у детей уверенности в своих силах

  • умение применять игры самостоятельно

Тематическое планирование кружка « Малоподвижные игры»

Срок реализации программы: 1 год (1 раз в неделю, 36 часов)……

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

1

Введение

1 ч

2

Русские народные игры

9 ч

3

Подражательные подвижные игры

8 ч

4

Эстафеты

7 ч

5

Игры с песенками и стихами

3 ч

6

Забавные упражнения

3 ч

7

Игры со спортивным инвентарем

3 ч

Итого:

36ч

Содержание программы (36 ч)

п/п

Наименование темы

Дата

Теоретическая часть

Практическая часть

Примечание

1

Русская народная игра «Жмурки»

2

Подвижная игра «Совушка»

3

Эстафета «передача мяча»

4

Русская народная игра «Кот и мышь»

5

Подвижная игра «Мышеловка»

6

Эстафета «С мячом»

7

Русская народная игра «Горелки»

8

Подвижная игра «Пустое место»

9

Русская народная игра «Салки»

10

Подвижная игра «Карусель»

11

«Эстафета зверей»

12

Русская народная игра «Пятнашки»

13

Эстафета «Быстрые и ловкие»

14

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

15

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

16

Эстафета «Встречная»

17

Русская народная игра «Фанты»

18

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

19

Эстафета «Передал - садись»

20

Русская игра «Ловушки с приседаниями»

21

Подвижная игра «Карлики и великаны»

22

Русская народная игра «Волк»

23

Подвижная игра «Колобок»

24

Эстафета «Близнецы»

25

Русская народная игра «Птицелов»

26

Подвижная игра «Берегись, Буратино!»

27

Игры с песенками и стихами

28

Забавные упражнения

29

Игры с обручем и мячом

30

Игры с песенками и стихами

31

Забавные упражнения

32

Игры с мячом

33

Игры с песенками и стихами

34

Забавные упражнения

35

Игры с кеглями

36

Резервное занятие

Литература

  1. Аникеев Н. Воспитание игрой. - Москва, 1987

  2. Газман О.С., Н.Е.Харитонова "В школу с игрой" Москва Просвещение 1991 год

  3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. "Учим детей наблюдать и рассказывать" Ярославль "Академия развития" 1997 год

  4. Качашкин В.М. "Методика физического воспитания" "Просвещение" 1980 год

  5. Копилка игр Сибирячка. Иркутск. Редакция журнала "Сибирячок".

  6. Кузнецова И.В. "Школа здоровья" Москва, 2003

  7. Матюшок М.Т. "Анатомия, физиология и гигиена младшего школьного возраста" Москва, 1994

  8. Минскин Е.М. "Игры и развлечения в группе продленного дня" Москва "Просвещение" 2002 год

  9. Монженко Е.Г. "Опыт работы по охране здоровья детей и подростков в образовательных школах" Иркутск, 2001

  10. Найминова " Физкультура" Ростов-на-Дону "Феникс" 2001 год

  11. "Народное образование" №2 1995 год. "Экспериментальная программа кружка "Русские народные игры"

  12. Тубельская Т. "Детские праздники в семье" Москва, Сфера, 2000

  13. Шмаков С. Досуг школьника. Липецк, Ориус 1993

  14. С. Шмаков, К. Безбородов От игры к самоуправлению. Сборник игр-коррекций-1993.


© 2010-2022