- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Изобразительное искусство 4 класс УМК Школа России
Рабочая программа Изобразительное искусство 4 класс УМК Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литвинова Т.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Заолешенская основная общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области
Рассмотрено заседанием МО учителей начальных классов
от 28.08.2014г. Протокол №1 Руководитель МО /__________/ Кущенко В.П.
Согласовано заседанием МС школы от 28.08.2014г. Протокол №1 Заместитель директора по УВР /__________/ Пилипенко Н.А.
Принята заседанием педагогического совета школы от 29.08.2014г.
Утверждена приказом № 1-43 от 01.09.2014г. Директор школы /_________/ Мальцева Л.А.
Рабочая программа по предмету
« Изобразительное искусство» для 4 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Составила: учитель начальных классов Литвинова Т.В.
Пояснительная записка Рабочая программа курса изобразительного искусства разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. Цели курса: - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
-
совершенствование эмоционально произведений искусства и окружающего мира;
-
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Структура курса
Курс изобразительного искусства имеет направленность на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. В перечень нормативных документов, прилагаемых к стандарту, входят рекомендации к материально-техническому оснащению кабинетов изобразительного искусства всеми необходимыми материалами.
Основные содержательные линии
Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно - нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно творческой ческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально- ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно- творческий опыт. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2-4-х классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и расписанием уроков и рассчитана на 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса изобразительного искусства:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Требования к уровню подготовки обучающихся (базовый уровень) Обучающиеся должны знать/понимать:
-
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
-
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
-
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
-
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и
скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для самостоятельной творческой деятельности;
-
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
-
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки обучающихся (продвинутый уровень) Обучающиеся должны уметь:
-
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
-
использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
-
решать творческие задачи на уровне импровизаций;
-
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
-
выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
-
моделировать предметы бытового окружения человека;
-
применить навыки несложных зарисовок с натуры;
-
создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
-
сформулировать замысел;
-
построить несложную композицию;
-
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
-
анализировать результаты сравнения;
-
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
-
передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
-
(на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
К концу обучения в 4-ем классе ученик достигнет следующих результатов:
Обучающийся научится:
знать/понимать: - основные жанры и виды изобразительного искусства; - известные центры народных художественных ремёсел России; - ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение; уметь: - различать основные составные, тёплые и холодные цвета; - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); - использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельной и творческой деятельности; - обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства; - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Содержание учебного предмета 4 класс
Название темы
Содержание учебной темы
Кол-во часов
Истоки родного искусства
В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества
8 ч
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды
7 ч
Каждый народ - художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира
11ч
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
8 ч
Учебно - тематический план 4 класс
№ п\п
Тема
Сроки изучения
Кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
Итоговые работы
1.
Истоки родного искусства
I четверть
9ч
4
5
Выставка работ
2.
Древние города нашей земли
II
четверть
7ч
2
5
Выставка работ
3.
Каждый народ - художник
III
четверть
10ч
2
8
Выставка работ
4
Искусство объединяет народы
IV
четверть
8ч
3
5
Выставка работ
Всего
34ч
11ч
23ч
ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Список литературы по реализации программы
Для учителя:
-
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 4класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. - М.: «Просвещение», 2013
-
Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2009
-
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. - . - М.: «Просвещение», 2013
-
Набор таблиц по предмету «Изобразительное искусство».
Для ученика:
-
Е. И. Коротеева «Искусство и ты». 4 класс.
-
Индивидуальный набор для детского творчества
-
Интернет ресурсы
Нормы и критерии оценивания
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование