Программа окр мир 1 класс. docx

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цели - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи - формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; - осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Нормативно-правовые документы


  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральные государственные образовательные стандарты, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г № 189 г. Москва «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».ю зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план.

  5. Недельный учебный план для 1-4 классов (ФГОС) Муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области на 2015 - 2016 учебный год.

Сведения о программе, на основании которой

разработана рабочая программа

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1 - 4 классы (УМК «Школа России») - М.: Просвещение, 2015. Выбранная программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной программе «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения - (2015 - 2016 учебный год)

Изменения, внесённые автором программы и их обоснование В авторскую программу изменения не внесены.

Выбранная программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной программе «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

В основе построения программы лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции- соотношение между естественнонаучными знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек - природа - общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики

социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даем возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно этому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям - о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусств и т. п. в программе для 3-4 класса для реализации этого принципа введен специальный раздел: «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обеспечивает при изучении природы и общественных явлений широкое использование местного окружения, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

Предполагаемые результаты

По итогам изучения учебного курса

по окружающему миру выпускники должны: Называть: ❖ Основной закон страны; народы, населяющие Россию; столицу и крупные города России; ❖ Основные свойства воды, воздуха; ♦> Условия, необходимые для жизни растений и животных; для нормальной жизнедеятельности человека; Приводить примеры: ❖ Природных тел, веществ, природных явлений; полезные ископаемые, их свойства и использование; ❖ Растений и животных; исторических и культурных памятников страны; достопримечательностей родного края. Рассказывать: ❖ О значении Солнца для жизни на Земле; о сезонных изменениях в природе; об основных системах органов человека, их значении; об основных условиях роста и развития человека; о правилах гигиены и здорового образа жизни. Устанавливать связи и зависимости: ❖ Между телами и явлениями природы; условиями жизни (средой обитания) и внешним видом растения и животного; между поведением человека в природе и ее состоянием. Составлять и рассказывать: ❖ План наблюдения за объектом и явлением окружающего мира. Характеризовать: ❖ Объект природы, социальной жизни, отмечая существенные признаки; отдельные наиболее важные события из истории России. Определять: ❖ Стороны горизонта по компасу и солнцу; ♦ Ориентироваться по глобусу (показывать материки и океаны, основные формы поверхности суши, водоемы); ❖ Читать карту; ❖ Находить географические объекты (реки, моря, города) и отдельные исторические объекты (памятники культуры, места сражений).

Система оценки достижений учащихся

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов усвоения программы по окружающему миру должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. В соответствии с требованиями ФГОС необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявлении и оценку образовательных достижений учащихся, с целью итоговой оценку и подготовки учеников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов)

- использование планируемых результатов, освоение основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки

- оценка динамики образовательных достижений учащихся

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования

- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические и творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение.

Формы и методы работы с учащимися


Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - рекомендуется проводить экскурсии, краеведческие прогулки.

Технологии обучения


Иллюстративно - объяснительная, проблемная, частично - поисковая, практическая.

Виды и формы контроля Форма итоговой аттестации обучающихся - тестовые задания.


























I I. Общая характеристика учебного предмета, курса

Особенности содержания и

методического аппарата УМК Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяет представления о психологической природе человека (познавательных процессах, отличия от высших животных и др.).

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуро-сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Структура и специфика курса

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлена в программе содержательными блоками:

«Человек как биологическое существо»: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

«Человек и другие люди»: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

«Человек и мир природы»: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

«Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

«История родной страны»: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Целевые установки для класса

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся

- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа - определителя

- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей)

- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.



  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Окружающий мир» изучается во всех классах начальной школы тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В 1классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю (33недели, 66ч)

Темы регионального содержания

1 класс

  1. Моя малая родина
  2. Что растет на клумбе
  3. Что это за листья
  4. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит
  5. Куда текут реки.
  6. Откуда берётся и девается мусор.

Информация о количестве практических,

контрольных работ, бесед, экскурсий

Экскурсий - 3 ч, практических работ - 20 ч







  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета, курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Контрольно - измерительные материалы


Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно, по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения, по уровню творческой деятельности, умению работать самостоятельно или в группе).

В первом классе ведётся безоотметочное обучение. При использо-вании такого обучения нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимание, восприятие. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие, инициативные проявления ребёнка - умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного материала.

Основной инструментарий для оценивания результатов

В первом классе нет контрольных работ и промежуточного контро-ля, так как ведётся безотметочное обучение. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебнике и рабочей тетради. В первом классе используется три вида оценивание - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.



  1. Содержание учебного курса

    Название раздела и темы курса 1 Задавайте вопросы! - 1ч Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой 2 Что и кто? - 18 ч

    Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? 3 Как, откуда и куда? - 12ч
    Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? 4 Где и когда? - 10ч
    Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? 5 Почему и зачем? - 21ч
    Почему солнце светит днем, а звезды - ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? 6 Резерв - 1ч

    Итого - 66ч

  2. Тематическое планирование



  1. Описание учебно-методического



и материально-технического обеспечения

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2015

Москва «Просвещение»

2

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

2015

Москва «Просвещение»

3

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2

2015

Москва «Просвещение»

4

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 1 класс: тетрадь «Проверим себя»

№ 1, 2

2015

Москва «Вита - Пресс»

5

А.А.Плешаков

От земли до неба. Атлас - определитель. Книга для учащихся начальной школы

2015

Москва «Просвещение»

Сайт «Начальная школа» 1-4.prosv.ru







  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.





© 2010-2022