- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока технологии 3 класс «Необычные упаковки. Упаковка – коробочка»
Конспект урока технологии 3 класс «Необычные упаковки. Упаковка – коробочка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Анисахарова А.В. |
Дата | 28.07.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленорощинская средняя общеобразовательная школа имени М. Горького» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Конспект урока технологии в 3 классе
Тема урока: «Необычные упаковки. Упаковка - коробочка»
Составитель: учитель начальных классов
Анисахарова Анна Викторовна
с. Зелёная Роща
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка При разработке урока технологии очень важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания уроков ручного труда. В общеобразовательной школе нужно готовить создателей современной предметной среды (в самом широком смысле слова) и ее потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания. Содержание уроков труда составляет целостную систему. Отличительная особенность их состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, которая в свою очередь обеспечивает ребенку, прежде всего чувственное познание действительности. Систематизация уроков труда возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, способам организации и т.д. Безусловно, к урокам технологии применима и любая другая принятая в дидактике классификация, поскольку данный учебный предмет строится на тех же принципах, что и все остальные. Однако в определении видов уроков ручного труда имеет смысл обратиться к тем специфическим основаниям, которые для трудового обучения являются наиболее существенными, определяющими.
Классификация уроков по содержанию работы Можно выделить три основных типа уроков: а) рационально-логические (решение логических задач); б) эмоционально-художественные (создание художественного образа); в) формирующие приемы и навыки практической работы. Особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из них направляются по-разному. Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной, единой логики работы. Главное в подобных работах - проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем. В отличие от них задания эмоционально-художественные предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. В подобных работах нет места жесткой регламентации, они не могут выполняться по единому плану. Более того, едва ли здесь вообще будет уместно какое-либо «планирование работы», поскольку оно противоречило бы самому ее характеру и психологической природе художественного творчества. Задача учителя на таком уроке - максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей. Уроки ознакомления с новыми приемами работы предполагают, что большая часть времени на них будет уделена демонстрации и поэтапной отработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приемы, например, плетения, шитья и т.п. Любые чувственно воспринимаемые свойства вещей и явлений имеют для человека смысл не сами по себе, а лишь с точки зрения их жизненного значения, а это значение лучше всего постигается в тех случаях, когда те или иные свойства материалов учитываются в практической работе. Не включенные в конкретное задание, специальные сведения для младшего школьника сами по себе не имеют никакого практического смысла, они лишь обременяют память ненужной информацией. Очень важно, чтобы учитель мог наглядно показать самые разнообразные, подчас неожиданные приемы использования материалов для выражения той или иной художественной идеи или конструкторского замысла. Следует иметь в виду, что некоторые уроки предполагают соединение (но не смешивание!) рационально-логического и художественного начал, а отработка практических приемов в той или иной мере включается почти в каждый урок. Совершенно особым образом соединяются рационально-логическое и художественное направления на тех занятиях, которые посвящены изготовлению изделий с определенным утилитарным назначением (прихватки, посуда, упаковки и т.п.); таких в курсе дизайнобразования большинство. Дело в том, что для одних из этих изделий преобладающей является декоративная функция (и конструкция полностью ей подчиняется), для других, наоборот, основной смысл изделия заключается в его функции (а декор носит прикладной характер). Поэтому форма, размер, особенности конструкции и все остальное в этих предметах продумывается и выполняется исходя из того впечатления, которое они должны произвести. Устройство изделий и способы их выполнения необходимо проанализировать, но этот анализ всецело подчиняется главному - как через конструкцию, выбор материала и его обработку усилить художественное впечатление. В таких изделиях, например, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции. Эта функция должна быть выражена, прежде всего, через конструкцию, которая является основным предметом анализа на уроке. Подобные занятия носят преимущественно рационально-логический характер. А вот изготовление коробочки-упаковки для подарка, предполагает более «равноправное» соединение рационально-логического начала с художественным: дети осмысливают конструкцию коробочки с точки зрения ее функции (в зависимости от размеров и пропорций подарка меняются размер и пропорции коробочки) и продумывают декор, тоже исходя из особенностей функции (не просто коробочка, а красивая, необычная упаковка). Исходя из всего выше сказанного, был разработан данный урок.
Тема урока: «Необычные упаковки. Упаковка - коробочка»
Цель урока:
- научить детей изготавливать упаковку - коробочку из картона, цветной бумаги, элементов декора;
- закрепить навыки по технике безопасности, продолжить знакомство детей с построением эскиза, чертежа;
- закрепить навыки вырезания, разметочные, расчетно-измерительные построения и вычисления;
- развивать пространственное конструктивное мышление, аналитические способности;
- развивать творческое воображение ребёнка, аккуратность, умение бережно и экономно использовать бумагу, подбирать и сочетать элементы декора;
- воспитывать интерес к урокам трудового обучения, трудолюбие, целеустремленность.
Задачи урока:
- формирование умения рассматривать и изучать форму предметов;
- развитие ассоциативного мышления, умения создавать художественный образ по ассоциации с формой предмета;
- формирование приемов создания единой композиции;
- закрепление умения построения чертежа;
- формирование навыка работы с инструментами (ножницы, линейка, макетный нож);
- закрепление приема наклеивания и подбора элементов декора на бумажную основу.
Материалы, инструменты, оборудование.
У учащихся:
- на дальнем краю стола на подставке стоит учебник «Технология. Маленький мастер»;
- картон, цветная бумага;
- инструменты - ножницы, фигурные ножницы, инструмент для бигования, линейка, карандаш;
- клей, кисточка;
- элементы декора;
У учителя:
- образец готового изделия;
- элементы изделия, для демонстрации этапов сборки;
- элементы декора, для демонстрации вариантов украшения изделия;
- учебник.
Оформление доски. Вверху посередине написана тема урока: «Необычные упаковки. Упаковка - коробочка». Начерчен эскиз чертежа изделия, с указанием размеров для построения чертежа.
Ход урока:
-
Организационный момент - 1 минута.
-
Объявление темы урока - 2 минуты.
- Работа с учебником. Анализ образцов - аналогов - 5 минут.
- Упражнения. Тренировка ассоциативного мышления - 5 минут.
-
Практическая работа учащихся:
-
подбор материала, украшений - 3 минуты;
- построение чертежа коробочки, изготовление и украшение готового изделия - 20 минут.
-
Выставка и оценка работ - 5 минут.
-
Подведение итогов урока - 4 минуты.
-
Уборка рабочих мест.
Урок окончен. Пожалуйста, уберите свои рабочие места.
Приложение 1
Варианты образцов готового изделия.
Приложение 2
Мастер - класс по изготовлению упаковки - коробочки
- Необходимые материалы и инструменты:
- 2 листа картона формата А4;
- листы цветной бумаги или цветного картона;
- линейка;
- ножницы;
- инструмент для бигования;
- клей.
- Из листа формата А4 получаем квадрат со стороной 21 см.
- Каждую сторону квадрата делим на отрезки по 7 см.
- Заштрихованные красным квадраты вырезаем, получаем фигуру в виде креста, со сторонами 7 см.
- Инструментом для бигования прочерчиваем линии, помеченные красным (это делается для того, чтобы в местах сгиба картон не ломался и гнулся ровно).
- Сгибаем по этим линиям, основание коробочки готово.
- Приступаем к изготовлению крышки. Из листа формата А4 получаем квадрат со стороной 11,5 см.
- Размечаем стороны полученного квадрата следующим образом: от края откладываем 2 см, затем 7,5 см и снова 2 см. и проводим линии.
- По красным линиям делаем надрезы и сгибаем, как показано на фото, предварительно прочертив по линиям биговкой.
- Смазываем клеем заштрихованные красным квадратики и склеиваем крышку.
- Примеряем крышку к основе. Наша коробочка готова. Осталось украсить ее по вашему вкусу (смотри приложение 1).
Приложение 3
Список используемых материалов и литературы
Для разработки урока и создания мастер - класса по изготовлению упаковки - коробочки мной были использованы материалы методической рекомендации для студентов Т.Б. Видовской «Организация уроков технологии в начальной школе», Анжеро - Судженск, 2008г. А также материалы сайта «Страна мастеров» stranamasterov.ru и личные фотоматериалы процесса изготовления и готовых коробочек. Данный вид работы мной был использован на уроке технологии в 3 классе. С заданием ребята успешно справились.