Да здравствуют вежливость и доброта! 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тюнина О. М. , Иванович О. Н. , начальные классы, МБОУ школа №84, г. Воронеж

Да здравствуют вежливость и доброта!

Цели: раскрыть смысл понятий «доброта», «вежливость»; дать представления о правилах поведения в различных ситуациях; показать на примерах литературных героев как надо себя вести, какое поведение не должно быть.

Оформление доски:

Вежливость проявляется в отношении с людьми.

Вежливый человек всегда внимателен к людям.

Вежливость - это умение вести себя так. Чтобы другим с тобой было приятно.

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям.

Материалы и оборудование: магнитофон, фонограммы песен «Улыбка», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского; песня кота Леопольда «Если добрый ты…»

Уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашем утреннике, который называется «Да здравствуют

вежливость и доброта!» Что же такое вежливость? А доброта? На эти вопросы вы ответите в конце праздника.

«Перемена, перемена!» -- Он поставил три подножки

Заливается звонок. (Ваське. Кольке и Серёжке),

Первым Вова непременно Прокатился кувырком,

Вылетает за порог. На перила сел верхом,

Вылетает за порог, Лихо шлёпнулся с перил.

Семерых сбивает с ног. Подзатыльник получил,

Неужели это Вова, С ходу дал кому-то сдачи,

Продремавший весь урок? Попросил списать задачи --

Неужели это Вова Словом, сделал всё, что мог!

Пять минут назад ни слова Ну а тут опять звонок…

У доски сказать не смог? Вова в класс плетётся снова.

Если он, то, несомненно, Бедный! Нет лица на нём.

С ним - бо-о-льшая перемена. --Ничего, -- вздыхает Вова. --

Не угонишься за Вовой! На уроке отдохнём!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел!

--Какие правила поведения нарушил Вова?

Сейчас проверим, как вы знаете вежливые слова. Первый конкурс «Словарь вежливых слов»

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

  2. Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

  6. И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Много славных дел ждёт вас, но, но прежде всего, вы должны вырасти добрыми. Смелыми, отзывчивыми, вежливыми людьми.

Песня «Улыбка», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.

Ежели вы вежливы И ежели вы вежливы,

И к совести не глухи Поможете вы маме.

Вы место без протеста И помощь ей предложите

Уступите старухе. Без просьбы - то есть сами!

Ежели вы вежливы И ежели вы вежливы,

В душе, а не для виду, То в разговоре с тётей,

В троллейбус вы поможете И с дедушкой, и сбабушкой

Взобраться инвалиду. Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, И ежели вы вежливы,

Вы, сидя на уроке, На тех, кто послабее,

Не будете с товарищем Вы нападать не будете

Трещать как две сороки. Пред сильным не робея.

-- Послушайте стихотворение С. Маршака «Урок вежливости»

- В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям -

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

--А сейчас проверим, как вы умеете вежливо себя вести.

Послушайте слова, которыми пользуются в разговоре при встрече.

  1. Пока.

  2. Здорово.

  3. Привет.

  4. Здравствуйте.

  5. Хеллоу.

  6. Доброе утро.

-- Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым человеком?

-- Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.

1. Позовите Машу.

2. Здравствуйте. Позовите, пожалуйста. Машу!

3. Здравствуйте, извините, Маша дома?

-- Вы опоздали на урок и хотите войти в класс.

Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.

  1. Можно войти?

  2. Я войду.

  3. Извините, можно войти?

Послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет».

  1. Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю»

На урок пришёл учитель.

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

-- Ну а как вы считаете? Вежлив Витя или нет!

С. Погорельский «Перестарался»

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

--Что с тобой?-вскричала мать, --

Заболел сыночек?

--Я забыл тебе сказать:

«Мама, доброй ночи».

-- Вежлив мальчик или нет?

-- Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

Послушайте стихотворение Б. Заходера «Очень вежливый индюк» и скажите, можем ли мы его назвать вежливым и воспитанным.

Объявился

В доме

Вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

- Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости -

Поучиться

Веж-

ли-

вос-

ти!

Я и сам, - кричал Индюк, -

Доктор Вежливых Наук,

И жена моя - пример

Замечательных манер:

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: "Приду, спасибо!"

Ты не будь свиньей, Свинья. -

Ждет тебя

Моя семья!

Только раньше бы

Умыла

Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,

Однако

К Индюку никто не шел -

Ни Корова,

Ни Собака,

Ни Хавронья,

Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

- Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они - балды-балды!

И добавил

С высоты

Своего величия:

- Не усвоили,

Скоты,

Правила приличия!

-- Почему к индюку никто в гости не приходил?

--А сейчас проверим. Как нужно вести себя за столом в гостях.

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-то дом или квартиру?

2. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при встрече и прощании?

3. Как нужно вести себя в гостях?

4. Кто кому должен уступать место?

-- Все вы читали «Вредные советы» Григория Остера. Давайте их вспомним и скажем, как нужно поступить правильно.

Как нужно здороваться?

Если ты пришёл к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя. что ты болтун.

-- На самом же деле, дети должны первыми здороваться со всеми учителями, а не только со своими. Невежливо приветствовать издалека, подойди поближе и поздоровайся.

Правила гигиены.

Никогда не мойте руки.

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять,

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою

Облысеет голова.

-- Ребята, как вы догадались Григорий остер неслучайно написал свои стихи в такой шутливой форме и, конечно, следовать им нельзя.

Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется , что они самостоятельные, независимые, взрослые люди и могут так поступать.

А. Барто «Признание»

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один прекрасный день

Чуть не довёл до слёз.

Его зовут - стоит как пень,

Как будто в землю врос.

--Смотри, не пей воды сырой! -

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

--Придёшь обедать к трём часам,--

Ему сказала мать.

Он пробурчал: -- Я знаю сам…

А сам явился в пять.

--Ну что с тобой. Андрюшенька?

И сын признался ей:

--Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

Грубость, неуважительное отношение к людям, признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми и грубыми бывают не только мальчики, но и девочки.

А. Барто «Любочка»

Синенькая юбочка. -- У меня уроков много,

Ленточка в косе. Я за хлебом не пойду!

Кто не знает Любочку? Едет Любочка в трамвае -

Любу знают все. Она билета не берёт.

Девочки на празднике Всех локтями раздвигая,

Соберутся в круг. Продвигается вперёд.

Как танцует Любочка! Говорит она, толкаясь:

Лучше всех подруг. -- Фу. Какая теснота! --

Кружится и юбочка, Говорит она старушке:

И ленточка в косе. -- Это детские места!

Все глядят на любочку, -- Ну, садись, -- вздыхает та.

Радуются все. Синенькая юбочка.

Но если к этой Любочке Ленточка в косе.

Вы придёте в дом, Вот какая Любочка

Там вы эту девочку Во всей её красе.

Узнаете с трудом. Случается, что девочки

Она кричит ещё с порога, Порой бывают грубыми

Объявляет на ходу: Хотя не обязательно

Они зовутся Любами

  1. Сценка «Мальвина и Буратино»

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина.

Мальвина. Что это ты невесёлый сегодня? Может быть задание не выполнил?

Буратино. Плохо…

Мальвина. Почему?

Буратино. (злобно выкрикивает) Потому что не умею себя сдерживать.

Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино. Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина. Буратино, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино. Что значит -- каким тоном? Обыкновенным.

Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята тебе скажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. Я заметила, что ты таким же тоном говоришь не только со мной, но и с папой Карло.

Буратино. Не было этого, не было, не было…

Мальвина. Ну, вот, опять ты своё. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое» или «Хочу в школу, хочу в школу»--разве это не было сказано капризным голосом?

Буратино. Может быть, я иногда говорю громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю. Люблю всех веселить. Только некоторые моих шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, не стал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушёл. А что я ему плохого сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А ведь я развеселить его хотел. Правда, ребята?

Мальвина Я думаю, ребята тебе правильно сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали. Потому что многие из них похожи на меня. Разве не так? Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи обзываются, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше ведёт себя, а просто все станем добрее. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит. Слово и ранит» Запомните это!

--Не только слова у вас должны быть добрыми. Но и поступки - такими, чтобы не приходилось за них краснеть ни вам, и вашим родителям, ни друзьям.

Песня кота Леопольда «Если добрый ты…»

Стань добрым волшебником!

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе - цветок,

Его листья повисли

Грустит он… О чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестрёнке!

И ты обернулся

Ретивым конём-

Галопом сестрёнка

Помчалась на нём.

Хоть мама

Ещё не вернулась с работы,

Нетрудно узнать её думы, заботы

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, полатать…

Да надо с уборкой возиться опять»

И ты совершаешь

Великое чудо -

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

-- Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

--Какого же человека можно назвать добрым?

-- Верно, добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти вам на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми.

В народе живёт замечательная пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете её смысл?

Слово ДОБРО является истинно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом можно судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

Доброта лучше красоты.

Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым

-- Много в русском языке выражений со словом добро

Добро пожаловать. Всего доброго.

В добрый час. Дать добро.

В добрый путь. Получить добро.

-- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются злые и добрые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

Иван- Царевич Кощей Бессмертный

Золотая рыбка Дюймовочка

Карабас-Барабас Красная Шапочка

Гуси-Лебеди Водяной

Баба-Яга Золушка

Морозко Мальвина

-- Ребята, Мы сегодня ещё раз вспомнили, что такое вежливость и доброта. Так давайте будем вежливыми и добрыми всегда и везде. А теперь дадим клятву.

Клянёмся вежливыми быть!

Всегда спасибо говорить!

Добрый день! До свидания!

Нет в мире выше звания.

Литература.

  1. А. Антонова«Вежлив Витя или нет».

  2. А. Барто «Любочка»

  3. Внеклассные мероприятия: 2 класс/ Авт./сост. Л.Н. Яровая, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л. А. Обухова - М.: ВАКО, 2007

  4. С. Маршак «Урок вежливости»


© 2010-2022