Технологическая карта урока Органы чувств - наши верные помощники в познании мира

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Окружающий мир, 1 класс

УМК, автор программы

«Гармония», О.Т. Поглазова

Учитель

Кожевникова Анна Викторовна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №35

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№17: «Органы чувств - верные помощники

в познании мира».

Цель урока

обратить внимание учеников на самихсебя, помочь им открыть и осознать богатство собственных возможностей в познании окружающего мира собственных органов чувств.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

сформировать общие представления об органах чувств и их значении для человека

развивать исследовательские умения, умение работать над учебным групповым заданием;

развивать умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группах

воспитывать творческие способности личности;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Сформированность основных понятий урока:

органы чувств - органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Сформированность предметных умений:

умение добывать информацию с помощью органов чувств;

умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.

- положительное отношение и интерес к изучению человека (ЛУУД);

- находить наиболее эффективные способы решения поставленной учебной задачи (РУУД);

сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника ( КУУД);

понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой (ПУУД).

Методическое обоснование урока В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к о теме урока с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой). На этапе актуализации знаний учащихся используется кейс - реальная жизненная ситуация, в ходе обсуждения которой ученики смогут лучше понять и принять значимость темы урока.

ИОС урока

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Учебник - с. 62-63

Рабочая тетрадь - с. 16, задания 7. Баночки с кофе и апельсином, стакан с простой водой и стакан со сладкой водой, мешочек с линейкой, карандашом, кисточкой. Пластмассовый стакан, кусочек фольги. Желтый карандаш, листок с цыплятами,

шарфы, наушники, кофейная чашечка, носовой платок….

мультимедийная доска


Организационная структура урока


Название этапа


Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроя на урок.

- Давайте месте повторим наш девиз:

Я умею думать.

Я умею размышлять.

Все полезно для работы все и буду выполнять.

У меня получится, у тебя получится.

И у нас получится.

Желаю тебе удачи.

Повторяют за учителем девиз урока

2. Актуализация знаний

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Я вам предлагаю сегодня стать настоящими учеными. - Вы знаете, кто такие ученые? - Вы все правы! Учёные - это люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания. Вот и мы сегодня с вами будем учеными, которые исследуют окружающий мир.

- Чтобы узнать, что мы будем сегодня исследовать, я предлагаю вам обсудить такую ситуацию (инсценируется ситуация, описанная в кейсе, учитель читает кейс «Игра в жмурки» и одновременно делает запись на доске):

«Витя, Петя и Вова играют в жмурки. Вова водит, у него завязаны глаза. У Пети насморк, а Витя в наушниках с плеером. В комнату вошла бабушка с чашечкой горячего кофе. Вова налетел на бабушку, чашечка выпала и разбилась».

Запись на доске:

Вова - завязаны глаза

Петя - насморк

Витя - в наушниках

- Итак, уважаемые учёные, давайте подумаем, что могут ощущать (чувствовать) Витя, Вова, Петя и бабушка?

В процессе обсуждения заполняется таблица на доске (таблица в незаполненном виде готовится заранее):



Ощущения, чувства Витя Петя Вова Бабушка Запах кофе


√ Звук разбивающейся чашки


√ Жалость из-за того, что желтая красивая чашка разбилась


Участвуют в диалоге с учителем.


Трое учащихся участвуют в инсценировке ситуации.


Отвечают на вопросы учителя

Участвуют в совместном с учителем заполнении таблицы

3. Мотивация

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности, происходит совместное открытие тему урока. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока.


- А у нас сегодня на уроке необычный гость. Он обратился к нам, учёным, с проблемой «ПОМОГИТЕ МНЕ НАЙТИ МОИХ ПОМОЩНИКОВ!»

- Чем он интересен? Что же в нем странного? Кого он просит найти?

- А нужны они ему? - Как, одним словом можем назвать все то, чего нет у нашего человечка? - Это органы чувств (термин крепится магнитом на доску). - А что значит орган? Выслушав ответы и версии детей, уточняет: - Орган, в переводе с греческого означает «орудие». ОРГАН - часть организма, выполняющая определенную функцию (например, сердце, печень) .

- А для чего нам нужны органы чувств?

- Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока (подводящий к формулировке темы диалог):

- О чём мы будем сегодня вести речь?

- Да, мы будем говорить сегодня об органах чувств.

На слайде появляется уточненная тема урока

«Органы чувств - верные помощники

в познании мира». Постановка учебной задачи - Что вам хотелось бы узнать по теме нашего урока? Давайте вместе сформулируем то, чем будем сегодня на уроке заниматься (фиксирует вопросы детей на доске): Познакомиться с ……(органами чувств) Узнать…. (для чего они нужны) - В конце урока нам нужно получить ответ на основной вопрос: Почему органы чувств называют нашими помощниками?(вопрос заранее записан на доске) - Мы будем проводить исследования, как настоящие ученые, и если мы всё сделаем правильно, мы поможем нашему человечку найти своих помощников! - Я предлагаю сегодня работать в группах. По ходу вашей работы мы поможем нашему герою приобрести органы чувств. - Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе (слайды). - Давайте мы эти правила вспомним.









Отвечают на вопросы учителя.

Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица. - У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук…

- Конечно!

Предлагают свои варианты

- То, что помогает видеть, слышать…

Предлагают свои варианты.

- Чтобы могли ощущать, слышать, чувствовать вкус….

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают свои вопросы

- Нарисовать глаза, уши….

Разбиваются по группам

Смотрят слайд-шоу.

- Работаем тихо, дружно; - Говорим по очереди, не перебивая друг друга; - Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника

4. Исследование в малых группах


На данном этапе организуется исследование: - учащиеся распределяются по группам; - выбирают капитана; - получают задание; - в коммуникативной форме определяются, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить; - распределяют обязанности; - выполняют исследования; - заполняют карту исследования.

. - Каждая команда имеет своего капитана. Капитан отвечает за дисциплину в группе и распределяет обязанности. Итак, поприветствуем наших капитанов! - В каждой команде нам важно определить самого смелого человека. Именно он будет испытателем. Вы знаете, кто такие испытатели? - Да, вы правы. Испытатели первыми испытывают какие-то новинки, например, лётчики-испытатели. У нас испытатели будут исследовать окружающий мир, такие люди называются естествоиспытатели. Итак, кто хочет быть естествоиспытателем? - А я буду вашим помощником - научным консультантом (если у вас возникнут вопросы - вы поднимаете руку и я помогаю вам). - Давайте составим план действий вашей группы при проведении исследования (план появляется на слайде): 1. Прочитать инструкцию. 2. Распределить обязанности. 3. Выполнить задание. 4. Рассказать об исследовании.

-У каждой группы будет свое задание. При выполнении заданий вы можете пользоваться учебником - с. 62-63. Технологическая карта урока Органы чувств - наши верные помощники в познании мираТехнологическая карта урока Органы чувств - наши верные помощники в познании мира - Естествоиспытатели как настоящие смельчаки завязывают глаза.

- Капитаны подойдите ко мне за заданиями. Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом. Задание для 2 группы: с помощью игры «День - ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки. Задание для 3 группы: определить, в каком стакане сладкая вода. Задание для 4 группы: определить, что находится в баночках. Задание для 5 группы: определить, какие предметы, находятся в мешке.

- Прежде чем мы начнем исследование, обратите внимание на критерии, по которым я буду оценивать вашу работу: - слаженность работы группы (бесконфликтность и быстрота); - аккуратность выполнения исследования. - А теперь приступаем к исследованиям! Успехов! Когда вы выполните задание, вы поднимаете руку, и я фиксирую вашу готовность, и именно в таком порядке группы будут выступать и помогать нашему человечку.

- Давайте обсудим, как вы выполняли исследование. При выступлении вы должны проанализировать свою работу по плану: КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли… … нам нужны для того, чтобы……. Научное название… - А что значит научный? - На доске уже стоят научные названия органов чувств. Ваша задача выбрать нужное название и прикрепить рядом с человечком.

Группы представляют капитанов

- Люди, которые что-то испытывают, пробуют…


Определяют испытателей.







Проговаривают вслух за учителем действия.








Открывают учебник

Ученикам, которые будут проводить испытания завязывают глаза.

Капитаны получают задания и материал для исследований


Ученики в группах пробуют воспроизвести алгоритм составления плана действий.


ГРУППЫ ВЫСТУПАЮТ В ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

- Достоверный…правильный….


5.Обмен информацией, организация фактов





- Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? А как вы поняли, что именно жёлтый карандаш? - Что еще мы можем делать при помощи глаз? - Вы хорошо справились с заданием. - Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния (слайд). Слайд - иллюстрация с изображением глаза - При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.





- Что вам помогло услышать звуки? Красивые сережки? - Вы постарались, выполнили задание верно. - Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? Слайд - иллюстрация с изображением уха - Что мы еще можем услышать?













- Что помог определить вкус воды? Красивые губы? - Какие ещё качества пищи различает язык?



- Молодцы. С задание справились верно. Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки Слайд - иллюстрация с изображением языка.









- Что вам помогло определить содержимое банок? Высокий рост? - Какие ещё запахи можем почувствовать? - Помогите нашему герою почувствовать запах свежеиспечённого хлеба! Слайд - иллюстрация с изображением органа обоняния - А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи. А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос - орган обоняния. - Верно, справились с заданием.



- Что помогло определить предметы? Красивый маникюр? - Молодцы, успешно выполнили задание! Осязать - значит трогать, получать информацию от прикосновений к нашей коже. Поможем теперь нашему герою ощутить мягкость лесных мхов. Теперь, у нас уже получился настоящий человек!




А в благодарность за ваши исследования человечек поможет вам в обретении гармонии души и тела - в выполнении физ.минутки!
Физ.минутка. - Выступает 1 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть. Научное название - орган зрения.

- Нам помогли наши глаза! - Читать, смотреть телевизор…

Представитель от группы рисует глаза человечку и прикрепляет на доску научное название.

Выступает 2 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать. Научное название - орган слуха. - Разные звуки природы, речь, музыку…-

Представитель от группы рисует уши человечкуи прикрепляет на доску научное название.

Выступает 3 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус. Научное название-орган вкуса. - Язык! - Теплая пища, холодная, кислая, горькая… Представитель от группы рисует язык человечкуи прикрепляет на доску научное название.

Выступает 4 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи. Научное название- орган обоняния



- Свежей травы, цветов… Представитель от группы рисует нос человечку и прикрепляет на доску научное название.

- Выступает 5 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме… Научное название - орган осязания. - Руки, кожа рук… Представитель от группы рисует руки человечкуи прикрепляет на доску научное название.







Выполняют движения за человечком 6. Связывание информации, формулирование выводов

.

На данном этапе

Обобщая изученный материал, объясняет детям, что органы чувств являются нашими помощниками в познании окружающего мира, но информацию, собранную ими, распознаёт мозг, он её анализирует, хранит в памяти, достаёт, когда нужно, в общем, руководит всей нашей познавательной деятельностью.

Технологическая карта урока Органы чувств - наши верные помощники в познании мира

- А теперь индивидуально в тетрадях выполните задание № 7.

Технологическая карта урока Органы чувств - наши верные помощники в познании мира


Организует обсуждение выполненных заданий с комментированием выполненных действий:

Ученики ещё разубеждаются в том, что основным методом познания мира является наблюдение, с помощью которого органы чувств добывают информацию, а основным органом человека, анализирующим её, является головной мозг человека, выполняя задание на с. 64 (учебник)

и задания № 7 (рабочая тетрадь).



При выполнении задания № 7

в рабочей тетради (с. 16) ученики называют те органы чувств, которые помогут им в определении свойств и признаков предметов,и указывают их с помощью условных обозначений.

7. Применение

Давайте поиграем в «Перепутаницу»: называет орган чувств

(уши) и то, что узнают с его помощью (предмет красный).

Выполняя задания в учебнике на с. 63, учащиеся учатся словесно описывать свои ощущения, называя признаки и свойства предметов.

Если верно то дети хлопают, если не верно то дети топают.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- Давайте вернемся к тому вопросу, который мы поставили в начале урока.

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

- Получилось ли у нас на него ответить?

Оцените свою работу на уроке (слайд):

  1. сегодня я узнал…

  2. было трудно…

  3. теперь я могу...

  4. мне захотелось…

Выберите смайл, который соответствует вашему настроению и прикрепите его на доску рядом с нашим человечком!



- А напоследок хочется сказать: Есть пять помощников на службе у тебя. Не замечая их, используешь всегда: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, Руки, чтоб ласкать, трудиться, А носик - запах различать. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.

Выполняют задания на рефлексию

14


© 2010-2022