- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока Органы чувств - наши верные помощники в познании мира
Технологическая карта урока Органы чувств - наши верные помощники в познании мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожевникова А.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Предмет, класс
Окружающий мир, 1 класс
УМК, автор программы
«Гармония», О.Т. Поглазова
Учитель
Кожевникова Анна Викторовна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №35
Тема урока,
№ урока в рабочей программе
№17: «Органы чувств - верные помощники
в познании мира».
Цель урока
обратить внимание учеников на самихсебя, помочь им открыть и осознать богатство собственных возможностей в познании окружающего мира собственных органов чувств.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
сформировать общие представления об органах чувств и их значении для человека
развивать исследовательские умения, умение работать над учебным групповым заданием;
развивать умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группах
воспитывать творческие способности личности;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Планируемые результаты урока
Предметные знания и умения
Личностные качества, метапредметные УУД
Сформированность основных понятий урока:
органы чувств - органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сформированность предметных умений:
умение добывать информацию с помощью органов чувств;
умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.
- положительное отношение и интерес к изучению человека (ЛУУД);
- находить наиболее эффективные способы решения поставленной учебной задачи (РУУД);
сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника ( КУУД);
понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой (ПУУД).
Методическое обоснование урока В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес к о теме урока с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности. Структура урока обусловлена спецификой технологии организации учебного исследования (по Н.Б. Шумаковой). На этапе актуализации знаний учащихся используется кейс - реальная жизненная ситуация, в ходе обсуждения которой ученики смогут лучше понять и принять значимость темы урока.
ИОС урока
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Учебник - с. 62-63
Рабочая тетрадь - с. 16, задания 7. Баночки с кофе и апельсином, стакан с простой водой и стакан со сладкой водой, мешочек с линейкой, карандашом, кисточкой. Пластмассовый стакан, кусочек фольги. Желтый карандаш, листок с цыплятами,
шарфы, наушники, кофейная чашечка, носовой платок….
мультимедийная доска
Организационная структура урока
Название этапа
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Создание эмоционального настроя на урок.
- Давайте месте повторим наш девиз:
Я умею думать.
Я умею размышлять.
Все полезно для работы все и буду выполнять.
У меня получится, у тебя получится.
И у нас получится.
Желаю тебе удачи.
Повторяют за учителем девиз урока
2. Актуализация знаний
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Я вам предлагаю сегодня стать настоящими учеными. - Вы знаете, кто такие ученые? - Вы все правы! Учёные - это люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания. Вот и мы сегодня с вами будем учеными, которые исследуют окружающий мир.
- Чтобы узнать, что мы будем сегодня исследовать, я предлагаю вам обсудить такую ситуацию (инсценируется ситуация, описанная в кейсе, учитель читает кейс «Игра в жмурки» и одновременно делает запись на доске):
«Витя, Петя и Вова играют в жмурки. Вова водит, у него завязаны глаза. У Пети насморк, а Витя в наушниках с плеером. В комнату вошла бабушка с чашечкой горячего кофе. Вова налетел на бабушку, чашечка выпала и разбилась».
Запись на доске:
Вова - завязаны глаза
Петя - насморк
Витя - в наушниках
- Итак, уважаемые учёные, давайте подумаем, что могут ощущать (чувствовать) Витя, Вова, Петя и бабушка?
В процессе обсуждения заполняется таблица на доске (таблица в незаполненном виде готовится заранее):
Ощущения, чувства Витя Петя Вова Бабушка Запах кофе
√
√
√ Звук разбивающейся чашки
√
√
√ Жалость из-за того, что желтая красивая чашка разбилась
√
√
√
Участвуют в диалоге с учителем.
Трое учащихся участвуют в инсценировке ситуации.
Отвечают на вопросы учителя
Участвуют в совместном с учителем заполнении таблицы
3. Мотивация
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к учебной деятельности, происходит совместное открытие тему урока. Учитель подводит учащихся к осознанию учебной задачи урока.
- А у нас сегодня на уроке необычный гость. Он обратился к нам, учёным, с проблемой «ПОМОГИТЕ МНЕ НАЙТИ МОИХ ПОМОЩНИКОВ!»
- Чем он интересен? Что же в нем странного? Кого он просит найти?
- А нужны они ему? - Как, одним словом можем назвать все то, чего нет у нашего человечка? - Это органы чувств (термин крепится магнитом на доску). - А что значит орган? Выслушав ответы и версии детей, уточняет: - Орган, в переводе с греческого означает «орудие». ОРГАН - часть организма, выполняющая определенную функцию (например, сердце, печень) .
- А для чего нам нужны органы чувств?
- Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока (подводящий к формулировке темы диалог):
- О чём мы будем сегодня вести речь?
- Да, мы будем говорить сегодня об органах чувств.
На слайде появляется уточненная тема урока
«Органы чувств - верные помощники
в познании мира». Постановка учебной задачи - Что вам хотелось бы узнать по теме нашего урока? Давайте вместе сформулируем то, чем будем сегодня на уроке заниматься (фиксирует вопросы детей на доске): Познакомиться с ……(органами чувств) Узнать…. (для чего они нужны) - В конце урока нам нужно получить ответ на основной вопрос: Почему органы чувств называют нашими помощниками?(вопрос заранее записан на доске) - Мы будем проводить исследования, как настоящие ученые, и если мы всё сделаем правильно, мы поможем нашему человечку найти своих помощников! - Я предлагаю сегодня работать в группах. По ходу вашей работы мы поможем нашему герою приобрести органы чувств. - Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе (слайды). - Давайте мы эти правила вспомним.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица. - У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук…
- Конечно!
Предлагают свои варианты
- То, что помогает видеть, слышать…
Предлагают свои варианты.
- Чтобы могли ощущать, слышать, чувствовать вкус….
Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают свои вопросы
- Нарисовать глаза, уши….
Разбиваются по группам
Смотрят слайд-шоу.
- Работаем тихо, дружно; - Говорим по очереди, не перебивая друг друга; - Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника
4. Исследование в малых группах
На данном этапе организуется исследование: - учащиеся распределяются по группам; - выбирают капитана; - получают задание; - в коммуникативной форме определяются, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить; - распределяют обязанности; - выполняют исследования; - заполняют карту исследования.
. - Каждая команда имеет своего капитана. Капитан отвечает за дисциплину в группе и распределяет обязанности. Итак, поприветствуем наших капитанов! - В каждой команде нам важно определить самого смелого человека. Именно он будет испытателем. Вы знаете, кто такие испытатели? - Да, вы правы. Испытатели первыми испытывают какие-то новинки, например, лётчики-испытатели. У нас испытатели будут исследовать окружающий мир, такие люди называются естествоиспытатели. Итак, кто хочет быть естествоиспытателем? - А я буду вашим помощником - научным консультантом (если у вас возникнут вопросы - вы поднимаете руку и я помогаю вам). - Давайте составим план действий вашей группы при проведении исследования (план появляется на слайде): 1. Прочитать инструкцию. 2. Распределить обязанности. 3. Выполнить задание. 4. Рассказать об исследовании.
-У каждой группы будет свое задание. При выполнении заданий вы можете пользоваться учебником - с. 62-63. - Естествоиспытатели как настоящие смельчаки завязывают глаза.
- Капитаны подойдите ко мне за заданиями. Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом. Задание для 2 группы: с помощью игры «День - ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки. Задание для 3 группы: определить, в каком стакане сладкая вода. Задание для 4 группы: определить, что находится в баночках. Задание для 5 группы: определить, какие предметы, находятся в мешке.
- Прежде чем мы начнем исследование, обратите внимание на критерии, по которым я буду оценивать вашу работу: - слаженность работы группы (бесконфликтность и быстрота); - аккуратность выполнения исследования. - А теперь приступаем к исследованиям! Успехов! Когда вы выполните задание, вы поднимаете руку, и я фиксирую вашу готовность, и именно в таком порядке группы будут выступать и помогать нашему человечку.
- Давайте обсудим, как вы выполняли исследование. При выступлении вы должны проанализировать свою работу по плану: КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли… … нам нужны для того, чтобы……. Научное название… - А что значит научный? - На доске уже стоят научные названия органов чувств. Ваша задача выбрать нужное название и прикрепить рядом с человечком.
Группы представляют капитанов
- Люди, которые что-то испытывают, пробуют…
Определяют испытателей.
Проговаривают вслух за учителем действия.
Открывают учебник
Ученикам, которые будут проводить испытания завязывают глаза.
Капитаны получают задания и материал для исследований
Ученики в группах пробуют воспроизвести алгоритм составления плана действий.
ГРУППЫ ВЫСТУПАЮТ В ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
- Достоверный…правильный….
5.Обмен информацией, организация фактов
- Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? А как вы поняли, что именно жёлтый карандаш? - Что еще мы можем делать при помощи глаз? - Вы хорошо справились с заданием. - Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния (слайд). Слайд - иллюстрация с изображением глаза - При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
- Что вам помогло услышать звуки? Красивые сережки? - Вы постарались, выполнили задание верно. - Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? Слайд - иллюстрация с изображением уха - Что мы еще можем услышать?
- Что помог определить вкус воды? Красивые губы? - Какие ещё качества пищи различает язык?
- Молодцы. С задание справились верно. Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки Слайд - иллюстрация с изображением языка.
- Что вам помогло определить содержимое банок? Высокий рост? - Какие ещё запахи можем почувствовать? - Помогите нашему герою почувствовать запах свежеиспечённого хлеба! Слайд - иллюстрация с изображением органа обоняния - А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи. А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос - орган обоняния. - Верно, справились с заданием.
- Что помогло определить предметы? Красивый маникюр? - Молодцы, успешно выполнили задание! Осязать - значит трогать, получать информацию от прикосновений к нашей коже. Поможем теперь нашему герою ощутить мягкость лесных мхов. Теперь, у нас уже получился настоящий человек!
А в благодарность за ваши исследования человечек поможет вам в обретении гармонии души и тела - в выполнении физ.минутки!
Физ.минутка. - Выступает 1 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть. Научное название - орган зрения.
- Нам помогли наши глаза! - Читать, смотреть телевизор…
Представитель от группы рисует глаза человечку и прикрепляет на доску научное название.
Выступает 2 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать. Научное название - орган слуха. - Разные звуки природы, речь, музыку…-
Представитель от группы рисует уши человечкуи прикрепляет на доску научное название.
Выступает 3 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус. Научное название-орган вкуса. - Язык! - Теплая пища, холодная, кислая, горькая… Представитель от группы рисует язык человечкуи прикрепляет на доску научное название.
Выступает 4 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи. Научное название- орган обоняния
- Свежей травы, цветов… Представитель от группы рисует нос человечку и прикрепляет на доску научное название.
- Выступает 5 группа. У нашей группы было задание… Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме… Научное название - орган осязания. - Руки, кожа рук… Представитель от группы рисует руки человечкуи прикрепляет на доску научное название.
Выполняют движения за человечком 6. Связывание информации, формулирование выводов
.
На данном этапе
Обобщая изученный материал, объясняет детям, что органы чувств являются нашими помощниками в познании окружающего мира, но информацию, собранную ими, распознаёт мозг, он её анализирует, хранит в памяти, достаёт, когда нужно, в общем, руководит всей нашей познавательной деятельностью.
- А теперь индивидуально в тетрадях выполните задание № 7.
Организует обсуждение выполненных заданий с комментированием выполненных действий:
Ученики ещё разубеждаются в том, что основным методом познания мира является наблюдение, с помощью которого органы чувств добывают информацию, а основным органом человека, анализирующим её, является головной мозг человека, выполняя задание на с. 64 (учебник)
и задания № 7 (рабочая тетрадь).
При выполнении задания № 7
в рабочей тетради (с. 16) ученики называют те органы чувств, которые помогут им в определении свойств и признаков предметов,и указывают их с помощью условных обозначений.
7. Применение
Давайте поиграем в «Перепутаницу»: называет орган чувств
(уши) и то, что узнают с его помощью (предмет красный).
Выполняя задания в учебнике на с. 63, учащиеся учатся словесно описывать свои ощущения, называя признаки и свойства предметов.
Если верно то дети хлопают, если не верно то дети топают.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- Давайте вернемся к тому вопросу, который мы поставили в начале урока.
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Получилось ли у нас на него ответить?
Оцените свою работу на уроке (слайд):
-
сегодня я узнал…
-
было трудно…
-
теперь я могу...
-
мне захотелось…
Выберите смайл, который соответствует вашему настроению и прикрепите его на доску рядом с нашим человечком!
- А напоследок хочется сказать: Есть пять помощников на службе у тебя. Не замечая их, используешь всегда: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, Руки, чтоб ласкать, трудиться, А носик - запах различать. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.
Выполняют задания на рефлексию
14