Пояснительные записки к рабочим программам 2 класс ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно практические навыки. Целями курса изобразительного искусства в начальной школе являются: -воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; -приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; -реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; -развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству; -освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества; -овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности, разными художественными материалами.






















Общая характеристика учебного предмета (курса) ИЗО Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены: -единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся; -яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства; -система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии; -соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников; -направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира. Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения. Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях. Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Рисование на темы - это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1-4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют рабо ты на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых. Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки). Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.















Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю). Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки: -формирование основ гражданственности; -формирование психологических условий развития общения, сотрудничества; -развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; -развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; -развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.



































Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета( курса) «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство» Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: -овладевать способностью принимать цели и задачи учебной деятельности; -осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; -формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха; -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
-использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач; -формировать умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
  • самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
  • применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

Выпускник получит возможность научиться:
  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
  • анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
  • проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)
  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
  • осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Выпускник получит возможность научиться:
  • начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения программы«Изобразительное искусство» Общие результаты освоения программы Выпускники начальной школы: -овладеют первоначальными представлениями о роли изобразительного искусства в жизни человека; -освоят основы художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; -овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; -овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.















































Содержание учебного предмета (курса) «Изобразительное искусство»

2 класс (34 ч)

Рисование с натуры (7 ч) Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие навыков конструктивного построения предметов. Использование элементарных навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различных предметов. Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью. Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, овощей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок.

Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч) Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Правила рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыслом. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Декоративная работа (7 ч) Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии, ритма, элементарных приемов кистевой росписи. Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования.

Лепка (5 ч) Развитие приемов работы с пластилином или глиной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников. Использование шаблонов. Лепка по представлению сказочных животных. Использование художественно-выразительных средств - объема и пластики. Беседы (1 ч) Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий. Рекомендуемые произведения: Аверкамп X. Зимние развлечения; Зимний пейзаж с конькобежцами. Алфеевский В. Иллюстрации к стихотворениям Ф. Тютчева. Асламазян М. Праздничный натюрморт. Бём Е. Силуэт. Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам. Богданов-Бельский Н. Новая сказка. Борисов-Мусатов В. Осенний этюд; Куст орешника. Васильев Ф. После дождя; Болото в лесу. Васнецов А. Московский Кремль. Соборы; Оборона города. Васнецов В. Автопортрет; Снегурочка; Витязь на распутье; Богатырский скок; После побоища Игоря Святославича с половцами; Баян; Богатыри; Иван-царевич на сером волке; Царевна Несмеяна; Спящая царевна; Царевна-Лягушка; Алёнушка; Эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве. Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных. Врубель М. Богатырь. Гельмерсен В. Силуэт. Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса; Капли дождя; Пионы. Грабарь И. Неприбранный стол; Яблоки. Дейнека А. После дождя. Зарянко С. Портрет семьи Турчаниновых. Камерон Ч. Китайский зал в Екатерининском дворце Царского Села. Проект интерьера. Конашевич В. Иллюстрации к детским книгам. Корин П. Пейзаж с церковью в Палехе; Главы Кремлёвских соборов. Костанди К. Гуси. Куинджи А. После дождя; Берёзовая роща. Куприн А. Осенний букет; Натюрморт с фаянсовым кувшином. Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Портрет Ивана Билибина. Левитан И. Берёзовая роща. Маковский К. Дети, бегущие от грозы; Портрет детей художника. Матисс А. Лебедь; Красные рыбы. Машков И. Автопортрет; Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт. Пластов А. Грузди. Натюрморт; Летом; Осенний этюд. Петров_Водкин К. Натюрморт с яблоками. Пигодо Ф. Китайские тени. Кролик. Поленов В. Бабочки. Ренуар О. Букет хризантем; Зонтики; Плоды Средиземноморья; Лук; Девочка с обручем; Коко рисует. Репин И. Автопортрет; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада; Портрет. П. М. Третьякова. Рерих Н. Илья Муромец. Ромадин Н. Розовый вечер; Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч. Саврасов А. Просёлок. Сарьян М. Октябрь в Ереване; Цветы; Полевые цветы; Пионы. Серебрякова З. Катя в голубом у ёлки; За завтраком; Мальчики в матросских тельняшках; Карточный домик; Автопортрет с дочерьми; В детской. Не скучное. Серов В. Автопортрет; Девочка с персиками; Девушка, освещённая солнцем; Дети; Мика Морозов; Стригуны на водопое. Домотканово. Сидоров В. Тихая моя родина. Снейдерс Ф. Птичий концерт. Сомов К. Зима. Каток. Ткачёв С. В зимний праздник. Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка. Цилле Г. Наброски. Чарушин Е. Иллюстрации к детским книгам. Черемных М. Рабфаковцы. Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу. Юон К. Русская зима. Лигачёво; Весенний солнечный день. Сергиев Посад; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры; Купола и ласточки.











































Планируемые предметные результаты освоения программы 2 класса

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями , а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

для учителя:

1 .Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

2. В.С. Кузин , Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010 г.

3.О.В. Павлова. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина , Э.И.Кубышкиной. -Волгоград: Учитель, 2008г.

4.Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство - 4-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2011.

для учащихся:

  1. В.С. Кузин , Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010 г.

  2. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь1-4 кл.- М.: Дрофа, 2011 г.

  3. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

  4. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.

  5. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 122 с.

  6. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 123 с.

  7. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 37 с.

интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  2. http:Nachalka.com.

  3. http:viku.rdf.ru.

  4. http:rusedu.ru.

  5. school-collection.edu.ru/

  6. center.fio.ru

  7. maro.newmail.ru

  8. skazochki.narod.ru/index_flash.html

  9. int-edu.ni

Демонстрационный материал:

  1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  2. Репродукции картин разных художников.

  3. Муляжи для рисования

  4. Серии фотографий и иллюстраций природы.

  5. Фотографии и иллюстрации животных.

  6. Тела геометрические

  7. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  8. Таблицы последовательного рисования по темам и классам

  9. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Видеоматериалы:

  1. Коллекция для видео «Чудеса Света»

  2. 2.Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»

© 2010-2022