Доклад Формирование навыков письма и чтения: виды трудностей в процессе обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыков письма и чтения: виды трудностей в процессе обучения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Процесс чтения на начальном этапе разделяется на отдельные операции, и они не менее сложны, чем в процессе письма. Ребенок должен освоить весь набор письменных знаков (букв), научиться сознательно различать и выделять их, соотносить эти графические знаки с отдельными звуками, усвоить правила воссоздания из графического образца слова его звучащий вариант, потом нужно узнать это слово, понять его смысл. И только научившись выполнять все эти «технические» операции, ребенок может учиться понимать не только слово, но и текст.

В формировании «технической части» этих навыков можно выделить три основных этапа:

Первый - аналитический, включающий вычленение и овладение основными элементами действия.
Второй - синтетический: объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени сознательного контроля.
Третий - автоматизация: сформированное целостное действие, выполняемое без фиксирования внимания на отдельных элементах.

Фактически эффективность формирования первого («технического») этапа обучения письму и чтению определяет успешность освоения этих навыков. Именно поэтому так важно знать и понимать, отчего возникают трудности на этих этапах обучения.

Письмо и чтение включают сложнейшие психофизиологические механизмы организации внимания, произвольной регуляции и контроля деятельности, артикуляции и слухового анализа, зрительно-пространственное восприятие, зрительную и слуховую память, зрительно-моторные координации, звуко-буквенный и фонемный анализ, нервно-мышечный контроль и т.п.

Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, а затем ударные и безударные звуки. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при письме. Второй этап в этой работе - это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма,- это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой бывает большее или меньшее количество ошибок.

Одной из основных задач является совершенствование (формирование) навыков анализа и синтеза всех видов, что в конечном результате позволит сформировать полноценные навыки чтения и письма и предупредит пропуски, перестановки,замены букв при письме.

Этапы формирования навыков анализа и синтеза:

1. Запоминание букв (называем коротко, звуками)

2. Соотнесение букв печатных - письменных, заглавных - строчных (таблица букв)

3. Диктант букв (письменных,строчных и заглавных) с различением гласных - согласных: под гласными - красные точки, под согласными - синие точки (на материале изученных букв)

4. Диктант слогов с выделением гласных: под гласными - красные точки слоги по степени усложнения, например: са,ас, сас, аса, ска,кса, аск, акс, кас, сак.

5. Диктант слов

6. Диктант предложений

а) сосчитать количество слов в предложении

б) назвать границы предложения

в) составить и записать схему предложения.

г) запись предложения

д) полный разбор: гласные, слоги, ударение

7. Диктант текста

а) сосчитать количество предложений в тексте

б) запись предложений

Подобный алгоритм позволяет ученикам 1-х классов эффективнее, а главное,осознаннее отрабатывать навык анализа - синтеза в период обучения грамоте.

Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму, состоящими из 2- 3 предложений. Работая, учитель переходит к изучению всё новых слов. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 минут на повторение. Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко- буквенного анализа, самоконтроль.

Сознательный характер письма состоит в следующем: во-первых, в правильном соотнесении звука и буквы, во-вторых, в соблюдении ряда правил - графических и орфографических; наконец, в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений. Как видим, третье является наиболее важным, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе - лишь вспомогательные задачи пишущего человека, лишь средства, а не цели [18].

Следовательно, чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель - передачу на письме собственных мыслей,- тем успешнее, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи. Однако в период обучения грамоте дети пишут еще очень медленно, и передача на письме собственных мыслей, хотя бы и в виде всего лишь одного слова, становится возможной отнюдь не сразу, а лишь на третьей-четвертой неделе обучения грамоте. На втором месяце дети могут записать предложение из двух-трех слов, взятое из их собственных рассказов, а на третьем месяце - два или даже три небольших предложения.

Для формирования правильного навыка письма очень важно, чтобы первое слово, которое напишут ученики, было уже своим собственным словом, выражающим их наблюдения, их чувства, их жизненный опыт.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребенок плохо читает, ему трудно овладевать письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слогового письма: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных и их проверки, т. е. для развития орфографических навыков.

Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрицательно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пишущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессах письма, и навык письма формируется успешнее.

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы: а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.; б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной); в) письмо отдельных букв - строчных и прописных - без соединения с другими буквами; г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки навыка соединения букв.

Трудности обучения чтению на начальном этапе

Виды трудностей

Возможные причины

1

Плохо запоминает конфигурацию букв

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;

  • недостаточная сформированность зрительной памяти;

  • несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения)

2

Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п - н, в - а, г - т - путает буквы при чтении)

  • Недостаточная сформированность зрительного восприятия;

  • недостаточная сформированность зрительной памяти;

  • недостатки методики обучения (быстрый темп)

3

Перестановка букв при чтении (рак - кар, нос - сон)

  • Недостаточная сформированность зрительного восприятия;

  • быстрый темп обучения

4

Замены букв, неправильное произношение при чтении

  • Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;

  • нарушения произношения;

  • трудности артикуляции;

  • несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания);

  • быстрый темп

5

Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно)

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки;

  • трудности концентрации внимания

6

Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение)

  • Трудности концентрации внимания;

  • выраженное напряжение, утомление;

  • низкая, неустойчивая работоспособность;

  • быстрый темп

7

Пропуски букв, слогов.
Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм»)

  • Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения);

  • выраженное напряжение, утомление

8

Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение)

  • форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)

9

Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года)

  • Недостаточная сформированность зрительного восприятия;

  • недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции;

  • трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)



К концу года первоклассники должны овладеть письмом букв, слогов, слов и коротких предложений, уметь списывать с рукописного и печатного текста доступный их возможностям материал, писать под диктовку, списывать с добавлением пропущенной буквы или слога, составлять подписи под картинками. Однако не все ученики в одинаковой степени овладевают этими навыками. У некоторых учеников с большим трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью или нарушениями зрительного восприятия и пространственного представления. В первом случае у учащихся обнаруживается плохой почерк: буквы написаны или с большим нажимом, или еле-еле видны, элементы букв выступают за строчку. С нарушением зрительного восприятия и пространственного представления связаны ошибки типа зеркального письма, несоблюдения строчки. Отдельные ученики забывают направление, куда вести ручку. Если обнаружатся трудности перевода печатного шрифта в письменный, можно рекомендовать такие приемы, как: быстро подобрать к печатным буквам письменные; использовать разборную рукописную азбуку (элементы букв). В процессе обучения выявляется, что учащиеся с нарушением моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки чаще затрудняются при формировании навыка списывания, а с нарушением фонематического слуха и произношения - при письме под диктовку и самостоятельном письме. Чтобы помочь первоклассникам более или менее равномерно овладеть первоначальным навыком письма, все перечисленные виды работ должны иметь место в течение всего первого класса. С целью осуществления дифференцированного подхода при закреплении усвоенного дополнительно можно рекомендовать следующие виды письменных упражнений: использование дидактического материала. Каждому ученику предлагаются конверты с рисунками и отдельно подписи к ним. Ученики подбирают подписи к рисункам и записывают их в тетрадь. Дифференциация осуществляется подбором материала разной степени сложности: - в конверте могут быть даны рисунки и буквы для составления слов-подписей к рисункам. Учащиеся должны составить слова и записать их в тетрадь; - вызванный ученик берет картинку, показывает ее классу, говорит, что на ней нарисовано, затем четко произносит слово по слогам и записывает его на доске, а весь класс - в тетрадях; - учитель диктует первый слог слова, а ученики отгадывают все слово и записывают его в тетрадь. Предложенная методика обучения чтению и письму позволяет осуществлять коррекцию со всеми учениками класса, опираясь на сохранные психофизические функции, в процессе фронтальных занятий.



© 2010-2022