Конспект урока по обучению грамоте по УМК Школа России Ура!Мы едем на зимнюю рыбалку!

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока обучения грамоте по УМК «Школа России» 1 класс

Тема урока: «Ура!Мы едем на зимнюю рыбалку!»«Звук [щ']. Буквы Щ, щ»

Цель:

  • познакомить со звуком [щ], и буквами Щ,щ

Задачи:

  • формировать навыки орфоэпически правильного, выразительного, беглого чтения;

  • обучать умению работать с текстом, правильно писать слова с сочетаниями ча-;ща;

  • работать над развитием связной, литературно грамотной речи, способствовать развитию фонематического слуха;

  • воспитывать трудолюбие, старательность, бережное отношение к природе, чувство доброты и сострадания.

  • Развивать познавательный интерес к чтению, расширение словарного запаса детей

  • Развитие УУД

Оборудование:

1.Демонстрационное: мультимедийное оборудование(интерактивная доска, проектор, компьютер)презентация

«Букварь», касса букв и слогов, сигнальные карточки, наглядность по теме таблички для речевой разминки,

Планируемые результаты урока:

Познавательные УУД:

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе

работы с материалом учебника.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: Усвоение новых знаний

Форма урока: интегрированный урок ( урок обучения грамоте, окружающий мир,письмо)коллективная работа, индивидуальная, групповая,парная

Используемые технологии:

1.Проблемно-поисковая

2.Личностно-ориентированнаяя

3.Информационно-поисковая

4.Диффенцированное обучение

5.Игровая

Ход урока.

1 . Мотивация к учебной деятельности.

Снег порхает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

2.. Актуализация знаний

-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

А,у,ю,я,Ж,Ш,Й,Ч,Э

-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.( У интерактивной доски 3 ученика, которые распределяют снежинки).

- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я,Э обозначают гласные звуки).

- Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).

Какие же бывают звуки?(гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

_С какой из букв мы познакомились на прошлых уроках?(с Э)

Что скажите про нее?( Гласная, образует слог, обозначает твердость согласного звука)

Итог.

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

4. Введение в тему.

- Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

- Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увидел Емеля в проруби рыбу.

Изловчился и ухватил рыбу в руку.

- Вот уха булет сладка!

Вдруг рыба говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Рыба его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

- Какую рыбку мы поймали? (Щуку).А как вы догадались?

-Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).Откройте учебник на стр.62. Рассмотрите иллюстрацию

- Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

- Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

- Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ'].

- Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

- Произнесите первый звук.

- Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).

- На что похож этот звук? (На шипение)

- Звук [щ'] шипящий.

- Как произносится звук [щ']?(Мягко.)

- Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

- Давайте сделаем вывод о новом звуке.

Вывод: значит звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

Составьте схему слова Щука( ребята на партах а один у доски ) -

Дайте характеристику каждому звуку.

[щ]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

- Сколько в слове слогов? (Два.)

Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

- Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

- Какую рыбу мы поймали? (Леща).

-Сколько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

-Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий

2) Фонетическая зарядка.

- А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

Ящик, ключик, , плащ, мяч, щука, туча, лещ.

- Звуки [ч'] и [щ']очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

- Не путайте звуки [ч'] и [щ'].

5) Знакомство с буквой Щ.

- Звук [щ'] обозначается буквой Щ.(Учащиеся самостоятельно ищут изучаемую букву в общеклассной кассе букв)

- На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)(можно встать и изобразить )

6) Развитие умений - применение знаний ( Работа по «Букварю»).

-Потренируемся читать слова с новой буквой.

- Найдите в «Букваре» слово щука.

- Прочитаем первый столбик.

- Что такое чаща? (Густой лес)

-Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов?

- В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ']. Прочитайте слова правильно..

- Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

- Чтобы вы запомнили лучше правило-Послушайте сказку.

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

- Прочитайте правило в учебнике»Букварь»

- Запомните это правило.

ФИЗМИНУТКА.

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились ,ну-ка, ну-ка

Распрямились, потянулись

А теперь назад прогнулись

(Наклоны вперед и назад)

Разминаем руки,плечи

Чтоб сидеть нам было легче

Чтоб писать.читать,считать

И совсем не уставать

(Рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем

Вправо,влево. Раз и два

Думай.думай голова

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка

( Ребята садятся за парту)

6.Формирование навыков чтения.(Работа в парах и группах)

1)._ Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".(стр.65)

Чтение считалочки про себя и вслух.

- Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

- А лещ какой? (Проворен и умён)

2). Замени первую букву, чтобы получилось новое слово ( работа в парах)

Репка- …епка

Мука-…

Пенки-…енки

Кит-…ит

Тетка-…етка

3).Прочитайте слоги-слияния и договариваем их до слов( работа в парах)

ЩА ЩУ ЩЕ ЩИ ЩЁ

8. Итог урока. Рефлексия.

-Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

- Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

- Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

- А кто выпустит обратно в воду?

- Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

- Какой звук узнали? ([щ]).

- С какой буквой познакомились? (Щ).

- Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

-Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

-Урок окончен.

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Действия учителя

Действия учеников

Мотивация к учебной деятельности.

(Учитель читает стишок. Возможна аудиозапись)

Снег порхает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

Начинаем наш урок.

-Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.


Учащиеся слушают.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний

-

-Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

А,у,ю,я,Ж,Ш,Й,Ч,Э

-Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную

- Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я,Э обозначают гласные звуки).

- Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

- Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).

Какие же бывают звуки?(гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

_С какой из букв мы познакомились на прошлых уроках?(с Э)

Что скажите про нее?( Гласная, образует слог, обозначает твердость согласного звука)

Итог.

( У интерактивной доски 3 ученика, которые распределяют снежинки)


Презентация

Познавательные УУД:

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Введение в тему.

- Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой

- Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.

Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби рыбу.

Изловчился и ухватил рыбу в руку.

- Вот уха булет сладка!

Вдруг рыба говорит ему человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Рыба его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

- Какую рыбку мы поймали? (Щуку).А как вы догадались?

-Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).Откройте учебник на стр.62. Рассмотрите иллюстрацию

- Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

- Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

- Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

- Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

.Ответы учащихся: Удочку, червячков, ведёрко и т.д.


Учащиеся слушают сказку, которую читает учитель (или возможно чтение хорошо подготовленным и умеющим читать учеником)



Диалог учителя с учащимися.

Работа по учебнику(стр.62)

По желанию ребят.

Познавательные УУД:

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе

работы с материалом учебника.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5. Работа над новым материалом.

1) Вычленение звука [щ'].

.







2) Фонетическая зарядка.

[




3) Знакомство с буквой Щ.


6) Развитие умений - применение знаний ( Работа по «Букварю»).

- Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

- Произнесите первый звук.

- Дайте характеристику звуку [щ']. (Согласный, глухой).

- На что похож этот звук? (На шипение)

- Звук [щ'] шипящий.

- Как произносится звук [щ']?(Мягко.)

- Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

- Давайте сделаем вывод о новом звуке.

Составьте схему слова Щука( ребята на партах а один у доски ) -

Дайте характеристику каждому звуку.

[щ]- согласный, глухой, мягкий.

[у]- гласный, ударный.

[к]- согласный, глухой, твёрдый.

[а]- гласный, безударный.

- Сколько в слове слогов? (Два.)

Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

- Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

- Какую рыбу мы поймали? (Леща).

-Сколько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

-Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий

- А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

Ящик, ключик, , плащ, мяч, щука, туча, лещ.

- Звуки [ч'] и [щ']очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

Щука проглотила щётку.

Щётка ей щекочет глотку.

- Не путайте звуки [ч'] и [щ'].

Звук [щ'] обозначается буквой Щ.(Учащиеся самостоятельно ищут изучаемую букву в общеклассной кассе букв)

- На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)(можно -

Потренируемся читать слова с новой буквой.

- Найдите в «Букваре» слово щука.

- Прочитаем первый столбик.

- Что такое чаща? (Густой лес)

-Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов?

- В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ']. Прочитайте слова правильно..

- Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

- Чтобы вы запомнили лучше правило-

Послушайте сказку.

встать и изобразить

Ответы учащихся.

Вывод: значит звук [щ'] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.



Составление схемы слова ( ребята на партах а один у доски )

Учащиеся дают характеристику по «цепочке».


Работа учащихся со схемой учебника.


Весь класс



Чтение скороговорки(4 чел)


.(Учащиеся самостоятельно ищут изучаемую букву в общеклассной кассе букв)


Чтение по учебнику.


Словарная работа.

Презентация.


Ребята работают в парах по индивидуальным карточкам. Возможно использование слайдов презентации.

Инсценирование.

Познавательные УУД:

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе

работы с материалом учебника.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других,вступать в диалог.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Составлять небольшие устные монологические высказывания.

ФИЗМИНУТКА.

Учитель произносит слова физминутки.

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились ,ну-ка, ну-ка

Распрямились, потянулись

А теперь назад прогнулись

Разминаем руки,плечи

Чтоб сидеть нам было легче

Чтоб писать.читать,считать

И совсем не уставать

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем

Вправо,влево. Раз и два

Думай.думай голова

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка

Ребята повторяют движения за словами учителя.

(Наклоны вперед и назад)

(Рывки руками перед грудью)

(вращение головой)

(Ребята садятся за парту)

Формирование навыков чтения.(Работа в парах и группах)

Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".(стр.65)

Чтение считалочки про себя и вслух.

- Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

- А лещ какой? (Проворен и умён)

2). Замени первую букву, чтобы получилось новое слово ( работа в парах)

Репка- …епка

Мука-…

Пенки-…енки

Кит-…ит

Тетка-…етка

3).Прочитайте слоги-слияния и договариваем их до слов( работа в парах)

ЩА ЩУ ЩЕ ЩИ ЩЁ

Чтение считалочки про себя и вслух.

Используются слайды презентации с изображением рыб.

Парная работа с использованием карточек для индивидуальной работы.

Парная работа с использованием карточек для индивидуальной работы.

Познавательные УУД:

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Контроль своих действий , коррекция и оценка. Саморегуляция

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Итог урока.

Рефлексия.

Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

- Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

- Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

- А кто выпустит обратно в воду?

- Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

- Какой звук узнали? ([щ]).

- С какой буквой познакомились? (Щ).

- Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

Беседа.

Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

-Урок окончен.

Регулятивные УУД:

Анализировать эмоциональные состояния , полученные от успешной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности..


© 2010-2022