Конспект урока по окружающему миру на тему Птицы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основная общеобразовательная школа с. Катковка








Конспект урока по окружающему миру

1 класс

Программа «Гармония»



Выполнила учитель начальных классов

Сидорова Ирина Михайловна







2015 год


Тема: «Птицы»


Цели:

образовательные: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, выделить группы домашних и диких птиц, показать приспособляемость разных птиц к среде обитания, начать формирование понятий «певчие», «водоплавающие» птицы.

развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности, развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение, работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, аналогии, сопоставления, развивать внимание, воображение, память, мелкую мускулатуру рук, фантазию, абстрактное мышление;

воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, чувство товарищества, взаимоуважения к одноклассникам, дисциплину, самообладание, выдержку, чувство любознательности и пытливости в процессе учения; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, уверенности в своих возможностях.
Оборудование для учителя: звукозапись пения соловья, карточка «Птицы», компьютер, мультимедийный проектор, конверт с «тревожным» письмом от синички.

Оборудование для учащихся: рабочие тетради «Окружающий мир», Поглазова Н.Б., цветные карандаши, раздаточный материал: «Обведи по точкам пингвина, страуса», ребус «Колибри», карточки с изображением утки, дятла, курицы и среды их обитания; карточки с изображением птиц, млекопитающих и других групп животных (один комплект на парту).

Ход урока


  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Создание благоприятной психологической обстановки)

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что надо, - под рукой».


2. Актуализация знаний (дети по желанию приготовили сообщения о млекопитающих, загадки, ребусы, рисунки)


Заранее подготовленные дети сообщают интересные сведения о млекопитающих:

- Самое большое млекопитающее - синий кит, самое маленькое - белозубка. (Показ слайда)

- Вопрос на смекалку: животные - часть живого в природе, как и растения. Чем же они отличаются от растений?

Учащиеся:

- Животные отличаются от растений и грибов тем, что они способны самостоятельно передвигаться.

  1. Сообщение темы и целей урока.


Учитель:

- Мы продолжим знакомиться с животным миром. Каким животным посвящён сегодняшний урок, мы узнаем, разгадав кроссворд.

Фронтальная работа с использованием мультимедийной презентации: на доске составлен кроссворд. Отвечая на загадки о млекопитающих (слайды), дети составляют слово - название новой темы: «ПТИЦЫ»


л


е


о


п


а


р


д


к


р


о


т


с


в


и


н


ь


я


з


а


я


ц


м


ы


ш


и



Загадки:

- Когда он в клетке, то приятен,

Не шкурке много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку.


- Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает.


- Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.


- По полю скачет -

Ушки прячет,

Встанет столбом -

Ушки торчком.


- Маленькие зверьки,

Сереньки шубки,

Длинные хвосты,

Чёрненькие глазки,

Остренькие зубки.


Учитель:

-Мы будем знакомиться с многообразием птиц. Скажите, для чего это нужно?

Учащиеся:

- Чтобы найти их существенные (главные) признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

Учитель:

- Каких птиц вы встречали?

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение, демонстрируя рисунки птиц на слайдах.

Учащиеся:

-Конспект урока по окружающему миру на тему Птицы Перед нами птицы разных стран,

Здесь целый город птичий!

Вот розоватый пеликан.

Под клювом у него карман

Для пойманной добычи.


Вот ковыляющий пингвин,

Морской пловец проворный.



А рядом - голубой павлин

Раскинул хвост узорный.


-Вот попугай на вас глядит,

Горбатым клювом щёлкая,


- И тут же перепел сидит

С рябою перепёлкою.

С. Маршак

Учитель:

- Птиц на нашей планете огромное множество. Их объединили в одну группу, потому, что у них есть такие признаки, которые являются для всех птиц общими. Но из стихотворения вы узнали и о том, что каждая птица имеет и свои особенные черты, присущие только ей. Давайте, сравним птиц и узнаем, что их объединяет, а какие признаки характерны только каждой отдельной птицы.


  1. Открытие новых знаний.

    1. Главные отличия птиц от других животных


Конспект урока по окружающему миру на тему ПтицыРабота в тетради

Сравнение птиц по заданию. Дети ищут сходство и различие между птицами: ворона, страус, лебедь, воробей, попугай.

Игра «Концовки»: учащиеся читают сообщение о птицах и заканчивают фразу: «Число ног -2. Тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья».

Игра: «Кто потерял эти пёрышки?» (перья попугая и павлина, страуса…)

Учитель:

- Зачем птице нужны перья? Перья у птиц различаются по своему назначению: одни перья нужны птице для полёта, для управления в полёте телом, другие перья защищают птицу от холода.

Показ перьев.


  1. Физкультминутка


Учитель проговаривает, дети выполняют движения за учителем:

- Крыльями шумят,

Прогнулись над водой,

Качают головой,

Прямо и гордо

Умеют держаться.

И очень бесшумно

На место садятся.

- Какими птицами мы сейчас побывали? (Лебедями)(слайд)

Где их можно встретить?

  1. Знакомство со средой обитания и разнообразием птиц.


Рассказ детей о том, где они встречались с птицами.

Соотнесение рисунков с названием мест обитания птиц (чертим дорожки карандашом);


Утка


Птичий двор


Курица


Лес


Дятел


Пруд
Конспект урока по окружающему миру на тему Птицы


Учитель:

- Отметьте значком домашних птиц. Вспомните птиц родного края.

Что подсказало вам, какие птицы живут у воды?

- Еще есть птички зерноядные. Почему они так называются? Найдите их на карточках. (слайд)

-А эти птички насекомоядные. (слайд)

- Кого мы называем хищниками? А знаете ли вы, что хищниками бывают и птицы? (слайд)

- О какой птичке сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав ребус.

Расставьте числа в порядке возрастания и прочитаете название птицы:


11- л


7 - о


22- б


41 - и


19 - и


2 - к


30 - р


2


7


11


19


22


30


41


к


0


л


и


б


р


и



- Чем интересна эта птичка, вам подскажет рисунок(слайд).

- О каких птицах сейчас пойдёт речь, вы узнаете, соединив правильно точки и получив изображения птиц.

Дети соединяют рисунок по точкам и видят изображение пингвина или страуса (по вариантам).

- Чем интересны эти птицы? Подсказку вы найдете в учебнике.

Дети рассказывают об удивительных птицах.

  1. Физкультминутка


Учитель:

-Сейчас мы поиграем: я называю птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, - дайте мне знать. Можно топать и хлопать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.


Прилетели птицы:

Белки и синицы…


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

пеликаны, утки,

Комары, кукушки…


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи

чибисы, чижи,

аисты, кукушки,

даже сплюшки,-

лебеди и утки -

и спасибо шутке!

- Кто такие «сплюшки»? (Ответы детей)

- Совы-сплюшки. (слайд) Где их можно увидеть? Каких ещё птиц вы услышали?

- Ребята, послушайте, чей это голос? (звукозапись пения соловья) Птиц, которые поют, называют певчими. Какую певчую птичку вы видите ещё на слайде?(Жаворонок). Рисунок вам подскажет, когда поют эти птички? (Соловей поёт ночью, жаворонок - утром).

Сегодня к нам в класс пришло тревожное письмо от птички-синички. Как вы думаете, о чем оно? (Высказывания детей). Беседа о бережном отношении к пернатым.


  1. Закрепление изученного материала


Конспект урока по окружающему миру на тему ПтицыУчитель:

- Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить наш мир.

- На следующем уроке мы продолжим знакомиться с многообразием птиц, их значением в жизни человека и прочитаем тревожное письмо.

- У вас на столах карточки с изображениями разных животных. Посовещавшись друг с другом, определите, к какой группе животных оно относится. Поместите картинку в соответствующую группу на доске. Какие птицы относятся к водоплавающим? Какие живут в лесу? Какие зерноядные (насекомоядные, хищники)?( В случае ошибки, объяснить учащимся к какой группе животных относится то или иное изображение)



  1. Подведение итогов


Учитель:

- Что узнали на уроке? Что особенно понравилось, запомнилось?

Что вызвало трудности?

10

© 2010-2022