Конспект по уроку Риторика 1 класс, тема

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РИТОРИКИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РИФМА».

ЦЕЛЬ УРОКА:

 Познакомить учащихся с понятием «Рифма»;

 Научиться подбирать простейшие рифмы.

 работать над расширением словарного запаса детей

 продолжить работу над этическими нормами поведения

ХОД УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Риторики.

- Давайте создадим на нашем уроке хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу.

II. Речевая разминка

 Сейчас мы проведем дыхательную гимнастику:

а) упражнение "Свеча" - задуть воображаемую свечу ровным медленным выдохом, быстрым кратким выдохом; упражнение "Торт" - задуть воображаемые свечи на торте выдохом равными порциями.

б) прочитать текст "на одном дыхании" (стихотворение написано на компьютере, проецируется на доску)

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку!

III. Актуализация знаний

 Мы прочитали текст, как называется такой текст? (стихотворение)

 Вы не раз читали стихи, и обратили внимание на то, что их записывают особым образом. Посмотрите на стихотворение, попробуйте определить, в чём особенность этой записи? (оно записано в «столбик» и каждое предложение начинается с большой буквы, есть рифма)

 Сегодня мы познакомимся с понятием «Рифма»; потренируемся в умении подбирать рифмы к словам. Будете работать в группах.

IV. Риторические задачи

1. Составление рифм.

У детей на партах конверты со словами: шарик, дочка, комарик, точка, бочка, фонарик.

 Возьмите из конвертов слова. Подберите слова, которые складно произносятся.

 Что же у вас получилось? (рифмы)

Проверка:

 Прочитайте рифмы к слову шарик, бочка.

2. Нахождение рифм (с.38)

 Это стихотворение написал английский поэт. Прочитайте его внимательно и скажите, какие слова вам непонятны.

Рифма

Корпели десять мудрецов

Над рифмой к слову «Азия»

Бумаги кучу извели

Но рифму так и не нашли

И крикнули в конце концов:

- Какое безобразие!!!

Д. Ривз

 Что значат слова: Корпели, извели, «Азия»?

 Найдите сова - рифмы и подчеркните их одинаковым цветом

 Так мудрецы нашли рифмы к слову «Азия» или нет?

Проверка на компьютере

ФИЗМИНУТКА.

Проводится под музыку «Улыбнись улыбкою своей».

- Ребята, отдохнем. Улыбнитесь, пожалуйста. Помассируйте мышцы улыбки. Выполним круговые движения, а потом помассируем верхнюю губку, а теперь нижнюю. Улыбнемся, а потом губки вернем в исходное положение.

/Когда дети выполняют задание, учитель рассказывает им о том, что когда мы улыбаемся, мы улучшаем свое здоровье. Работа мышц лица связана с работой мышц ряда внутренних органов. Когда мы улыбаемся, то у нас повышается настроение и убиваются некоторые болезнетворные бактерии. А плохое настроение, злоба, отрицательные разъедают наше тело. Поэтому чаще старайтесь улыбаться./

- «Поделись улыбкою своей!» Как вы понимаете эти слова?

(Поделись своей радостью)

- Ребята, старайтесь чаще улыбаться друзьям, знакомым, родителям, соседям. Своей улыбкой вы им поднимите настроение.

3. Чтение сказки

 Что называется рифмой? (Рифма - созвучие конца стихотворных строк)

 Сейчас вы прослушаете сказку Б.Шергина "Рифмы".

Перед чтением дать пояснения к просторечивым формам слов "твово", "ероплан".

Словарная работа: "твово", "ероплан"

"Шиш по своим делам в город шел. Дело было зимой, холодно. Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:

- Здравствуйте, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству.

- Здравствуйте молодой человек!

А Шиш опять:

- Как супруга ваша поживает, как деточки?

Дятька говорит:

- Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на сани, подвезу вас.

Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.

Он говорит:

- Дяденька, давайте играть в рифмы.

- Это что такое - рифмы?

- А давайте так говорить, чтоб складно было.

- Давай.

- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

- Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:

- Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

Дядька говорит:

- Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

- Это, дяденька для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.

 А дальше попробуйте сами придумать продолжение сказки, по имеющимся у вас репликам. Подумайте, где - чьи слова? Разыграйте в группах диалог.

- Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

- Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман,

Кошка плачет и рыдает,

Твово дедушку ругает.

- Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

- Это, дяденька для рифмы.

- Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?

- Меня зовут ... Федя.

Дятька говорит:

- Если ты Федя,

То поймал в лесу медвдя.

На медведе поезжай,

А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.

Дядька говорит:

- Если ты Степан,

Садись на ероплан.

На ероплане и летай,

А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Степан, а ... Силантий.

Дятька говорит:

- Если ты Силантий,

То с моей лошади слезантий!

- Что ты, дяденька: такого и слова нет - "слезантий".

- Хотя и нет, все равно слезай с саней.

Шишу и пришлось слезть с саней. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, то ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

Твово - твоего; ероплан - аэроплан, самолет.

 Прочитайте, какой один стишок сочинил Шиш? /стр 41/

 Почему Шиш придумал такой обидный стишок? (для рифмы)

 Найдите рифмующиеся слова (похожие по звучанию) (Кузьму возьму)

 Прочитайте 2 стишок, придуманный Шишом. Какие слова в нем рифмуются?

 Каким образом дядька ответил своему обидчику? (Дядька сочинил стихи, в которых велел Шишу слезать с лошади).

• прочитайте 1 четверостишие. Какие слова в нем рифмуются?

• прочитайте 2-е четверостишие. Какие слова рифмуются в нем?

• прочитайте 3-е четверостишие. Что в нем смешного?

Для того, чтобы зарифмовать слово "Силантий" дядька, придумал новое слово "слезантий" вместо "слезай".

 Чему учит эта сказка? (отвечать добром на добро)

V. Импровизации. Игра с мячом в рифмы

 Сейчас мы будем играть в рифму. Я кидаю вам мяч и называю слово, а тот кто ловит мяч - называет рифму к этому слову. Рифма не должна быть бессмысленной.

• палка - галка мишка - книжка

• глаз - тарас зима - тьма

• щука - наука сундучок - сверчок

• тень -день тигры - игры

• рог - носорог арбуз - вкус

• цапля - пакля мишка - шишка

• чемодан - великан рубаха - черепаха

• зверек - хорек щенок - носок

• огонек - звонок автомобиль - пыль

• артист - машинист артист - солист

• вокалист - журналист киска - крыска

VI. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

 Наш урок подошел к концу. Что такое рифма?

 Чему научились?

 Что на ваш взгляд было самым сложным на уроке? А интересным?

 А урок давайте закончим картиной настроения. Выберите из рисунков-символов, что лежат у вас на столе ту, которая выражает ваше настроение, вызванное уроком. И прикрепим его на доску.

(Дети выходят к доске и прикрепляют карточки.)

 - По картине настроения видно, что урок вам понравился.

Я очень рада.

Спасибо!

Урок окончен.

© 2010-2022