- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по курсу ОРКСЭ Модуль: «Основы мировых религиозных культур». Тема «Семья»
Урок по курсу ОРКСЭ Модуль: «Основы мировых религиозных культур». Тема «Семья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова Е.А. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Разработка урока по курсу ОРКСЭ
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: «Семья»
Михайлова Елена Александровна
Учитель начальных классов
Г. Чернушка, Пермский край
1. Тема урока: Семья
2. Класс: 4
3. Тип урока: комбинированный урок
4. Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья - это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
5. . Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) - познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии - регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах - коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.
6 Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Урок по теме: «Семья.
Организационный момент.
Учитель:
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать.
Мотивация.
Учитель:
- В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? - спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты - не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.
Учитель:
- Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
- Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.
Определение темы и целей урока
Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна… (Семья!)
- Сегодня мы поговорим о семье? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья»)
- Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы?
Дети: - Что такое «семья»?
- Для чего люди создают семью?
- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?
Учитель: - Мы также ответим на вопросы:
1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?
2. Как называются люди, объединённые одной семьёй?
Учитель 2:
- У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).
Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
Учитель 1:
Для чего же человеку нужна семья???
(ответы детей)
Кластер «Задачи семьи»
Учитель 2:
- Давайте определим какие важные задачи должна решать семья. Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей)
Учитель 1:
- Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»
- Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.
- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
- Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?
- Как должны жить люди в браке?
(Групповая работа)
Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа - Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа - Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа - Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа - В чём состоит значение брака в буддизме?
- Как называются люди, объединённые одной семьёй? (Родственники, родные.) - Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (- Родителей: маму и папу.) - А кем вы приходитесь свои родителям, как вас называют?( - Дети, ребёнок, сын, дочь.) - Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь? (-Бабушки и дедушки.) - А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся? ( - Дядями и тётями.) - Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? - Прочитайте библейскую историю и ответьте на вопрос: Как дети должны относиться к свои родителям? - У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым - он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам - один из сыновей Ноя - вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего - к родителям - Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете? На что и клад - коли в семье лад. Дом вести - не бородой трясти. Когда семья вместе - так и душа на месте. В семье - и каша гуще. Один в поле - не воин. Семья в куче - не страшна и туча.
- Что же такое семья?( - Ответы детей.) - Ученик читает стихотворение: Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Работа в группе. Составление схемы «Моя семья»
Сейчас давайте представим, что каждая группа - это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений
Список №1.
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.
Список №2.
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.
Список №3.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.
Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.
Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче - не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»
Рефлексия
Учитель 2:
Сейчас давайте вернемся к нашим символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился - гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение - вопрос.
Учитель 1:
- Ребята, давайте возьмем наши цветы-символы в руки. Чувствуете, какие они красивые и хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность - нашу семью. Прикрепим же символы нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья - это сильная страна.
(клип "Гимн семье")
youtube.com/watch?v=EBXCktvZPAk
Учитель 2:
- А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, по очереди закрасьте их цветным карандашом.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Прикрепите свои домики на карту.
- Цвет окошек подсказывает, что в ваших семьях живет мир и согласие.
- Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.
Семья - мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Домашнее задание
Учитель 2:
- Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи, придумать герб семьи.