Творчекий отчет на тему: «Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОУ « Виньковская начальная общеобразовательная школа»





Творческий отчёт
« Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения»

Учителя начальных классов Данилочкиной Елены Вячеславовны 2012 г.






Работа с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе . Цель: Формировать нравственные качества личности : Чувство патриотизма, чувство любви к своей Родине, своему народу; Приобщать детей к красоте , мудрости народного слова Ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Развивать у детей наблюдательность, речь, чувство юмора, обогащать их знание об окружающем мире. Обогащать и активизировать словарь обучающихся; Развивать устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность; Развивать поэтический слух. Должен ли современный человек использовать в своей речи пословицы и поговорки? Давно замечено ,что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Пословицы и поговорки - это малые жанры устного народного творчества. Эти « народные педагогические миниатюры» могут служить прекрасным средством воспитания и развития младших школьников. Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает обучающихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире. Младший школьный возраст важный этап социализации ребёнка. На этом этапе можно исправить негативные последствия пробелов дошкольного воспитания, наработать для ребёнка социальные качества. Младший школьный возраст - период , в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Не потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей. Запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие. Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно- поучительный характер. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании. Оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством как воспитания, так и обучения. Привлечение пословиц и поговорок обогащает учебный процесс. Благодаря умело включенным в основу урока пословицам описываемые явления и события представляются наглядно-образно, углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к прочитанному. Чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Требования сегодняшнего времени таковы, что мало уметь читать, находить главную мысль, необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. При этом происходит формирование и повышение культуры речевого общения. Ценностью является для человека всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-исторический, т.е. быть значимым для отдельной человеческой общности в определённый период её исторического развития . «Ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро. Вхождение в учебную социальнозначимую и оцениваемую деятельность ставит первоклассника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своём поведении. Формируя личность маленького ребёнка, мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному опыту русского народа, к пословицам и поговоркам «…ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц…». Этого взгляда придерживались выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколения. «Мы учим русскому народному языку на пословицах, - говорит К.Д. Ушинский, - ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в пословицах, не знаем». «Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта», считал К.Д. Ушинский. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»,- отмечал К.Д. Ушинский в работе «Первая книга после азбуки». Вплотную смыкается со взглядом К.Д. Ушинского в своей оценке народных пословиц, их роли и месте в усвоении детьми родного языка при обучении грамоте Л.Н. Толстой. В его «Азбуке» пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Эти свойства пословиц и привели Л.Н. Толстого к мысли использовать их в качестве важнейшего учебного материала, отвечающего методическим требованиям и ценного в образовательном и воспитательном отношениях. В народных пословицах и поговорках Л.Н.Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: цели чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».Сходство взглядов и позиций двух великих русских педагогов относительно роли народных пословиц и поговорок в обучении значительно тем, что оно направляет каждого, кто занят воспитанием и обучением младших школьников, к неисчерпаемому в своих богатствах источнику духовного развития - народному творчеству. В УМК по традиционной системе ведётся работа над формированием нравственных ценностей на материале пословиц и поговорок . Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки; рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского народного характера. «Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка». Отсюда напрашиваются вывод: необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире, т.е. нравственно - этически воздействуют на слушателя.






















Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка по традиционной системе. При работе с пословичным материалом следует обратить внимание на следующие моменты:
  • Знакомство с мудрым словом возможно не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках;
  • Подбирать и применять только те пословицы и поговорки, которые доступны пониманию обучающихся;
  • Пословицы и поговорки можно использовать на любом этапе урока;
  • Количество пословиц и поговорок, которые можно давать детям- не более 7-9. Именно такое количество предложений младшие школьники способны осмыслить за урок.
Школьники не просто читают, списывают и запоминают пословицы и поговорки, они связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы и поговорки активизируются, то есть входят в детское употребление. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками. Задача учителя - показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину. В I-IV классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме этого, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи. Главными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, являются «Русская азбука», « Литературное чтение», а также детская художественная литература. На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного. Дети охотно читают пословицы и поговорки и обсуждают их смысл. Многие из пословиц им понятны. Чтобы помочь ученикам лучше понять смысл пословиц и поговорок, нужно ставить вопросы, дающие возможность оценивать действительность. Наиболее целесообразными являются вопросы : Как вы понимаете эту пословицу? Какие качества людей ценит народ? Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием пословицы? Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации? Как бы поступили вы? Почему? Сначала выясняем: какие из пословиц подходят к произведению и только потом работаем над ними. Можно предложить другую работу - найдите отрывки, которые соответствуют иллюстрациям, найдите эпизоды из произведений, соответствующие пословицам. Существует несколько видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения. 1. Подбор пословиц по темам. Начинать эту работу надо с I класса. В «Русской азбуке» при изучении каждой буквы приводятся 2-4 пословицы или поговорки. Во II классе тематический подбор пословиц хорошо организовать при чтении произведений, посвященных 8 Марта, о домашних и диких животных. На итоговом уроке по теме «Зима. Люблю природу русскую» можно предложить учащимся следующие пословицы и поговорки: «Мороз не велик, да стоять не велит»; «Снегу много - хлеба много»; «Мороз и железо рвет и на лету птицу бьёт»; «В зимний холод всякий молод»; При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, учитывать то, что обучающиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводят пословицы иногда, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Обучающиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет. В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику. Пословицы о пользе учения можно привести при чтении в IV классе «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца: «Без ученья нет уменья»; «Красна птица пером, а человек - ученьем»; «Учись доброму - так худое на ум не пойдёт»; «Грамоте учиться - всегда пригодится». 2. Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения. В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность. Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся во II и III классах. Но недостаточно только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками, важно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне или объяснить, почему они вошли в фонд народной фразеологии. 3. Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения. Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем - предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием. Анализ пословиц - заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения. 4. Использование пословиц при работе над сочинением. В этом случае различают два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение. Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Обучающиеся имеют специальные тетради с пословицами и поговорками, к которым они подбирают соответствующие картинки и используют их при составлении устного рассказа по пословице. Пословица, которая служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание, предоставляется бόльшая свобода фантазии детей. Продолжая работу с пословицами, можно предложить обучающимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше пяти-шести в 3-м классе и больше десяти в 4-м классе. Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну - две пословицы по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы. Затем дается новая тема, по которой также подбираются пословицы. Время от времени, учитывая содержание рассказов, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы. Наконец, художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки - все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа. Но в основном они используются на уроках чтения и русского языка. 5.Пословицы на уроке русского языка. Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности обучающихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят обучающиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения. Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками иллюстраций подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение. После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства. Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся. Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе. 6. Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных . ( Приложение 1) На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением. Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы: Конe'ц - делу венец; Кo'нчил дело, гуляй смело, в одной из которых имеется слово с безударным гласным, а в другой в этом слове этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова конe'ц и кo'нчил, гласную букву о и ударение выделяют красным карандашом. Пословицы заучиваются как пример к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением .Метод подстановки применяется и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед согласными. Поэтому учитель обязан добиться того, чтобы учащиеся хорошо усвоили метод подстановки и не затруднялись в его применении. Пословицы, которые могут быть использованы как иллюстративный материал, не только позволяют наглядно объяснить сущность этого приема, но и, сохраняясь в памяти учащихся, служат образцом для других аналогичных случаев. Так, в 1-м классе ученики заучивают поговорку: Береги нос в большой мороз. При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во 2-м классе учитель вспоминает эту поговорку, записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз. Обучающиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с, а в другом з. Учитель разъясняет, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос-носа, мороз-мороза. При этом сомнительные согласные на письме выделяются. Таким образом, объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле. На одном из последних уроков, отведенных учителем для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, для проверки знаний учащихся по теме можно провести такую работу. В классе вывешивается плакат со следующими пословицами: Слаще всех плодов - плод честного труда; Свой глаз - алмаз; Дороже алмаза свои два глаза; Не шуба греет, а хлеб; Береги колхоз - получишь хлеба воз. Обучающиеся, прочтя пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их на доске и в тетрадях столбиком. После этого в пословицах подбирают к выписанным словам однокоренные слова, с помощью которых можно было бы объяснить написание той или иной согласной на конце слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными: плод - плодов, глаз - глаза, алмаз - алмаза, хлеб - хлеба, колхоз -воз . Без проверочных слов оказываются слова колхоз и воз. Обучающиеся объясняют, почему в этих словах пишется з на конце. Затем учитель обращает внимание на слова труда и шуба, которые есть в пословицах. Обучающиеся устанавливают, что эти слова дают возможность определить, какую букву следует писать на конце у слов труд и шуб (род. п.). Слова труд - труда, шуба - шуб дописываются к уже записанным словам. Закончив работу с плакатом, учитель предлагает ученикам написать пословицу Зеленый наряд радует взгляд и подобрать к словам с сомнительными согласными на конце проверочные слова. 7.Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными . Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова. Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов. В данном случае рекомендуется использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например: У коровы молоко на языке; Мороз да метели под февраль налетели; Яблоко от яблони недалеко падает; Человек без Родины, что соловей без песни. Работу над пословицами со словами, которые не проверяются правилами, следует увязывать с выполнением отдельных упражнений по учебнику. ЯЗЫК Грамота- второй язык. Не спеша языком, торопись делом. Языком капусту не шинкуют. От доброго слова язык не отсохнет. УРОЖАЙ Кто науку уважает, тот бывает с урожаем. Больше землю удобряй, выше будет урожай. Хороший снежок урожай сбережет. Упустишь время - потеряешь урожай. Обучающиеся имеют тетради с пословицами, куда они систематически выписывают пословицы и используют при изучении и закреплении орфографии отдельных слов. Обучающимся дается задание: найти в тетради и выписать пословицы с указанными словами. В 3-4-м классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается пять-шесть слов с непроверяемыми гласными, которые выделяются или подчеркиваются цветными мелками. Например: ворона, топор, соловей. Затем вывешивается плакат с пословицами. Слова, не проверяемые правилами, на плакате не пишутся . Не учи орла летать, а … петь. Крепкую дружбу и … не разбудишь. … поет месяц, а … каркает круглый год. Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные. В дальнейшем задание несколько усложняется. На доске записывают слова. Например: соловей, воробей, топор, дорога, собака. Затем учитель читает пословицы, пропуская слово с непроверяемыми гласными. Учащиеся должны определить, какое слово пропущено, и назвать всю пословицу. Когда пословица будет названа правильно, ее записывают в тетрадь. Приведем пословицы с названными выше словами. (Слова, которые пропускает учитель, даны в скобках.) Ученому везде (дорога); Что написано пером, то не вырубишь (топором); Слово не вырубишь (топором); Слово не (воробей), вылетит - не поймаешь; На смелого (собака) только лает, а труса кусает; Ласточка день начинает, а (соловей) кончает. Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. 8.Пословицы при изучении слов с двойными согласными. Изучение написания слов с двойными согласными опирается на зрительный и рукодвигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написании слов с двойными согласными хорошо использовать плакат с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются. Ссора до добра не доводит. При закреплении этого материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы: Не даром говорится, что нужда коллектива боится; Весенний день год кормит. ; Хороший лен - дохода миллион; Русский солдат не знает преград. Подчеркнутые слова пишутся цветными мелками. Обучающиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов. Затем учитель стирает слова с двойными согласными, после чего учащиеся списывают пословицы, дописывая отсутствующие слова. В 3-м классе при изучении этой же темы прежде всего вспоминается написание уже известных учащимся слов. Учитель напоминает, что во 2-м классе они записали и изучали пословицы, в которых есть слова с двойными согласными, и предлагает их вспомнить. Ученики называют пословицы, а нужные слова записывают на доске, выделяя двойные согласные цветными мелками. Если учащиеся затрудняются, то следует напомнить им слова: коллектив, русский, весенний миллион, ранний - или напомнить сами пословицы. Затем записываются новые пословицы: Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку; Весенние ветры приносят летние дожди; Русский в словах горд, в делах тверд. Слова с двойными согласными подчеркиваются. После повторения известного материала учащиеся выполняют упражнения по учебнику, в которых приводятся новые слова с двойными согласными. В 3-м или 4-м классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц. Примерный текст диктанта: Всякая ссора красна миром. Утренний дождь путника не остановит. К дому друга дорога никогда не бывает длинной. Осенняя сушь что острый нож. С ремеслом дружи, в коллективе живи. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. Ниже приводится ряд пословиц, которые могут быть использованы при повторении написания слов с двойными согласными в 3-4-м классах. Храброму не нужна длинная шпага; По дрожжам пирогов не узнаешь; Худой мир лучше доброй ссоры; Ранняя осень - убыток, поздняя осень - достаток. (Кит.); Острый язык - дарование, а длинный - наказание; Один утренний час лучше двух вечерних. (Англ.); Между "говорить" и "делать" - длинная дорога. (Испан.); Если в чужой стороне идет золотой дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на своей земле. (Афр.). Пословицы при изучении Ь как знака мягкости и как разделительного знака. Уже во 2-м классе учащиеся учатся различать ь, который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь, который отделяет согласный звук от йота, на письме обозначаемого вместе с последующим гласным буквами е, ё, ю, я. При закреплении этого материала в 3-м классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик - слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком. Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке .Вся семья вместе, так и душа на месте. ; Ученье - путь к уменью; Маленькое дело лучше большого безделья; Если зимою вьюги, то летом - ненастье. 9.Использование пословиц при изучении грамматики. Пословицы и поговорки используются на уроках русского языка при повторении отдельных тем или целых разделов грамматики. Организуя такой урок, учитель должен тщательно продумать домашнее задание, подготовить наглядные пособия. Последние могут изготовить сами учащиеся. Так, в 3-м классе повторяется тема "Вопросы к существительным, окончание существительных". Учитель накануне дает задание подобрать две-три пословицы со словом труд и записать их. На уроке используется плакат с пословицами. Каков мастер, такова и работа. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется. На работу с радостью, а с работы с гордостью. По работе и мастера знать. Обучающиеся читают пословицы, находят слово, которое повторяется во всех пословицах, устно ставят вопрос, выделяют окончание. После работы с плакатом учитель предлагает учащимся прочитать записанные ими дома пословицы, ставя к слову труд вопрос и выделяя окончание. Затем все записывают пословицы: Труд кормит, а лень портит; Землю солнце красит, а человека - труд; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Суди о человеке по его труду; Белые ручки чужой труд любят; В труде рождаются герои. После того как все пословицы будут записаны, учитель просит привести пословицу, в которой слово труд отвечает на вопросы чего?, что? И другие вопросы. Ученики приводят нужные пословицы, выделяют окончание. При повторении в 3-м классе темы "Слова, обозначающие качество, признак предмета" рекомендуем использовать плакат с пословицами, у которых прилагательные должны быть закрыты. (Здесь они даны в скобках.)(Маленькое) дело лучше (большого) безделья.(Родная) сторона - мать, (чужая) - мачеха.(Старый) друг лучше (новых) двух.(Черная) земля (белых) рук не любит. Зимой снег (глубокий) - летом хлеб (высокий).Не нужна соловью (золотая) клетка, а нужна (зеленая) ветка. У мудрого человека (длинные) уши и (короткий)язык. Обучающиеся отгадывают прилагательные, определяют, что они обозначают. На дом дополнительно дается задание: подобрать две-три пословицы со словами, обозначающими качество, признак предмета. На следующем уроке устно разбирают несколько пословиц. Лучшие записывают, подчеркивая прилагательные. Особенно широко привлекаются пословицы и поговорки при изучении глагола в 4-м классе. В ряде упражнений в учебнике русского языка примерами служат пословицы. Они используются при изучении правописания личных окончаний глаголов, третьего лица глаголов с частицей -ся и неопределенной формы глагола с -ся, при закреплении правописания не с глаголами. Однако не следует ограничиваться только теми упражнениями, которые даются в учебнике русского языка. Учитель может использовать и другие виды работы с пословицами. Методика работы на уроках по составлению устных рассказов по пословице должна быть постоянной и постепенно усложняться. Вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую иллюстрацию можно подобрать или нарисовать к этой пословице. Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Например, в III классе можно предложить сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель дает задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану сочинения придумывают примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение. Вот некоторые темы, при написании которых можно использовать пословицы и поговорки для III-IV классов: «Моя мама» (пословицы о маме); «Времена года» (пословицы о зиме, осени, весне, лете); «Мои друзья» (пословицы о дружбе); «Москва - столица» (пословицы о Москве). Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Но, чтобы добиться в этой работе успеха, одного этого вида подготовки недостаточно. Следует использовать материал и задания, которые есть в « Литературном чтении». В I-IV классах на уроках чтения учащиеся составляют близкий к тексту или свободный пересказ прочитанного. Такую работу можно усложнить, предложив учащимся при передаче содержания произведения применить пословицу, которую приводит учитель или подбирают сами ученики. Учить использовать пословицы в своей речи следует при опросе или беседе на ту или иную тему. Так, беседуя о зиме, учитель спрашивает, в каком месяце начинается год, предлагает на этот вопрос ответить пословицей «Январь - году начало, зиме - середина». 10. Использование пословиц и поговорок в играх.( Приложение 2) При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки. К.Д.Ушинский считал, что «моральный намек» пословиц для младшего возраста недоступен. Ценность же пословицы для школы он видел в том, что она «описывает коротко и метко и прекрасным народным языком какое-нибудь действительное явление из жизни природы или человека». Поэтому при разборе пословиц и поговорок, например: «Кошке - игрушки, а мышке - слёзки», «В пустой бочке звону больше», «Горшок котлу не товарищ», учитель только спрашивает: «Почему звону больше в пустой бочке?», «Почему мышке - слёзки?», «Почему горшок котлу не товарищ?» Этими вопросами и раскрывается смысл пословиц. Работа над пословицами, поговорками должна в итоге, с одной стороны, обогащать представления учащихся о жизни через уяснение смысла пословиц, а с другой - вводить детей в «лучший народный язык» (К.Д. Ушинский). В сложном деле воспитания среди помощников одно из важных мест принадлежит пословицам и поговоркам. Использование пословиц в работе нужно рассматривать как материал, который поможет учителю улучшить процесс изучения литературы. Употребление пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают урок чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Постоянная систематическая работа в школе над пословицами и поговорками очень многое даёт обучающимся. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц , понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь обучающихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает обучающимся любовь к устному народному творчеству. Не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него. Фрагменты уроков с использованием пословиц и поговорок. Фрагмент конспекта урока чтения по традиционной системе во 2 классе на тему: «Загадки, пословицы, поговорки». Цели: 1) работать над формированием нравственных ценностей у детей; продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; 2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать; 3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру общения. Ход урока:
  1. Работа с пословицами.
  2. Рассказ учителя:
Пословицы и поговорки- широко распространённый жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времён. Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли- на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы - крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей. Беседа. На доске: Поговорка- цветочек, пословица - ягодка. Чтение пословиц: (прочитав пословицу учитель спрашивает детей) - Понравилась ли вам пословица? Мне она тоже очень понравилась. Почему же так говорят : «Поговорка - цветок, пословица - ягодка»? Что значит слово «цветок»? Ответы детей: ( Из цветка появляются красивые цветы.) - Значит поговорка это что-то красивое? - А можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из него вырастет плод? (Нет.) -Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем завершённая мысль. О пословице сказано, что она ягодка. А что значит слово «ягодка»? (Ягодка - это плоды .) - А плоды какие бывают? ( яблоко, груша, малина) - А раз ягода - это плод, а плоды мы с вами употребляем в пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно. - Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы, которые ей дал сам народ. Как вы думаете, почему «пословица недаром молвится»? ( Она нужна людям. Она помогает понять главное. В ней есть оценка хорошему и плохому.) Работа над смыслом пословиц . Пословицы разнообразны по своей тематике. Мы с вами разберём пословицы только по нескольким разделам. а) - Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух хорошо читающим учеником). - Как вы понимаете эти пословицы? ( Нужно защищать свою Родину. Наши деды отдавали жизнь за Родину). - Согласны ли вы с этими пословицами? - Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как родную мать) .- Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню). б) - Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа). Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг - это человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную минуту, помогает). в) - Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии.(аналогичная работа)
  • Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям, друзьям? Как? ( Я помогаю маме - мою посуду, подметаю пол. Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь сделать это как можно лучше).- Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают).
Физминутка для глаз. Игра « Собери пословицу».( Приложение 2) Ребята подул ветерок и наши пословицы разлетелись. Ваша задача собрать пословицы правильно. г) - Прочитайте пословицы о лени и нерадивости.(аналогичная работа).Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет). д) - Прочитайте пословицы о природе (аналогичная работа). Слово учителя: - Послушайте, что сказал великий писатель А.С.Пушкино пословицах: « А что за роскошь ,что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!», « Имеешь ум - следуй за умом, нет его - следуй за пословицей».

Урок по литературному чтению в 4 классе Тема: « Пословица- недаром молвится». Пословицы и поговорки русского народа. Цели урока: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством - «малыми» жанрами фольклора. 2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок. 3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора. 4. Воспитывать чувство уважения к мнению других, 5.Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе; 6.Развивать навык самостоятельной и групповой работы. Ход урока: I. Организационный момент. - С каким настроением вы пришли на урок? II. Вызов. - Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать, корень как в слове дословный, суффикс из слова ученица, а окончание, как в слове рука. (пословица). - Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. «Пословица недаром молвится». Пословицы и поговорки русского народа. Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить - правильно оно или нет. ( Дети показывают зелёный цвет- да, красный- нет) Игра Да - Нет
  • Пословица является народной мудростью. (+)
  • Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)
  • Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)
  • Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)
  • В пословице есть ритм и рифма. (+)
  • Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)
- Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. ( портрет В.И. Даля) Кстати, отец В.И. - датчанин, а мать - немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. - В чем же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора.

- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

1 задание. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.

1. " Друга ищи, а нашёл- береги. " - это ... , так как … 2. "Семь пятниц на неделе" - это …, так как … А) поговорка Б) пословица В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения. Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей. Примеры ответов: " Друга ищи, а нашёл - береги. " - пословица, так как это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей. "Семь пятниц на неделе" - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода. - Давайте оформим наши знания в виде кластера, схемы. ( на доске) пословица поговорка краткость, меткость, мудрость поучительность, содержит вывод ритм, рифма отношение к чему-либо, без вывода Задание 2. Для каждой группы у меня есть выражение. Внимательно прочитайте его и определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу. Работаем командой - «Один ум хорошо, а два лучше». Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания. Хороша кашка, да мала чашка. Ума палата. Работать с огоньком. Слово не воробей, вылетит не поймаешь. III. Осмысление содержания. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте выразительно пословицы первой группы. Какова тема этих пословиц? А второй группы? Самостоятельно, по группам, определите темы остальных разделов пословиц. Обратите внимание на слова для справок на ваших партах. (Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость, учение). - «Делу время - потехе час». Физминутка. Дыхательная гимнастика. Давайте вплотную поработаем с текстами пословиц и поговорок. Для того чтобы охватить больше народной мудрости, мы разделились на группы: « Собиратели пословиц», « Редакторы» Каждая из групп выполняет свою учебную задачу. Найдите в папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, спросите у учителя. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи. Для собирателей даны части: «Отвяжись худая жизнь», «себя увеселить», « «сам поглупеешь».«привяжись хорошая», «с глупым возиться». Для редакторов. Сделайте из поговорки пословицу, добавив нужные слова. Чужими руками жар загребать.
Выступления групп с ответами. IV. Рефлексия. Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки? - Составление синквейна. Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека. У себя на парте вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь. - Чтение синквейнов. Посмотрите, что получилось у меня. Пословица. Мудрая, верная. Учит, обобщает, помогает. Передается из уст в уста. Народная мудрость. Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому Гоголь и говорил, что «…в пословицах все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, - все шевелящее и задирающее за живое…». А народ сам оценил этот жанр: «Пословица к слову молвится», «Пословица не в бровь, а в глаз», «Пословица - всем делам помощница». V. Домашнее задание. Первая группа подберёт пять пословиц на тему: счастье, вторая группа на тему семья. дети (на выбор).

Тема: Обобщение изученного о глаголе.( 4 класс) Цель: обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, закрепить правописание безударных личных окончаний глагола; развивать устную и письменную речь; внимание; мышление; воспитывать любовь к родному языку с помощью пословиц и поговорок. Оборудование: опорные схемы и таблицы, карточки с пословицами, карточки с названиями станций сигнальные карточки ", учебник "Русский язык", часть 2 ( Т.Г. Рамзаева) Ход урока: 1. Организационный момент. Сообщение темы урока. - Ребята, сегодня наш урок будет необычным, у нас гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение. Ученик: Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады и хлеб в полях растет. О чем же это стихотворение? Да, вы верно отгадали тему урока: "Глагол". Мы отправимся в удивительный город Слов. В этом городе слова играют с детьми, а дети - со словами. Помогут нам в сегодняшней работе произведения устного народного творчества. Вспомните, что относится к таким произведениям, и почему они так называются? (К произведениям устного народного творчества относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки; а называются они так потому, что их придумал народ, и передавались они из уст в уста). 2. Минутка чистописания. - Начинаем нашу работу с минутки чистописания. Д д радость (Пишем за учителем) - От чего мы испытываем радость? (От хорошего настроения, от результатов своей работы) - Да, вы правы. Радость - это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе. Запишите предложение: Где труд, там и радость. - Что мы записали? (пословицу) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Работа приносит нам радость, особенно, если результаты работы хорошие). - Подберите однокоренные слова к слову "радость". (ответы детей) На доске: радостный радостно радовать - Что вы скажете про последнее слово? (Это глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос Что делать? имеет суффикс - ть.) - Почему он так называется?(У него нельзя определить время, число, лицо) - Устно образуйте глаголы настоящего времени.(Радую, радует, радуются) - А что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику. - часть речи - обозначаю действие предмета Я - отвечаю на вопросы: что делает? Что сделает? и др. - изменяюсь по временам, числам, лицам, родам (в пр.вр.) - имею начальную форму - в предложении чаще бываю сказуемым - Молодцы! Вы все вспомнили о глаголе. 3. Словарная работа. - В городе Слов нужно бережно и внимательно относиться к словам и уметь правильно их употреблять и писать. Отгадайте пропущенные слова в пословицах и запишите их. (Словарную работу проводит первый ряд. Дети по очереди читают пословицы, вставляют пропущенные слова и комментируют их. Имена существительные записываются в именительном падеже.) 1. Много (желать) - добра не видать. 2. Не спеши (языком), торопись делом. 3. За двумя (зайцами) погонишься, ни одного не поймаешь. 4. (Мороз) невелик, а стоять не велит. 5. Доброе братство дороже (богатства). 6. У работающего в руках дело огнем (горит). 7. Кто (вчера) солгал, тому и (завтра) не поверят. 8. (Месяц) светит, да не греет. 9. Не (одежда) красит человека, а его добрые дела. 4. Повторение. Станция "Вспоминайка". Запишите пословицу: Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет. ( повеств.,невоскл., распр., с одн. чл.) - С помощью каких слов в пословице показано, что происходит с дружбой? К какой части речи относятся эти слова? Разберите это предложение по членам предложения.( синтаксический разбор) 5. Станция "Угадайка". - Следующая наша остановка на станции "Угадайка". Вы узнаете, как изменяются глаголы, если замените формы 1 лица единственного числа глаголами неопределенной формы. - А на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (Что делать? Что сделать?) ( Запись глаголов неопределённой формы на доске) (1) прошу, 2) терплю, 3) соберу, 4) пойму, 5) бегу, 6) тру, 7) подниму, 8) ловлю, 9) берегу. - Как же изменяются глаголы? - Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило. (Ответы) 6. Станция "Здоровье". Физкультминутка. - Мы прибыли на станцию "Здоровье", здесь отдохнем и отправимся дальше. 7. Станция "Словознайка". - Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (часы, дни, сутки, года) Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: "Время - это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками". - Какие пословицы со словом "время" вы знаете? (Делу - время, потехе - час. Время - не птица, за хвост не поймаешь.) - Произведем фонетический разбор слова "время" устно. Время - 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков. - Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени … глаголов. Инсценировка. Учительница спросила Лентяйкина. - Если я говорю: "Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются". Какое это время? Лентяйкин, не задумываясь ответил: - Утро! - А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (в настоящем) - А в каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают? (В прошедшем времени: что делали? что сделали? В будущем времени: что сделают? что будут делать?) Из пословиц, записанных на доске, выберите глаголы и запишите их по временам в три столбика, выделите окончания. На доске: Смелый находит, поговорим ладком. Сядем рядком, Кто много видел и слышал, Терпение и труд лень портит. Труд кормит, робкий теряет. Тот много знает. все перетрут. (Проверка. Один ученик "собирает" пословицы у доски, другой с места читает выписанные глаголы.) 8. Станция "Закрепляйка". - Итак, мы на острове "Закрепляйка". Вспомните, что называется пословицей? (Пословица - это краткое изречение с назидательным смыслом ,это умное, мудрое слово) - Какие у нее признаки? (Серьезное настроение, совет, наставление, поучение) - Пословицы помогают нам запоминать слова, которые пригодятся в жизни. Посмотрим, как вы умеете понимать смысл пословиц и правильно их записывать. а) индивидуальная работа (на карточках) - 4 человека Карточка 1. Спишите предложения, заменяя глаголы 2 - го и 3 - го лица множественного числа глаголами во 2 - ом лице единственного числа. Выделите личные окончания глаголов, проверьте их. Образец: Раньше начнешь - раньше и кончишь. 1. Раньше начнут - раньше и кончат. 2. Поспешат - людей насмешат. 3. Что заслужат, то и получат. 4. Без труда не вынете и рыбку из пруда. 5. Не посмотрите - не увидите, не расспросите - не найдете. 6. Что посеют, то и пожнут. б) коллективная работа (упражнение 473) - Прочитайте задание. - Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (определить спряжение) - Запишем пословицы с комментированием (по 1 пословице). - А теперь проверим, как справились ребята с заданием на карточке. Проверка индивидуальной работы с помощью сигнальных карточек. 9. Домашнее задание. - Составьте текст, заголовком которого будет одна из пословиц. 10. Станция "Итоговая". Выставление оценок. Что же мы повторяли сегодня о глаголе? - Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно? Что было трудным? А что интересным?
























Литература: 1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175. 2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. - М., 1988. - С.200. 3. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56. 4. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 1998. - С.240. 5. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 1999. - С.320. 6. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 2000. - С.384. 7. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана - Граф», 2001. - С.480. 8. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.- 1994.-№3.- С.12. 9. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 - 69. 10. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. - С.120 . 11. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 . 12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955. 13. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.- 2000.-№5.-С.20-22. 14. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. - Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51. 15. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная школа, 1997 г., №7,С.39-40. 16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- С.254. 17. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2001.- С.208. 18. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2002.- С.256. 19.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2003.- С. 256. 20. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863. Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665. 21. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44. 22. Ушинский К.Д. Собр. соч. - Т.6.-С.664. 23. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. // Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.


Приложение 1 Творчекий отчет на тему: « Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения»



























Приложение 2 Творчекий отчет на тему: « Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения»


32

© 2010-2022