Урок математики в 3 классе. Тема: «Площадь фигуры. Способы сравнения фигур по площади»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 3 классе. УМК «Школа России», автор Моро М.И.

Тема: «Площадь фигуры. Способы сравнения фигур по площади».

Цель: создать условия для выведения понятия «площадь».

Задачи:

1. Образовательные:

*познакомить с различными способами сравнения фигур: «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, путём подсчета клеток

одинаковой величины;

*закрепить знание свойств геометрических фигур,

*закрепить знания изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.

2. Развивающие:

*формировать коммуникативную компетентность: умение анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать;

*развивать наблюдательность, познавательные способности, пространственное воображение;

*развивать умение использовать математические термины;

* развивать исследовательские способности;

* развивать умение работать в парах;

*развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

* воспитывать сотрудничество.

Учебные материалы:

Учебник «Математика. 3класс» (авторы М.И.Моро, М.А.Бантова и др. УМК «Школа России», 3 индивидуальные карточки, тетради.

Оборудование: большие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); 3 смайлика с настроениями, карточка со словом «площадь», карточка «Площадь. Способы сравнения фигур по площади»; раздаточный материал: 13 красных кругов, 13 жёлтых кругов, 13 зелёных квадратов, 13 белых прямоугольников, 13 белых квадратов, 13 красных прямоугольников; различные геометрические фигуры (ромб, пятиугольник и другие) для физминутки, 6 конвертов с заданиями для групп, музыкальный центр.



Этап урока

Деятельность

Применяемые тех

нологии, приёмы, средства органи-зации урока

Оборудование


Учителя

Учеников

1.Организацион-

ный момент

2.Актуализация знаний. Повторе ние пройденного материала

3.Знакомство с но вым материалом








4. Построение проекта выхода из затруднений. Отк- рытие нового. Ра- бота в парах







Физминутка

5. Включение в

систему знаний и

повторение









Физминутка (гим-

настика для глаз)

6. Включение в сис-

тему знаний и пов-

торения


7. Домашнее зада-

ние

8. Рефлексия

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Фронтальный опрос

1. Проверка таблицы умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6,7. (Учитель кидает мяч, называя пример).

2. Логические задачи.

А) В кабинете 15 двухместных парт. В классе 29 учеников. Все

ли места за партами заняты, если все дети войдут в класс? (1

место будет свободным).

Б) За столом сидели 2 дочери, 2 мамы, 1 бабушка. Сколько че-

ловек сидели за столом? (3: девочка, мама, бабушка).

А) Создание проблемной ситуации

Отгадайте загадки.

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

Я фигура - хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик - мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

На доску вывешиваю геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

- Как можно их назвать?

- Назовите свойства данных фигур.

- Какая из них больше всего занимает места?

- Как определили?

Обвожу мелом квадрат по контуру и убираю фигуру.

- Что видите?

- Предположите: как называется место, которое занимает фи- гура?

- Обратимся к словарю Ожегова. Это понятие объясняется так: «Величина, которая указывает, сколько занимает фигура на плоскости - называется площадью».

- Повторим новое математическое понятие. (Вывешиваю карточку «площадь»). Прочитайте ещё раз это слово. Назовите изученные орфограммы.

Б) Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- Предположите, какая тема урока? (После ответов открываю на доске карточку «Тема: «Площадь фигуры»).

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

- Сегодня на уроке вы будете исследователями и самостоятель- но узнаете как можно сравнивать площади фигур.

Работа в парах (с раздаточным геометрическим материалом).

- Какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Круги, квадраты, прямоугольник).

Задание 1. Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур?

- Каким способом определили?

- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь.

- Площадь какого предмета больше? Каким способом пользо- вались?

Задание 2. Возьмите круг и зелёный квадрат. Можно ли «на глаз» сравнить их площади?

- Почему?

- Найдите другой способ сравнения.

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: площадь квадрата больше площади круга, а соответст- венно площадь круга меньше площади квадрата.

Задание 3. Возьмите 2 круга (они одинакового радиуса). Сравните их площади. Что заметили? Каким способом пользовались?

Вывод: при наложении фигуры полностью совпали, значит их площади равны.

Индивидуальная работа

Задание 4. Сравните площади тетради и учебника. Что можете сказать об их площадях?

Работа в парах

Задание 5. Возьмите белые квадрат и прямоугольник. Сравните. Можно ли «на глаз» сравнить их площади?

- Почему?

- А наложением? Почему?

- Проблема: как сравнить площади фигур, если «на глаз» и наложение одной на другую не помогает?

- Чтобы ответить на этот вопрос, переверните фигуры. Что вы видите?

- Что можете сказать о размерах клеток?

- Что можно сделать?

Вывод: в квадрате 16 клеток, а в прямоугольнике - 15. 16>15. Значит, площадь квадрата больше площади прямоугольника.

- Найдите глазами все геометрические фигуры, развешенные в классе.

Работа в группах

- Повторим правила работы в группе

* Работают все члены …

* Говорим в полголоса, чтобы…

* Внимательно слушаем друг друга, не…

* Один ученик защищает работу группы, говорит…

Задания выдаю в конвертах.

1 группа. Каждый из 2 прямоугольников состоит из 4-х квадратов разной величины.

Задание.

«Сравните площади фигур и сделайте вывод».

(Сосчитав количество квадратов в каждой фигуре, учащиеся могут прийти к ложному выводу, что площади данных фигур равны, так как число квадратов оказывается одинаковым. Возможно, дети сразу придут к верному решению).

- В чём дело? Может, вы ошиблись в подсчётах квадратов?

Вывод: при сравнении площадей фигур необходимо пользо- ваться одной и той же единицей измерения площади.

- О необходимости измерять площадь одной единицей измере-

ния мы поговорим завтра.

2 группа. 2 различные фигуры изображены на клетчатой бума- ге.

Задание. «Сравните площади фигур А и В. Докажите».

3 группа. Работа по учебнику с.51. Задача на смекалку.

Задание. «Как легче узнать, площадь какой фигуры больше?»

4 группа. С.51 №1

Задание. «На рисунке изображены фигуры, которые при нало- жении не совпадут. Докажите, что их площади равны».

5 группа.

Задание. «Составьте различные фигуры по цвету. Докажите, что их площади равны».

6 группа.

Задание. «Исследовать, какими мерками лучше пользоваться

для измерения площади прямоугольника?»

Микроитог. Давайте вспомним, что делали сегодня на уроке?

- Где в жизни вы встречались с понятием «площадь»?

Опережающее обучение.

- Может, кто-нибудь из вас знает, в чём измеряют площадь фи- гуры? (В квадратных см, квадратных м и т.д.). Об этом погово- рим подробнее завтра, а сейчас повторим пройденный матери- ал.

- Я тетрадочку открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою: ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь - за работу я примусь!

Напоминаю правила оформления работы в тетради.

С.51 №2 Примеры.

- Перед вами 4 столбика примеров. Я даю 5 минут. Правильно

рассчитайте свои силы: кто сколько решит. Главное - верное вып выполнение, а не быстрота.

Проверка: «цепочкой». Обращать внимание на правильность

чтения математических выражений.

№5 Решение уравнений (2-х).

- Домашнее задание: с. 51 №4 (задача), №5 (доделать). Задания

прокомментировать.

- Наш урок подходит к завершению. Подведём итог. Вспомните тему урока.Что такое площадь фигуры? Какие ис- следования вы провели?

- Продолжи фразу:

* «Сегодня я узнал (а), что…»

* «Мне захотелось…»

* «Меня заинтересовало, что…»

* «Я понял (а), что…»

- Мне хотелось бы узнать ваше настроение от урока. У вас на столе лежат кружки. Положите кружок в карман к тому смай- лику, который соответствует вашему настроению.

- Спасибо за работу. Молодцы!


Ученик говорит от-

вет и бросает мяч

обратно.

3 ученика работа-

ют на индивидуаль ных карточках.

Отгадывают загад

ки.




Геометрич.фигуры.

Называют свойств.

- Квадрат.

- Видно «на глаз», что квадрат больше, чем другие фигуры.

Значит, он места займёт больше.

- Квадрат. Место, ко

торое осталось от

квадрата. пппп де-

йеты де дет(ромб, пятиугольник и другие) для физминутки, 5 конвертов с заданиями для групп

Ответы детей.

Читает ученик.

Читают хором, по-

одному.

- «Площадь фигу-

ры».

- Учиться сравни-

вать и определять:

площадь какой фи- гуры больше или

меньше.

- Площадь прямоу-

гольника больше площади других фи

гур.

- Это видно «на глаз».

- Парты, окна, доска и т.д.

- Доска.

- «На глаз».

- Нет. Трудно.

- Одна фигура с уг-лами, а другая круг-

лая.

- Наложением друг

на друга. Круг пол-

ностью вместился в квадрат.

(Вывод)

- Площади одинако- вые. Можно наложе нием или «на глаз».

(Вывод)

- Площадь учебника

больше площади тетради, соответст-

венно площадь тет-ради меньше.

- Нет.

- Трудно сделать правильный вывод.

- Нет.

Дети высказывают

свои мнения.

- Клетки, из кото-

рых они состоят.

- Одинаковые.

- Посчитать клетки.

В какой фигуре больше клеток, та площадь будет боль ше.

(Вывод)

Двигаются, ищут глазами фигуры.

Заканчивают фразу

... группы.

.. не мешать другим

... перебиваем.

... громко и чётко.

Обсуждение.

-Та и другая фигура состоят из четырёх

квадратов. Но квад- раты разной величи

ны. Видно «на глаз», что фигура 1 больше фигуры 2.

(Вывод)

- А>B,т.к. фигура А

cостоит из 14 кле-

ток, фигура В-из 12;

14>12.

- Сосчитать клетки.

Площадь собаки больше, т.к. она из

48 клеток, а заяц из

42.

- Площади равны,

т.к. каждая фигура

состоит из 4 квадра

тов (клеток).

Работают у доски.

- Площади у этих

фигур равны, т.к.

каждая состоит из 5 квадратов.

Прикладывают кружки, треугольни

ки, квадраты.

- Квадрат - самая удобная мера пло-

щади.

Ответы детей.

-Когда делаем ре-

монт комнаты: при

покупке обоев, при

покраске полов.

При строительстве

дома, при планиро-

вании огородного

участка и т.д.

Ответы детей.

Работают в тетра ди.

Самостоятельное

выполнение задания

Работа у доски с

объяснением.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выкладывают

свои кружки по настроению к смай-

ликам.

Приём игрового

обучения.

Цель: создание психологического

комфорта и наст-

роя на начало уро-

ка.

Дидактическая иг-

ра.

Цель: развитие познавательной активности.

Цель: развитие

логического мышления.

Технология проб- лемного обучения

Приём, побужда- ющий диалог.






Метод работы со

справочным мате-

риалом.

Цель: развитие словарного запа- са.

Технология проб-

лемного обучения

Совместно с деть-

ми побуждающий диалог.

Метод исследова-

ния и сравнения.

Цель: развитие мышления, разви-

тие умения де-

лать выводы.

Применение тео-

ретических зна-

ний на практике,

связь с жизнью.




Технология проб-

лемного обуче-

ния. Совместно с

детьми побужда-

ющий диалог.


Здоровьесберега-

ющая технология

с использованием

ИКТ.

Цель: охрана здо- ровья у детей.

Методы коллек- тивного обучения

Цель: умение вы- сказывать, отста- ивать собсвенное мнение, прихо -дить к единому мнению.

Поисково-иссле-

довательские тех-

нологии.

Цель: развитие

умения исследо-

вать и приходить

к единому мне- нию.





Применение тео-

ретических зна-

ний на практике.

Связь с жизнью.

Опережающее обучение.

Цель: повышение

познавательного

интереса.


Дифференциро-

ванное обучение.


Здоровьесберега-ющая технология.

Технология дея-

тельностного ме-

тода. Приёмы

анализа и синтеза





Мяч, 3 индивиду-

альные карточки





Круг, квадрат,

треугольник, прямоугольник


Словарь Ожегова

Карточка «пло-

щадь»

Карточка «Тема:

«Площадь фигуры»

Геометр.фигуры


Круг, зелёный

квадрат


2 круга одинаково-

го радиуса

Учебник, тетрадь

Белые квадрат и

прямоугольник



Спокойная музыка


6 конвертов

Урок математики в 3 классе. Тема: «Площадь фигуры. Способы сравнения фигур по площади».


Урок математики в 3 классе. Тема: «Площадь фигуры. Способы сравнения фигур по площади».


5 и 5 магнитных

квадрата разного

цвета

Конверт с над-

писью «мерки».

Большой прямоу-

гольник, малень-

кие кружки, квад-

раты, треугольники





Карточки с фраза-

ми

Смайлики





ПЛОЩАДЬ

«Площадь фигуры»

Учиться сравнивать и определять: площадь какой фигуры больше или меньше.










1







2








А



В












© 2010-2022