- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ИЗО. 3 класс. Школа России. ФГОС
Рабочая программа по ИЗО. 3 класс. Школа России. ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бормисова О.Г. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ишпарсово
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей зам. директора по УВР директор школы
начальных классов Фомина Н. В. Евдокимова Н. Протокол № 1 ________________ _____________
от «28. 08. 2015 г.» «29. 08. 2015 г.» приказ № 105
Руководитель Бормисова О. Г. от 31.08.2015 г.
____________
Рабочая программа
по изобразительному искусству
3 класс
Составитель: учитель начальных классов
I категории
Бормисова Ольга Геннадьевна
2015
Пояснительная записка
Изобразительное искусство
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
˗Закона Российской Федерации «Об образовании» (п.6. ст. 9, п.2 ст. 32, п.5.2. ст.14);
˗ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009;
˗ Типовое положение об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменением от 10.03.2009 г. № 216 ст. 41;
˗ Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ vestnik. edu. ru.);
˗ Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014 -2015 учебный год;
˗ Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Л. А. Неменской «Изобразительное искусство»,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
˗ Устав МОБУ СОШ с. Ишпарсово;
˗ Учебный план МОБУ СОШ с. Ишпарсово на 2015 - 2016 учебный год (приказ № 82 от 21.08.2015);
˗ Положение о рабочей программе МОБУ СОШ с. Ишпарсово (приказ № 30 от 28.03.2014).
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 ч в неделю - 34 ч (34 учебные недели)
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
˗ развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
˗ освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
˗ овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
˗ воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи учебного предмета:
˗ развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
˗ формирование эстетического отношения к природе. Явлениям растительного и животного мира;
˗ формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;
˗ развитие наблюдательности и творческого воображения;
˗ формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
˗ начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
˗ формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создании аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.
Распределение часов
Четверть
Раздел
Всего часов
Контрольные работы
Практическая часть
Диктант
Контрольные работы
Тест
Лабораторные, практические работы
Экскурсии, проекты
1
Искусство в твоем доме
8
2
Искусство на улицах твоего города.
Художник и зрелище
7
1
3
Художник и зрелище
9
4
Художник и зрелище
Художник и музей
1
8
Всего
34
Тематический план
№
Раздел в предмете
Содержание темы
Вид контроля
Характеристика деятельности обучающихся (для 3 классов - какие УУД формируются)
Кол-во часов (всего)
1
Искусство в твоем доме
Твои игрушки.
Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки сов-ременные и прошлых врем-ен. Знакомство с народными игрушками. Особенности этих игрушек. Связь внеш-него оформления игрушки с ее формой.
Посуда у тебя дома.
Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в соз-дании образа посуды. Обус-ловленность формы, украше-ния посуды ее назначением. Зависимость формы и декора посуды от материала. Образ-цы посуды, созданные масте-рами промыслов (Гжель, Хохлама).
Обои и шторы у тебя дома.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эс-кизов обоев как создание об-раза комнаты и выражение ее назначения: детская ком-ната или спальня, гостиная. Роль цвета обоев в настрое-нии комнаты. Повторяемость узора в обоях.
Мамин платок.
Знакомство с искусством ро-списи тканей. Художествен-ная роспись платком, их раз-нообразие. Орнаментальная роспись платка платка и роспись ткани. Расположе-ние росписи на платке, рит-мика росписи. Растительный или геометрический херактер узора на платке. Цветовое решение платка.
Твои книжки.
Многообразие форм и видов книг, игровые формы детс-ких книг. Роль художника в создании книг. Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица.
Открытки.
Создание художником позд-равительных открыток. Мно-гообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания.
Труд художника для твоего дома.
Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Масте-ров в создании формы пред-мета и его украшения.
Выставка творческих работ.
Игра в художников и зрите-лей, в экскурсоводов на вы-ставке детских работ. Пони-мание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.
Характеризовать связь между формой, декором посуды и ее назначением. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорированием в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы при создании обоев и штор.
Понимать зависимость характера узора, цветового ре-шения платка от того, кому и для чего он предназначен.
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка, а также характер узора.
Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги. Знать и называть отдельные элементы оформления книги. Создавать проект детской книжки-игрушки.
Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку.
Участвовать в творческой обучающей игре, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников.
8
2
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры.
Знакомство со стариной и новой архитектурой родного села. Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор.
Образное воздействие архи-тектуры на человека. Знако-мство с лучшими произведе-ния архитектуры - каменной летописью истории челове-чества. Памятники архитек-туры - достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.
Парки, скверы, бульвары.
Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов - важная работа художника. Проектирование художни-ком парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, пар-ковой скульптурой.
Традиция создания парков в нашей стране. Разновидно-сти парков и особенности их устроения. Строгая плани-ровка и организация ланд-шафта в парках - мемориа-лах воинской славы.
Ажурные ограды.
Чугунные ограды в Москве, Санкт-Петербурге, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь тво-рчества художника с реаль-ной жизнью. Роль природ-ных аналогов в создании ажурного узорочья оград.
Волшебные фонари.
Работа художника по созда-нию красочного облика го-рода, уличных и парковых фонарей. Фонари - украше-ние города. Старинные фо-нари Москвы, Санкт-Петер-бурга и других городов. Художественные образы фо-нарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжествен-ные, лирические. Связь об-разного строя фонаря с при-родными аналогами.
Витрины.
Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Вит-рины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании вит-рины. Праздничность и яр-кость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на ули-це.
Удивительный транспорт.
Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в фор-ме машины. Все виды транс-порта помогает создавать ху-дожник. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой
(автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук…)
Труд художника на улицах твоего села.
Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современ-ного города.
Создание коллективного панно.
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного села.
Раскрывать особенности архи-тектурного образа города.
Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которого надо беречь.
Различать в архитектурном об-разе работу каждого из Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест.
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.
Эстетически воспринимать парк как единый, целостный ху-дожественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.
Овладевать приемами коллек-тивной творческой работы в процессе создания общего про-екта.
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Москве, Санкт-Петербурге, в родном го-роде, отмечая их роль в украше-нии города.
Сравнивать между собой ажурные объекты, выявляя в них общее и особенное. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки.
Использовать ажурную реше-тку в общей композиции с изо-бражением парка или сквера.
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фо-нари Москвы, Санкт-Петербур-га и других городов, отмечать особенности формы и украше-ний.
Различать фонари разного эмоционального звучания.
Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой.
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витри-ны.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.
Создавать из отдельных детских работ коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
7
3
Художник и зрелище
Художник в цирке. Цирк - образ яркого развлекательного зрелища. Роль художника в цирке. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.
Художник в театре. Истоки театрального искусства. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Художник создатель сценического мира. Создание театра на столе - создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Маски. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маски как образ персонажа. Маски - характеры, маски-настроения. Условность языка масок и их декоративная выразительность. Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные) Конструирование выразительных острохарактерных масок. Театр кукол. Истоки развития кукольного театра. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы - марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы и ее конструкция и костюм. Создание куклы к кукольному спектаклю.
Афиша и плакат. Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Композиционное единство изображений, и текстов в плакате. Эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.
Праздник в городе. Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейрверки, флаги. Выполнение рисунка «Праздник в городе».
Школьный карнавал. Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на уроках масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д.
Понимать роль художника в цирке.Знать элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.Учиться передавать яркую красочность, зрелищность циркового искусства. Понимать взаимосвязь театра с изобразительным искусством. Овладевать навыками создания объемно- пространственной композиции « Театр на столе». Знать истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр.)
Понимать условность языка масок и их декоративную выразительность. Уметь конструировать выразительные острохарактерные маски. Знать историю создания масок и их назначение.
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки). Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие образу куклы.) Уметь применять и комбинировать в работе разные материалы. Понимать особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм. Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах плакатах изображение, украшение, лаконизм. Понимать роль художника в создании праздничного облика города. Создавать в рисунке праздничную атмосферу используя элементы праздничного украшения города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы, Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным и красивым.
Понимать роль праздничного украшения для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
11
4
Художник и музей Музеи в жизни города. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов - хранители великих произведений мирового и русского искусства. Разнообразие музеев( художественные литературные, исторические, игрушек, космоса и т. д.) Крупнейшие художествен ные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Рассказ учителя и беседа. Картина - особый мир. Картина пейзаж. Картины создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж - изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Картина - портрет Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники портретисты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникнове ние в его внутренний мир. Создание портрета кого либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрета. Картина - натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта. Создание натюрморта по представлению с ярко выраженным настроением.
Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра. Изображение сцены из своей повседневной жизни в картинах бытового жанра. Скульптура в музее и на улице. Скульптура - объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного(в движении) для парковой скульптуры.
Художественная выставка.Обобщение темы. Выставка лучших детских работ за год. Выставка как событие и праздник общения.
Знать крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании экспозиции.
Иметь представление, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями. Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Уметь рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Иметь представление об изобразительном жанре - портрете. Уметь создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах.
Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Воспринимать картину натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Знать знаменитых русских и западноевропейских художников работавших в жанре натюрморта. Изображать натюрморт с настроением используя роль цвета. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Осваивать новую технику (восковые мелки и акварель).
Понимать отличие скульптуры от живописи и графики. Знать основные скульптурные материалы (камень, металл, дерево, глина). Называть основные виды скульптуры: скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
8
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема раздела
Тема урока
Дата
Примечание
По плану
По факту
Искусство в твоем доме (8 ч)
1, 2
Твои игрушки
08.09
15.09
3
Посуда у тебя дома
22.09
4
Мамин платок
29.09
5
Обои и шторы в твоем доме
06.10
6
Твои книжки
13.10
7
Поздравительная открытка
20.10
8
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
27.10
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
9
Памятники архитектуры - наследие веков
10.11
10
Парки, скверы, бульвары
17.11
11
Ажурные ограды
24.11
12
Фонари на улицах и парках
01.12
13
Витрины магазинов
08.12
14
Транспорт в городе
15.12
15
Что сделал художник на улицах в моем селе
22.12
Художник и зрелище (11 ч)
16
Художник в цирке
29.12
17
Художник в театре
19.01
18
Художник в театре
26.01
19, 20
Театральные маски
02.02
09.02
21, 22
Театр кукол
16.02
23.02
23, 24
Афиша, плакат
01.03
15.03
25
Праздник в городе
22.03
26
Школьный праздник-карнавал (обобщающий урок)
05.04
Художник и музей (8 ч)
27
Музеи в жизни города
12.04
28
Картина-пейзаж
19.04
29,30
Картина-портрет
26.04
03.05
31
Картина-натюрморт
10.05
32
Картины исторические и бытовые
17.05
33
Скульптура в музее и на улице
24.05
34
Художественная выставка
31.05
Планируемый уровень подготовки выпускников в соответствии с установленными требованиями
Результаты изучения курса
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
˗ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
˗ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
˗ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
˗ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
˗ сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
˗ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
˗ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
˗ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
˗ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
˗ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
˗ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
˗ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
˗ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
˗ сознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
˗ знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
˗ знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
˗ понимание образной природы искусства;
˗ эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
˗ способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
˗ умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
˗ усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
˗ умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
˗ способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
˗ способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
˗ умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
˗ освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
˗ овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
˗ умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
˗ умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
˗ изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
˗ умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
˗ способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
˗ умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
˗ выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
˗умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература основная и дополнительная для учителя и обучающихся
˗ Рабочие программы. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. 2011.
˗ «Изобразительное искусство» учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская. Под редакцией Б. М. Неменского/ - М.: Просвещение, 2013.
˗ Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 3 класса. Под редакцией Б. М. Неменского/ - М.: Просвещение, 2015.
˗ Гербарий.
˗ Портреты известных художников.
˗ Репродукции картин известных художников.
Технические средства обучения.
Компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр.