- Преподавателю
- Начальные классы
- Ь знак в конце существительных после шипящих
Ь знак в конце существительных после шипящих
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Молчанова Т.М. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»
Цель урока: познакомить с правилом правописания мягкого знака после шипящих в конце существительных. Развивать речь детей, словарный запас, творческое мышление. Воспитывать трудолюбие, желание находить выход из проблемной ситуации.
Оборудование:
- таблица правописания мягкого знака в конце существительных после шипящих;
- презентация птиц с использованием ПК и проектора;
- макет ёжика, несущего шипящие буквы;
- картинки для оформления путешествия.
Ход урока. I. Организационный момент Сегодня весенний солнечный денек и мы, взяв палитру и краски, отправляемся с вами на поезде в путешествие в страну «Словарию», делая по пути интересные зарисовки. Сели, поехали. Выглянем в окно, по сторонам дороги стоит проснувшийся от зимней спячки весенний лес. Ветви деревьев покачиваются от свежего ветерка и поют свою весеннюю песенку. Сделаем зарисовку. ( На магнитной доске появляется зарисовка леса)
-
Каллиграфическая минутка
ьььь Муравьи, пень - Для чего нам нужен мягкий знак? ( Повторение о написании мягкого знака) III. Словарная работа: Едем, любуемся природой, какое интересное дерево, листочков еще нет, но толстые коричневатые почки говорят о том, что дерево пробудилось, живет, дышит и радуется приходу весны. Зарисуем и его. (На магнитной доске появляется зарисовка дерева) -Называю три слова сразу, вы запоминаете их и правильно записываете: Береза, ветер, деревня Осина, север, соловей Взаимопроверка работ учащимися. IV. Работа по теме урока: 1.Создание проблемной ситуации и поиск путей выхода из нее. А вот спешит по своим делам колючий ежик, «возьмем» его на свою картину. (На магнитной доске появляется рисунок ежика) А вот и сам ёжик с шипящими буквами
- Что мы знаем про эти буквы?
- Образуйте от слов "мощный", "ночной", "лучистый", "багажный" однокоренные имена существительные, запишите их.
- Как записали шипящие в конце слова, почему?
- Какое правило "изобрели"?
- Давайте заполним таблицу:
Пишется ь
Не пишется ь
Сущ. женск. рода
рожь
тишь
помощь
Сущ. муж. рода
нож
меч
грач
2. Работа над усвоением правила: За окном мы видим ребят, которые встречают птиц и вешают скворечник, сделанный своими руками. Давайте сделаем зарисовку. (На магнитной доске появляется рисунок скворечника)
- Напишите правильно слова, заменив синонимами данные понятия и назвав их одним словом:
- Запишите только те сочетания слов, которые можно употребить в прямом и переносном значении с одним и тем же прилагательным (золотая вещь, рожь)
2. Отгадайте загадки (работа в группе) Птица грач хлопочет возле своего гнезда, зарисуем и его. (На магнитной доске появляется рисунок грача)
Запишите отгадку:
1 группа
-
Ползун ползет, иголки везет .
2. Шевельнул бороздкой гном,
И вошел хозяин в дом .
3. Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут .
2 группа
-
Белые горошки на зеленой ножке .
- Стоит изба из кирпича,
-
Он признался ножу:
«Без работы я лежу
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог » .
3 группа
-
Маленький рост, длинный хвост,
- Растет на суше,
- Что за весенняя первая птица
Запишите любых три отгадки.
-
От существительного «печь» образуйте однокоренное прилагательное, разберите по составу.
3.Письмо с комментированием:
А камыш так и остался стоять с прошлой осени, вот только пожелтел, зарисуем и его. (Помещаем рисунок камыша)
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
(И.Никитин)
-
В первом предложении найдите грамматическую основу, сделайте морфологический разбор слова «тишь»
- Викторина «Знаешь ли ты птиц» (Использование ПК и проектора)
- Используя название одной из отгаданных птиц, составьте предложение. (По дороге важно ходит черный грач.)
- С каким правилом познакомились сегодня на уроке?
- В нашем языке таких слов очень много, и несмотря на то, что орфограмма кажется очень легкой, допускается немало ошибок, поэтому будем отрабатывать эту орфограмму, а данные слова я поместила в специальный словарик.