Урок русского языка в 3 классе по теме Имя прилагательное

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе по теме Имя прилагательное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя образовательная школа №3»









Урок русского языка в 3 классе


по теме


«Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»






Составлен и проведен

учителем начальных классов

Гуковой Мариной Васильевной











Тема урока


«Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»


Место урока в системе уроков

На тему «Имя прилагательное» отведено 19 часов. Это первый урок по теме в третьем классе, поэтому - урок открытия новых знаний. Тема дается после темы «Имя существительное», прослеживается тесная связь этих частей речи. Новый материал дается с опорой на знания, полученные во втором классе.

Цели урока

Формировать представление об имени прилагательном, их роли в речи, умения определять род и число имён прилагательных.

Совершенствовать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, определять род и число имен прилагательных.

Формировать универсальные учебные действия.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты урока

Знать: - что такое имя прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает

Уметь: - распознавать имя прилагательное среди других частей речи;

- определять каким членом предложения является имя прилагательное;

- задавать вопросы.

- определять род и число прилагательных;

- употреблять прилагательные в речи.

Формируемые УУД

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; проявлять интерес к изучению языка;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре, справочниках; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; владеть монологической и диалогической формами речи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование

  1. Толковые словари, учебники, памятки.

  2. Презентация в POWER POINT

  3. Универсальные (компьютер, проектор, экран)

  4. Видеофильм об амурских тиграх

  5. Сигнальные карточки с указанием рода и числа.

  6. Тексты о животных

  7. Индивидуальные карточки для самостоятельной работы

  8. Смайлики для рефлексии.

ЭТАП 1 (2мин)

Организационный момент

Цель

Коррекция знаний и умений учащихся.

На формирование каких УУД направлена деятельность

Коммуникативные (слушать и понимать речь других),

познавательные (находить ответы на вопросы в тексте,).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

Обеспечение полной готовности к работе.

- Соберите из слогов слово. ( слайд 5)

- Что вы знаете об имени существительном?

- Как определить род и число имен существительных?

фронтальная

Эмоциональный настрой учащихся.

ЭТАП 2 (5мин)

Актуализация опорных знаний Постановка темы и целей урока

Цель

Выявить уровень знаний об имени прилагательном.

На формирование каких УУД направлена деятельность

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные: ориентироваться и находить ответы на вопросы в тексте; осуществлять анализ и синтез; делать выводы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

1. - Прочитайте текст. (Слайд 6)

- О каком звере мы прочитали? Назовите его.

- Почему вы не можете ответить на этот вопрос?

- Каких слов не хватает в тексте?

- А теперь я открою слова. (Слайд 6)

- Сейчас вы можете назвать зверя?

- Какая часть речи помогла вам угадать зверя?

- Какую роль они играют в тексте?

- Что еще вы знаете об именах прилагательных?

2. - Как вы думаете, какую тему начнем изучать на сегодняшнем уроке?

- Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Что бы вы хотели еще узнать об имени прилагательном?

Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по книге рекордов Гиннесса. (Слайд 7) А поведут нас туда имена прилагательные.

- Какие помощники будут с нами на уроке? (Словарь, учебник, памятки)

Беседа. Рассуждение учеников.

-Трудно догадаться, что это за зверь. Белка, лось, заяц не умеют защищаться при помощи зубов.

Фронтальная работа.

Высказывание учащимися своего мнения. Формулирование темы и цели урока

Принятие учащимися решения

-Задача нашего сегодняшнего урока - определить значение имен прилагательных в речи, узнать с какой частью речи связано имя прилагательное, научиться определять род и число имен прилагательных.

Воспроизведение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний

Сформировано представление об имени прилагательном, его роли в речи,

ЭТАП 3 (20 мин)

Изучение нового материала.

Цель

Совершенствовать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, определять род и число имен прилагательных.

На формирование каких УУД направлена деятельность

Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; проявлять интерес к изучению языка;

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение;

Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре, справочниках; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; владеть монологической и диалогической формами речи;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

  1. Запишите в журнал посещения книги рекордов дату нашего путешествия.

  2. Минутка чистописания: Напишем буквы к и р, соединяя их крючковой петлей - кр. (Слайд 8)

  3. 1 страница книги

- Назовите имена прилагательные. (Слайд 8)

- По каким признакам вы их узнали?

- Что же такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что означает имя прилагательное?

- А знаете ли вы, что обозначает слово «прилагательное»? (В переводе с латыни - присоединение, прибавление; с греческого - эпитет. Эпитет - это образное, художественное определение, сравнение. Само слово эпитет у нас тоже применяется, как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету). Сейчас мы в этом убедимся.

- К именам прилагательным, подберите подходящие имена существительные (Слайд 9).

- Запишите полученные словосочетания с вопросами.

- Это и есть эпитеты или имена прилагательные.

- Что обозначают имена прилагательные?

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Как имена прилагательные связаны с именем существительным?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Как вы думаете, как определить род и число имен прилагательных? (по вопросу или по имени существительному)

- Давайте определим род и число имен прилагательных в словосочетаниях.

- А знаете ли вы, что самой высокой в мире собакой является датский дог. Его рост достигает 2 метров и 10 сантиметров. Самая маленькая - йоркширский терьер, высота которого составляла 6,3 см. (Слайд 10)

4. Соотнесите предметы с их признаками, чтобы рисунки раскрасились, стали ярче.

(Слайд 11) 2 страница Самопроверка. (Слайд 11)

- Как определить род и число имен прилагательных. Определите устно.

- Что называли имена прилагательные?

Вывод: Прилагательные называют признаки животных. В словосочетаниях род и число имен прилагательных зависит от рода и числа имен существительных.

- А знаете ли вы... Голубой кит - самое-самое большое и самое тяжелое животное. Они достигают в длину 35 метров. Гепард развивает скорость до 112 км/ч через 3 сек. Летучая мышь имеет острых слух и улавливает ультразвуковые сигналы. Коала не пьёт, хорошо плавает, сумка зверя открывается назад. Медведь - самый крупный материковый хищник.

5. Зрительная физминутка «Львенок и черепаха» (Слайд 12) 3 страница

- А знаете ли вы, что черепахи является долгожителями среди животных. Могут прожить до 300 лет. Слоновая же черепаха существует в единственном экземпляре. Ее можно считать практически вымершей. (Слайд 13)

6. Выделение словосочетаний. 4 страница. (Слайд 14)

Выпишите из текста словосочетания: существительное + прилагательное. Назовите признак, который называет имя прилагательное? (размер, цвет, ширину, вид, качества и т.д.) Определите число и род имен прилагательных. Как это сделать? - О ком идет речь в тексте?

- А знаете ли вы, что выхухоль - практически слепое животное, ушных раковин нет. Ведет полуводный образ жизни, встречается только на берегах Волги, Дона, Урала, Оби.

7. Выборочное письмо по памяти. 5 страница (Слайд 15)

- Назовите самого лучшего прыгуна среди животных.

- А знаете ли вы... Длина его тела достигает трех метров, масса 300 кг. Это самое крупное животное семейства кошачьих.

- Посмотрите на экран. Постарайтесь запомнить словосочетания имен существительных с именами прилагательными. (Слайд - видеофрагмент 16 или приложение 5) Проверка. (Слайд 17) Определите род и число имен прилагательных и покажите с помощью сигнальных карточек.

8. Физминутка (Приложение 1)

Каллиграфическое письмо.

Фронтальная работа.

Индивидуальная дифференцированная работа со словарями, памятками, учебником.

Репродуктивное восприятие информации

Соотнесение предметов и их признаков, анализируя существенные признаки животных


Соотнесение предметов и их признаков, анализируя существенные признаки животных

Сообщение учащихся об особенностях животных (предварительный поиск информации)

Фронтальная работа.

Сравнение, обобщение.

Комментированное письмо

Снятие зрительного напряжения, релаксация.

Выборочное письмо, определение существенных признаков имен прилагательных.

Фронтальная работа.

Определение рода и числа имен прилагательных по имени существительному.

Выборочное письмо по памяти.

Фронтальная работа с использованием сигнальных карточек

Смена поз, физ. разм.

Усовершенствованы умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, определять род и число имен прилагательных.




(При правильном выполнении задания, изображенные животные приобретают цвет)


ЭТАП 4 (10 мин)

Закрепление полученных знаний

Цель

Закрепить полученные знания об именах прилагательных

На формирование каких УУД направлена деятельность

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; проявлять интерес к изучению языка;

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; делать выводы.

Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

1. Работа в парах. 6 страница (Слайд 18)

Задание по рядам: Выпишите из текста словосочетания: имя существительное + прилагательное. (Приложение 2) Каждый ряд сможет ответить на один из вопросов: какое насекомое самое громкое; какое самое длинное, какое самое сильное.

Проверка.

Что интересного узнали об этих насекомых? (Какое насекомое самое громкое?

Какое самое длинное? Какое самое сильное?)

- А знаете ли вы, Длина тела самого большого кузнечика составляла 25,4 см, и он совершал прыжки длиной 4,6 м.

Какая часть речи помогла нам ярче представить и больше интересного узнать об этих насекомых?

- Определите род и число имен прилагательных. Как это сделать?

Взаимопроверка.

2. Самостоятельная работа. (Слайд 19) (Дифференцированный дидактический материал на рабочих местах детей) 7 страница (Приложение 3)

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Определите род и число имен прилагательных. Первый вариант использует слова для справок. - А знаете ли вы, что жираф - самое высокое животное. Его рост 5-6 м. Сохранился в основном в национальных парках.

Продолжительность жизни ленивцев в неволе - 20-30 лет.

Работа в парах.

Частично-поисковая работа.

Работа с раздаточным материалом.

Самостоятельная работа в парах.

Фронтальная работа

Самостоятельная работа. Определение рода и числа имен прилагательных

Дифференцированная работа с дидактическим материалом.

Совершенствование умения использовать имена прилагательные в письменной речи.

Учащиеся закрепили роль имен прилагательных в речи, умения определять род и число имён прилагательных.

Усовершенствовали умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными, определять род и число имен прилагательных.

ЭТАП 5 (3мин)

Подведение итогов занятия. Объяснение домашнего задания. Рефлексия.

Цель

Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Объяснить домашнее задание.

На формирование каких УУД направлена деятельность

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные: оценивать свою учебно-познавательную деятельность

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат этапа

1. - Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Что они обозначают?

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

- С какой частью речи связано?

- Как определить род и число имен прилагательных?

2. Чтение стихотворения детьми. (Приложение 4)

- Страницы какой книги мы сегодня перелистывали?

- Назовите представителей книги рекордов Гиннесса. (Слайд 20)

- Из них эти животные занесены в Красную Книгу? (Слайд 21)

- Расскажите об этих животных вашим друзьям и знакомым. И помните, что от каждого из нас зависит количество животных, занесенных в Красную Книгу.

Выставление оценок.

3. Д/з стр. 102 упр. 3. Составьте и запишите все возможные словосочетания сущ. + прил. Из данных слов. Знать определение имени прилагательного.

4. Рефлексия (Слайд 22)

- А сейчас оставьте свой отзыв в журнале посещения книги рекордов Гиннесса.

Если вам понравилось работать на уроке, покажите этот смайлик. Наклейте его.

Если вам не интересно было работать на уроке, покажите этот смайлик. Наклейте его.

Если вы ничего не поняли на уроке, покажите этот смайлик. Наклейте его.

(Слайд 23)

Выводы учащихся


Обсуждение заданного.

Оценка собственных знаний

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выбор домашнего задания.




© 2010-2022