Методические рекомендации по морфологии

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

























































Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский педагогический колледж № 1»



Кафедра педагогики и методики начального образования

Методические рекомендации



Формирование языковой компетенции ( Морфологический компонент) младших школьников в начальной школе












Пермь, 2016

Составитель: Запольских К.М, студентка 3 курса ГБПОУ «Пермского педагогического колледжа №1»

Рецензенты: Лужбина А.А., преподаватель ГБПОУ «Пермского педагогического колледжа №1»

Ковальчук И.А, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 93 г.Пермь

Аннотация: Данные методические рекомендации способствуют профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Печатается по решению кафедры ПИМНО.

Протокол №_______________от________________2016г.





Пояснительная записка.

Методические рекомендации составлены на основе результатов опытно-практической работы, проведенной на базе……………………….. в период профессиональной практики в…………………………………

Цель методических рекомендаций - повышение уровня языковой компетенции младших школьников в учебном процессе.

Формированию языковой компетенции младших школьников, придается особое значение, так как она является основой успешного формирования социально активной личности. Именно данная компетенция обеспечивает развитие способностей учащихся к анализу и оценке различных языковых явлений, умений и навыков речевого общения, овладение основными нормами русского литературного языка. При изучении частей речи происходит формирование языковой компетенции - её морфологического компонента.

Предложенная система упражнений с использованием заданий, раскрывающих содержание различных уровней языка, при условии систематической и целенаправленной работы, способствует эффективному формированию языковой компетенции младших школьников при изучении вопросов морфологии на уроках русского языка.


Оглавление

  1. Упражнения на определение части речи во время урока

  2. Занимательные игры на определение части речи



































Инструкция

Описание

Время проведения

1.

2.Распределите слова по группам в зависимости от частей речи. Докажите.

Человек, природа, в , без, над, ослепительный, прилежный, плохо, ругаться, петь, поёт, танцы, надо,увы, конечно.

Использовать во время урока.

Сочините и напишите сказку о частях речи.

Прилагательное, существительное, глагол, наречие, предлог, союз.

Использовать во время урока или задать для работы дома.

4.Сопоставьте лексическое и грамматическое значений слов.

Прочитайте слова, определите их лексическое значение, догадайтесь, что их различает: бег - кто?/что? - 'быстрое отталкивание человека ногами от земли'; имя сущ., нариц., неодуш., м.р., 2-е скл. (указываются в данном случае только постоянные признаки, так как слово дано вне контекста); бегать - что делать? - 'действие, процесс быстрого отталкивания ногами от земли'; глагол, неопред. ф., несов. Вид.

Использовать во время урока

5.Сопоставление словоформ одной парадигмы для выяснения их постоянных качеств.

Прыгал - прыгала - прыгать; бегал - бегала - бегать и т. п. Делается вывод, что слово изменяется от неопределенной формы (ничего нельзя определить - «сигналом» служит вопрос что делать? и -ть до прошедшего времени («сигнал» - суффикс -л-), а в прошедшем времени по родам.

Использовать во время урока.

6.Сопоставление словоформ одной парадигмы с орфографическими целями.

Просклоняйте существительные 1-го склонения с ударными и безударными окончаниями: страна, земля, картина, цапля.

Использовать во время урока.

7.Подбор слов какой-либо части речи с той или иной грамматической категорией.

Выпишите из текста все имена существительные ед. ч. в Род. п., поставьте их в Род. п. мн. ч. ( подобные задания)

Использовать во время урока или для работы дома.

8.Постановка слова в указанную грамматическую форму.

Найдите в тексте глаголы и поставьте их в форму наст. вр., ед. ч., 2-го лица

( подобные задания)

Использовать во время урока.

9.Группировка слов по частям речи

Выпишите из текста имена существительные и распределите их по типам склонения.

Использовать во время урока.

10. Образование имена существительных, обозначающие лица мужского пола.

  • ист: танк - танкист, флейт(а) - флейтист,

куплет - куплетист;

  • ец: мудр(ый) - мудрец, храбр(ый) - храбрец, пе(ть) - певец;

  • ник: путь - путник, лук - лучник, рек(а) - речник.

Использовать во время урока.

11.Обозначьте имена сущ., которые читаются справа налево и наоборот.

Казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, кок, поп, дед, шалаш.

Использовать во время урока .

12. Классификация частей речи.

Назовите глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в существительное.

(СЕЛО, ПРОПАСТЬ, ОКУНИ, ТОПИ, ПРЯДИ).

Использовать во во время урока.

2.

1.Игра «Даем объявление».

Каждой группе необходимо необычно «разрекламировать» часть речи: имя прилагательное, глагол, причастие, деепричастие.

Использовать в урочное время, внеклассное и внеурочное.

2. « Магазин»

Представьте себе, что вы зашли в продуктовый магазин. Запишите названия продуктов, продающихся там, выраженные сущ., которые употребляются только в ед.ч. или только в мн.ч..

(МОЛОКО, МУКА. ПОВИДЛО, САХАР, ТВОРОГ, СМЕТАНА, КЕФИР, КРАХМАЛ, КОФЕ, КАРАМЕЛЬ, ШОКОЛАД, ВЕРМИШЕЛЬ, ДРОЖЖИ, СЛИВКИ).

Использовать на уроке или во внеурочное время.

3. Игра

« Волшебный круг»

Сколько слов вы сумеете прочитать по часовой стрелке и против нее?

(КОЛЕСО - сок, кол, лес, око, село, сокол, лесок, оселок, колесо).

Использовать в урочное время, внеурочное.

4. Игра « По очереди»

Назовите по очереди имена сущ., которые в русском языке не склоняются.

(АТЕЛЬЕ, ПАЛЬТО, РАДИО, МЕТРО, ТАКСИ, КЕНГУРУ, ДРАЖЕ, МЕНЮ, ИНТЕРВЬЮ, БРА, ЖЮРИ, КОФЕ, ЖЕЛЕ, СОЛО, ТРЮМО…)

Использовать во время урока.

5. Игра «Чудесный квадрат»

Заполни клетки по горизонтали и прочитай по вертикали.

1.Часть тела.

2.Красивое сочетание линий и фигур.

3.Часть дерева.

4.Национальность.

Р

у

к

а

У

з

о

Р

К

о

р

А

а

р

а

Б

Использовать в урочное время, внеурочное.

6. Игра

« Переставь букву»

Переставь буквы так, чтобы из одного существительного образовать другое.

(барыня - рабыня, пальто - лапоть, лейка - лакей, подвода - водопад, мошкара - ромашка, стирка - старик, приказ - каприз, каркас - краска.)

Использовать в урочное время, внеурочное .

7. Игра « Аукцион»

В этой игре победителем считается тот, кто назовет последним слово. Играющие по очереди называют имена сущ., которые употребляются только в одном числе:

А) в ед.ч. (листва, родня, клей, железо, горох, холод, жара, слепота, здоровье. Терпенье, месть, мощь, кровь, нефть);

Б) в мн.ч. (дрова, брызги, именины, родители, каникулы, всходы. Жабры, весы, духи. Обои, люди, дети, кудри, ножницы, качели, брюки, санки.)

Использовать во время урока или во внеурочное время.

8. « Добавь букву»

К названным словам добавить одну букву так, чтобы получилось новое слово.

(рот - крот, вал - овал, том - атом, овцы - ловцы, рубка - трубка.)

Использовать во время урока.

9. « Составь словосочетание»

Подбери имена прилагательные к существительным, правильно согласуя их в роде и числе.

Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (черная).

Использовать во время урока.

10. « Слова - путешественники»





11. « Кто быстрее?»







12. « Угадай профессию»

Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…

1.Кушаний (жаркое, заливное, мороженое, холодное);

2.Магазинов (булочная, кондитерская);

3.Поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый);

4.Животных (косой, вороной, пернатые);

5.Терминов (запятая, звонкие, глухие, гласные, согласные, твердые, мягкие, ударные, безударные);

6.Профессий (рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный).

За 2 минуты нужно подобрать За 2 минуты нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным словам.

Трава: зеленая, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная…

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый…

Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая…

Друг: верный, старый, хороший, настоящий…как можно больше прилагательных к данным словам.

Трава: зеленая, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная…

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый…

Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая…

Друг: верный, старый, хороший, настоящий…

По названному фразеологическому обороту определить, среди представителей каких профессий они появились.

(Стричь под одну гребенку, на живую нитку, сложить оружие) .

Использовать во время урока или во внеурочное время.



При изучении частей речи происходит формирование языковой компетенции- её морфологического компонента. Поэтому наиболее эффективным, на наш взгляд, является включение в урок русского языка системы упражнений, направленных на изучение вопросов морфологии. Мы разработали лингвистический и методический материал и апробировали его в 4 классе. Он предполагает взаимодействие разделов языкознания друг с другом, т.е проводя урок по теме «Культура общения и речи» в разделе лексикологии, мы можем включить в план урока упражнение, направленное на формирование языковой компетенции, которое будет сопутствовать данной теме. Проведённое исследование уровня сформированности языковой компетенции обучающихся 4 класса показало то, что при обучении русскому языку, специально не направленном на развитие языковой компетенции, совершенствование способности решать языковые задачи на интуитивном уровне происходит достаточно медленно, а в некоторых случаях остаётся неизменным от класса к классу. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике при использовании на уроках русского языка разработанной системы заданий, направленных на формирование языковых способностей. Для определения уровня обученности за основу взята методика С.И. Архангельского, который считает, что пятибалльные градации учебной деятельности - это вполне сложившаяся и вполне действенная система оценки результатов учебно-воспитательного процесса в школе. Таким образом, уровень обученности по итогам выполнения контрольных работ по русскому языку значительно повысился.








© 2010-2022